Эпоха «The Complete Kagan»

Вступительное слово к его автобиографической книге The Complete Kagan  написал Том Форд, а почитателями этого великого таланта были Энди Уорхол, Мэрлин Монро, Уолт Дисней. Сегодня мы вспоминает удивительного дизайнера, целую эпоху – Владимира Кагана, чья земная жизнь закончилась 7 апреля 2016 года.


Дизайн: Владимир Каган
Владимир Каган сидит в своем кресле-качалке «Two Positions»

Владимир Каган (Vladimir Kagan) родился в 1927 году в немецком городе Вормс. Но прожил на родине всего десять лет, в начале 1937 года семья Каганов, спасаясь от нацистского режима, переехала в США. Несмотря на сложное время в экономике всех стран, в том числе и Америки, отец Владимира нашел возможность продолжить свой бизнес: он открыл мебельное ателье и магазин. Здесь Владимир Каган получил свои первые уроки как мебельного мастерства. «Отец все время повторял: семь раз отмерь, один отрежь, но это было не по мне, мне проще было отрезать сразу, даже не примериваясь».

А сразу по окончании школы, младший Каган, уже увлеченный рисованием и скульптурой, поступил на архитектурное отделение Колумбийского университета. Однако там его больше увлекали скульптурные и рисовальные занятия по анатомии человека, натурные классы. Погрузившись полностью в изучение и освоение физиологических основ скульптуры и архитектуры, Владимир тем самым создал для себя базу эргономики, ставшую основой его биоморфного стиля мебели.

«Я начал делать эргономичную мебель лет за 30 до того, как это стали делать все, мои кресла и стулья – это оболочки, сосуды для человеческого тела».

Дизайн: Владимир Каган
Интерьер гостиной нью-йоркского таунхауса с диваном Serpentine,

Действительно, первые мебельные работы ему поручал отец в собственной мастерской, пока он только выполнял заказы. Владимиру, или как его звали в Америке – Влади, повезло больше чем многим его молодым коллегам: каждый удачный эскиз, одобренный отцом, он мог попробовать реализовать в мастерской создав таким образом производственный прототип. «У меня было преимущество перед другими дизайнерами: мастерская была под боком, я делал эскиз, и мы с отцом тут же начинали прикидывать, как воплотить его в реальность, другим же приходилось ждать прототипов по полгода». Начинал Каган как и положено подмастерьям дизайна – с подражаний общему и модному тогда течению конструктивизма, повторяя геометричные формы и жесткие композиции. Его собственный почерк, за который сегодня мы так ценим каждый объект под брендом Кagan, сформируется немного позже. 

Но бизнес свой собственный он уже откроет в 21 год – магазин по продаже мебели – после того как вместе с отцом  получит заказ на мебель для первой штаб-квартиры ООН. Это было даже для американской истории – феноменальное начало бизнеса, особенно дизайнерского направления. Итогом работы стал проект софт-зоны для делегаций в штаб-квартире ООН. На волне такого финансового успеха Владимир Каган через два года откроет магазин практически в центр Манхэттена. Но он не забудет, то чему учил его отец: индивидуальная ручная работа по эскизам и только на заказ. Это кредо не просто привлекало к нему новых клиентов, но и навсегда удерживало тех, кто хоть раз сделал в его магазине заказ. Слава шла к нему семимильными шагами. Однажды в его магазин на 57-ой Улице зашла Мерилин Монро вместе со своим мужем Артуром Миллером и заказала спальню, которую сделали когда пара уже развелась. В череде звездных заказчиков появился и Гарри Купер, который стал знаковой фигурой в карьере Кагана. 

Именно начало 1950-х годов стало для Владимира Кагана и началом его фирменного стиля, который в тот время сочли слишком авангардным и революционным. Кресла, дивана от Кагана нарушали все связи с прошлым, практически отрицали традиции – обтекаемые формы, плавные линии, яркая цветовая палитра, скамуфлированные сочленения и конструкции. Скульптурный стиль Кагана не имел ничего общего не с викторианской эпохой, ни с честерфильской мебелью, ни с наследием Bauhaus. Но его узнавали, за ним шли в магазин к Влади, его заказывали и им восхищались. 

Floating Curved Sofa. Model 176SC. 1952. Фото с сайта www.vladimirkagan.com
Floating Curved Sofa. Model 176SC. 1952. Фото с сайта www.vladimirkagan.com

За основу своей концепции стиля Каган взял следование природе, движение в сторону бионики, подражание естественному: «Мне не нравится делать кресла с воткнутыми в них ножками, во всех моих креслах и стульях ножки вырастают из пола, как ветви, и становятся опорой». Иногда, глядя на его диваны, сложно было угадать как же они сделаны, как сконструированы – они напоминали то рыб, то ящеров с галапагоссикх островов, то сами острова, то горы. Он наделал много шума, предложив большие, длинные диваны, занимающие большое пространство комнаты  и формирующие ее образ. «Если уж вы решились на большой предмет мебели в гостиной, то почему на нем должны помещаться только трое? Мой диван Serpentine вмещает восьмерых». Биоморфные диваны, извивающиеся по всей комнате стали поистине уникальным символом американского дизайна, первой ласточкой американского стиля.  Стулья-деревья, диваны –змеи, кресла-ящеры – такого не предлагал никто: ни лаконичный скандинавский дизайн, ни пафосный итальянский стиль.

Дизайн: Владимир Каган
Диван, модель Long Island Sofa

Новое, знаковое десятилетие скорректировало подчерк Влади – динамичность, острота, кинетика, футуризм определяют формы мебели 1960-х. Легендарная коллекция Unicorn с футуристичными трехчастными ножками из литого алюминия известна всем любителям дизайна, на создание этого образа Кагана вдохновили знаменитые скульптуры Константина Бранкузи «Птица в пространстве». Теперь он осваивает мастерство работы не только с деревом, но и с кованным металлом – новое время диктует свои условия.

Модульный диван Omnibus. Дизайн: Владимир Каган
Vladimir Kagan, Three Piece Omnibus Sectional, USA, 1970s

В 1969 году Владимир Каган выпускает модульный диван Omnibus: используя отдельные элементы конструкции его можно было собирать в разных направлениях и на разных уровнях над полом. Так появилось знаменитое и часто используемое сегодня понятие «диванный ландшафт». Знаменитая диванная система Omnibus создала фирменный образ для 360 бутиков Gucci – тот самый Том Форд, который напишет предисловие к автобиографии Кагана, станет инициатором такой меблировки. 

Основой его работы и в 70-х, как и в самом начале своей карьеры – работа на заказ по индивидуальным проектам, он работал только для избранных и только по собственному желанию, только в собственном стиле, не поддаваясь ни на какие требования клиентов. В конце 1980-х Владимир Каган стал много преподавать, писать статьи и книги. Его легендарные работы 50-60-х годов становились все более актуальными и модными, ставшие винтажными кресