Поставщик Её императорского величества

Героиня двух эпох, Надежда Петровна Ламанова, встретила Октябрьскую революцию в 56 лет. Она носила почетное звание «Поставщик Её императорского величества», одевала элиту и богему серебряного века. А потом смело шагнула в новый мир — модельер Ламанова осталась в полыхающей огнём революции стране, не оставив дело своей жизни. 

В то время в её творчестве произошли поистине революционные перемены, начался новый этап её карьеры — уж явно не менее яркий и плодовитый, чем предыдущий. Новаторские идеи Ламановой в области массового производства одежды оказали влияние на развитие дизайна костюма в СССР.

В.А. Серов. Портрет Н.П. Ламановой. 1911. Картон, уголь, мел, сангина. Частное собрание
В.А. Серов. Портрет Н.П. Ламановой. 1911. Картон, уголь, мел, сангина. Частное собрание

Родилась Надежда Петровна Ламанова в Нижегородской губернии в семье полковника, потомственного дворянина из старинного, но обедневшего рода. Её мать, тоже происходившая из дворянской семьи, была превосходной рукодельницей.

Окончив гимназию в Нижнем Новгороде, девушка решилась на смелый поступок — она покинула семью, уехав в Москву. Как отмечает Ламанова в автобиографии: «Я поняла, что без экономической независимости не может быть свободы для женщины, стало быть, нужно уметь зарабатывать деньги». В то время у девушки дворянского происхождения из небогатой семьи был небольшой выбор профессий: она могла стать компаньонкой, гувернанткой или швеёй. Вольнолюбивая Ламанова выбрала дело, которое в будущем обеспечит ей полную самостоятельность — она пошла учиться в школу кройки и шитья Ольги Суворовой. Ламанова носит короткую стрижку, любит играть в Вист. И вскоре, целеустремленная и свободолюбивая, она трудится уже в известной московской мастерской мадам Войткевич, получает похвальные отзывы клиентов.

Надежда Петровна Ламанова (слева) и Мария Степановна Воронина. 1885-1887 гг.
Надежда Петровна Ламанова (слева) и Мария Степановна Воронина. 1885-1887 гг.

Ей не было и 25 лет, как она открыла собственное дело. Всего за четыре года штат мастерской увеличился с 11 до 38 мастериц. Её наряды носит сестра императрицы, жена московского градоначальника, Елизавета Федоровна, впечатленная вкусом и мастерством Ламановой. А затем и сама Александра Фёдоровна, строгая и требовательная к костюму, приобретает платья у Надежды Петровны.

Платье вечернее Императрицы Александры Федоровны. Бархат, шифон, атлас, кружево, синель. Мастерская Н. П. Ламановой Начало XX в. Государственный Эрмитаж
Платье вечернее Императрицы Александры Федоровны. Бархат, шифон, атлас, кружево, синель. Мастерская Н. П. Ламановой Начало XX в. Государственный Эрмитаж

Платье визитное Императрицы Александры Федоровны. Сукно, бархат, шелковая нить, блестки. Мастерская Н.П. Ламановой 1895-1896 гг. Государственный Эрмитаж
Платье визитное Императрицы Александры Федоровны. Сукно, бархат, шелковая нить, блестки. Мастерская Н.П. Ламановой 1895-1896 гг. Государственный Эрмитаж

И вот, через время, в Москве уже стояло новое здание в 4 этажа, на котором была установлена вывеска «Модный мастер дамского платья». Этот дом, и сейчас располагающийся на Тверском бульваре, был построен по заказу Ламановой архитектором Никитой Герасимовичем Лазаревым (1866 –1932). Здесь было ателье с пошивочным цехом и демонстрационным залом, школа портновского дела и общего образования, которую посещали ученицы Надежды Петровны. В этом же доме жила хозяйка. У Ламановой одевались все: от известных актрис до статных жён банкиров и промышленников. Светские дамы ценили качество, уникальность фасонов платьев. Княгиня Варвара Долгорукая называла её «русским гением элегантности»: «Мы ею гордились. Никто не мог сравниться с нею, безусловно, даже и среди больших французских Домов моды».

lomanova_06.jpg
Дом, принадлежащий Надежде Петровне Ламановой. Здесь располагался её салон. Москва, Тверской бульвар. Построен в 1908 г., арх. Н. Г. Лазарев. Во времена Ламановой здание было четырехэтажным, в советское время были надстроены 2 этажа.

Портреты светских дам хранят память о работах Ламановой. Для позирования художнику женщины выбирали свои лучшие наряды — платья Надежды Петровны. Вспомним знаменитый портрет Марии Ермоловой В.А. Серова, менее известный портрет Елены Балиной или портрет К.А. Сомова, изображающий Евфимию Носову. Здесь на ум приходят и строчки Марины Цветаевой: «Та богиня – мраморная, Нарядить – от Ламановой»…

В.А. Серов. Портрет М.Н. Ермоловой. 1905. Холст, масло. государственная Третьяковская галерея. Модель изображена в платье мастерской Н.П. Ламановой. В.А. Серов. Портрет Елены Балиной. 1911. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей. Модель изображена в платье мастерской Н.П. Ламановой
В.А. Серов. Портрет М.Н. Ермоловой. 1905. Холст, масло. государственная Третьяковская галерея. Модель изображена в платье мастерской Н.П. Ламановой Портрет Елены Балиной. 1911. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей. Модель изображена в платье мастерской Н.П. Ламановой

К.А. Сомов. Портерт Е.П. Носовой. 1911. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея.Модель изображена в платье мастерской Н.П. Ламановой
К.А. Сомов. Портерт Е.П. Носовой. 1911. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея. Модель изображена в платье мастерской Н.П. Ламановой

Надежда Петровна никогда не прекращала учиться: она часто ездит в Париж, где наблюдает за современными тенденциями, новыми технологиями в мире моды. Открытая всему новому, она знакомится с молодым французским кутюрье Полем Пуаре и даже приглашает его в Москву. Он читает лекции и демонстрирует свои модели в её знаменитом доме на Тверском бульваре. По восторженным отзывам того времени можно предположить, что Ламанова организовала чуть ли не одно из первых дефиле в России.

И.Э. Грабарь писал в Петербург А.Н. Бенуа в 1911 году: «Третьего дня мы тут с Серовым получили огромное наслаждение и на редкость хорошо провели вечер. Приехал сюда Поль Пуаре и привез с дюжину пробир-мамзелек и с сотню туалетов. И все это у Ламановой в ее новом palazzo прохаживалось в анфиладе зал. Черт знает до чего было хорошо. Он едет в Петербург, — не пропусти».

Поль Пуаре (1879-1944) — известный парижский модельер, с которым дружила Н.П. Ламанова
Поль Пуаре (1879-1944) — известный парижский модельер, с которым дружила Н.П. Ламанова

Дело Надежды Петровны процветало. Она, окруженная красотой и роскошью, была успешным предпринимателем, самостоятельной и современной женщиной. В то время она даже водила собственный автомобиль.

Но 1917 год изменил её жизнь. Напомним, что революцию она встретила в 56 лет. Салон Надежды Петровны ликвидировали, а дом на Тверском бульваре ей пришлось продать. Через некоторое время семья Ламановой жила уже не в особняке, а в комнате, которая находилась в коммунальной квартире. Удивительная пластичность ума позволила модельеру смело войти в новую Россию с совершенно новыми идеями, при этом использовать багаж знаний прошлого. Наступил новый этап в творческой жизни Надежды Петровны.

В 1918 году Ламанова становится членом профессионального Союза деятелей прикладного искусства и художественной промышленности, который позже войдет в состав Союза работников искусств (РАБИС). Это была массовая профессиональная организация в СССР, объединяющая на добровольных началах всех работников искусств. Не успев дождаться и второго съезда этой организации, она попадает в Бутырку. Через два месяца, по легенде, из заключения её спасает гражданская жена Максима Горького — актриса Мария Андреева, ее давняя клиентка. Пройдя тернистый путь, Ламанова не теряет веры в необходимость своего творчества. Про себя она писала так: «Революция изменила мое имущественное положение, но она не изменила моих жизненных идей, а дала возможность в несравненно более широких размерах проводить их в жизнь». Она была одной из первых в России, кто продвигал идею о необходимости производства продуманной с точки зрения формальных качеств одежды для масс в промышленных масштабах. И, конечно, костюм, по её мнению, нуждался в новых формах, разработкой которых она занималась. «Сделать одежду целесообразной и красивой — значит сделать жизнь вовсе не отдельных привилегированных людей, а жизнь широких слоев населения тоже более удобной и красивой. Об этом я думала с ранних лет», — отмечала Надежда Петровна.

Для этих целей Ламанова хочет создать «Мастерские современного костюма». Она обратилась со своей идеей к наркому просвещения А.В. Луначарскому, супруга которого, Наталья Луначарская Розенель, была клиенткой Надежды Петровны. В итоге при художественно-производственном подотделе ИЗО Наркомпроса создаются мастерские, возглавляет которые Надежда Петровна.

Обозначая цели и задачи мастерских, Ламанова рассматривает костюм как объект дизайна. Она осознаёт, что внешний вид гражданина молодого государства крайне важен. Костюм признаётся частью материальной культуры, формирующей самосознание человека нового типа. Ламанова отмечает, что необходимо ввести в массовое производство костюма начала художественности и привести современный костюм в соответствие с современным бытом Советской Республики.

В подробной программе обучения в мастерских, она новаторски разделяет специальности художников-инструкторов и мастеров-производителей (инженеров). Настаивает на том, чтобы при создании одежды учащиеся прибегали к «служебным дисциплинам»: анатомии, гигиене, ведь объектом костюма является человеческая фигура. При изучении построения костюма, по мнению Ламановой, нужно было выделить время на изучение таких аспектов: «Материал и его связь с формой и целью», «Назначение костюма сообразно жизни». Таким образом, Мастерские современного костюма стали творческой экспериментальной лабораторией новых форм одежды. К сожалению, закрылись они в 1924 г. за отсутствием кредитов.

В то время Ламанова вела также активную деятельность в новых советских учреждениях. Надежда Петровна указывает в своей автобиографии, что в это время она работала инструктором по созданию моделей при подсекции «Игла» МОНО, Московского подотдела профессионально-технического образования и инструктором по художественной промышленности в отделе ИЗО Наркомпроса.

В 1919 г. она выступила на первой Всероссийской конференции по художественной промышленности. В своем докладе Надежда Петровна сформулировала программу советского искусства моделирования массового костюма — по её мнению создатели одежды для народа должны были работать «над созданием из простых материалов простейших, но красивых форм одежды, подходящих к новому укладу трудовой жизни».

И вот на страницах журнала «Красная Нива» уже появляются созданные Ламановой модели повседневной одежды, которые «могут служить образцами для массового производства». Они были сделаны из простейших материалов: из ситца, крестьянского холста и бумазеи — Надежда Петровна учитывала экономическую обстановку в стране, исходила из реальных возможностей. Ведь для индивидуальных заказов, над которыми она трудилась в прошлом, экономическая составляющая — была уже третьим делом, а массовое производство требовало минимальных затрат. Представленная Ламановой одежда обладала максимальной простотой форм и минимальным количеством швов и застежек — таким образом, она минимизировала как материальные, так и трудовые затраты. Упрощенная технология изготовления не требовала высокого мастерства швеи, была рассчитана на массовое производство.


Костюмы по моделям Н.П. Ламановой. Иллюстрации к статье «Искусство в современной одежде», «Красная Нива» N° 52, 1923 г.Костюмы по моделям Н.П. Ламановой. Иллюстрации к статье «Искусство в современной одежде», «Красная Нива» N° 52, 1923 г.

Теми же характеристиками наделены и модели созданной Надеждой Петровной одежды для учащихся. Несмотря на минимальное количество швов и бюджетные материалы, они наделены важными для удобства человека свойствами: например, воротник платья может расстегиваться. Этот воротник образует выразительный силуэт платья, никак не маскируется — таким образом, форма одежды являет собой её функциональные особенности.

Костюмы по модели Н.П. Ламановой. Иллюстрация. «Иллюстрированная Россия» № 341. 1926 г.
Костюмы по модели Н.П. Ламановой. Иллюстрация. «Иллюстрированная Россия» № 341. 1926 г.

В представлении Ламановой внешние эстетические свойства массовой одежды должны исходить от цели, для которой она создается — от условий жизни человека, который её носит: «в сложной современной городской жизни, где при массе различных занятий, рабочее платье человека должно быть целесообразно, т. е., соблюдая удобство и простоту соответствовать, главным образом, данному занятию того или иного лица (так, например, недопустима узкая одежда для людей, работа которых протекает в движении)». Форма одежды, по её мнению, должна определяться её функцией. Она считала, что при создании формы следует в первую очередь опираться на свойства материала, в котором будет выполнена одежда, «ибо материал не поддается насилию, против него нельзя идти — это грозит плохими результатами». И указывала, что «каждый, даже самый дешевый, материал может послужить исходной точкой красивой формы — поскольку она считается с ним, с его особенностями, с его шириной, с его мягкостью или жесткостью».

Ламанова сформулировала ещё важное правило, которому должно подчиняться моделирование одежды для массового потребителя: форма должна отличаться целостностью и единством. Она писала так: «Каждая входящая в платье часть является частью общей геометрической фигуры. Поэтому нельзя, например, рассматривать рукава и ворот, как нечто отдельное. Само собой разумеется, что в вырезе ворота не может быть случайного и безличного элемента по отношению ко всему платью». Из этого исходит, что каждая деталь должна отталкиваться от общих особенностей формы. С аккуратностью, по её мнению, следует относится к декору — он не должен идти вразрез с общей формой, наоборот, он обязан усиливать её свойства. При создании декора костюма важно не исказить «первоначальную мысль, первоначальное целевое назначение костюма». Со идеей создания костюмов «удобных, гармоничных и утилитарных» сочетается и разумный расчёт, необходимый для массового производства: модели Ламановой отличаются экономным использованием материалов — с гордостью это отмечено на страницах журнала так: «без всякой кройки и отбросов». Ламанова стремилась дать такое построение костюма, которое позволяло его использовать для массового производства.

Костюм по модели Н.П. Ламановой. Иллюстрация к статье «О современном костюме» Надежды Ламановой. «Красная Нива» N° 27, 1924 г.
Костюм по модели Н.П. Ламановой. Иллюстрация к статье «О современном костюме» Надежды Ламановой. «Красная Нива» N° 27, 1924 г.

Любопытен и опыт обращения Ламановой к русскому национальному костюму в разные периоды её карьеры. В начале века для придворного костюмированного бала, проходящего в Эрмитажном театре Зимнего дворца, Ламанова создала нарядные платья в «русском стиле», украшенные русским кружевом и вышивкой. Эти наряды потрясали пышностью, обилием декоративных элементов, было созданы по мотивам русского костюма XVII века, эпохи «дивного узорочья». И вот уже в 1925 году она представляет всему миру лицо нового государства. Чудесные платья рубашечного кроя, изготовленные Ламановой в содружестве с В.И. Мухиной, украшенные традиционной русской вышивкой, были показаны на Международной выставке декоративного искусства и художественной промышленности в Париже. В советское время народный костюмах становится для Надежды Петровны образцом целесообразности и логичности формы. Она заимствует элементы народной вышивки, простые формы и материалы одежды и создаёт элегантные костюмы нового времени.

Костюмы по моделям Н.П. Ламановой, экспонированные на Всемирной выставке в Париже 1925 года. Фотография из каталога «L'Art décoratif et industriel de l'U.R.S.S.».
Костюмы по моделям Н.П. Ламановой, экспонированные на Всемирной выставке в Париже 1925 года. Фотография из каталога «L'Art décoratif et industriel de l'U.R.S.S.».

Эльза Триоле демонстрирует платье по модели Н.П. Ламановой. Фрейлина Великой Княгини Ксении Александровны, Княжна Варвара Александровна Долгорукая в костюме боярышни XVII века. Мастерская Н.П. Ламановой. 1903. Костюм был изготовлен для костюмированного бала, прошедшего в Зимнем дворце в 1903 г.
Эльза Триоле демонстрирует платье по модели Н.П. Ламановой. Фрейлина Великой Княгини Ксении Александровны, Княжна Варвара Александровна Долгорукая в костюме боярышни XVII века. Мастерская Н.П. Ламановой. 1903. Костюм был изготовлен для костюмированного бала, прошедшего в Зимнем дворце в 1903 г. Графиня Софья Александровна Ферзен, урожденная Княжна Долгорукая в маскарадном костюме Боярыни XVII века. Мастерская Н.П. Ламановой. 1903 г. Костюм был изготовлен для костюмированного бала, прошедшего в Зимнем дворце в 1903 г.

В советское время, когда коллективное преобладало над индивидуальным, Ламанова отстаивала антропоцентричность в моделировании массовой одежды. Она настаивала на том, что при создании костюма следует в первую очередь учитывать и сам объект, все особенности его фигуры. Тот, кто конструирует одежду, по её мнению, должен считаться с особенностями, недостатками телосложения людей — «всякий человек, несмотря на все недостатки его тела, от природы или от образа жизни, имеет право быть гармоничным». Подход Ламановой к созданию одежды для массового потребителя этичен. Возмущенно она отмечает, что пожилые женщины, часто обладающие отяжелевшей фигурой и своим желанием в первую очередь удобства «обижены модой». Надежда Петровна осуждает портних, не думающих об интересах и потребностях заказчиц, предлагающих им первый попавшийся фасон: «круглый вырез воротника, из которого особенно некрасиво выступает потерявшая юношескую гибкость шея, развевающийся пояс и т. п., но за то такая портниха никогда не найдет места для столь необходимого кармана, без которого служащей пожилой женщине все время приходится прибегать к помощи сумочек». В её представлении, красота декора сама по себе, в отрыве от тела человека ничего не значит.

Цель работы Ламановой — человек. Она утверждает, что тот, кто создает форму костюма должен предугадывать проблемы, с которыми может столкнуться человек и разрешать их— для этого необходимы знания по анатомии и гигиене. Надежда Петровна отмечает, что необходимо создавать специальную одежду для беременных женщин, ведь «этот отдел почти совершенно заброшен нашим швейным ремеслом, а между тем он имеет такое огромное значение и для здоровья будущего поколения, и для здоровья и удобства будущей матери». При проектировании одежды необходимо заботиться о человеке, учитывать его образ жизни, ведь правильная форма костюма защищает интересы человека, его комфорт. Ламанова утверждает, что следует производить одежду, в которой «библиотекарша могла бы поднять руки до самой верхней полки, женщина-врач могла бы быстро и просто завернуть рукава до самого плеча, машинистка сидела бы за своей машинкой не в плиссированной юбочке, красивой только при ходьбе и некрасиво ломающейся поперек складок при сидении; в целесообразно сшитой производственной одежде всякой работнице, всякой служащей было бы удобно и легко выполнять свою работу».

Всё вышесказанное находит воплощение в теории Ламановой «О костюме» 1928 г. Это была первая в России теория проектирования одежды для массового потребителя. Надежда Петровна представила систему «главнейших факторов, слагающих костюм», определив четыре основополагающих вопроса:
для чего?
для кого?
и все это синтезируется в «как?» (форма).
из чего?

В том же году наряду с крупным успехом на Надежду Петровну обрушились и тяжелые испытания — её лишили избирательных прав, что в СССР было суровой мерой наказания. Видимо, новаторские идеи Ламановой противоречили главной линии партии. Но за неё снова заступились. И в 1930 году Надежду Петровну восстановили в правах. Она продолжила трудиться для театральных постановок, что кстати, сопровождало её на протяжении всей жизни — и в дореволюционной, и в советской России. Ламанова успела поработать и для советского кинематографа, но теоретических работ больше не создавала. Она умерла в охваченной паникой Москве 1941 года, когда Россия входила уже в новую эпоху…

Н.П. Ламанова на даче у В.И. Мухиной, 1930-е гг.
Н.П. Ламанова на даче у В.И. Мухиной, 1930-е гг.

Решать человеческие проблемы разной степени сложности — вот что не под силу простой ремесленнице, создающий костюм по окаменелому шаблону — так считала Ламанова. Надежда Петровна пришла к более сложному пониманию своей деятельности, называя её творчеством: цель, которую она ставила перед собой и будущими поколениями — «перейти из разряда портних-ремесленниц в разряд портних-творцов, дающих в своей работе не только более или менее удачную копию модной картинки, но вносящих в эту работу какую-то мысль, какое-то личное творчество». В понимании Ламановой методов и целей создания одежды для массового потребителя можно увидеть зачатки дизайна. 

Текст: © Ангелина Харенко. 2024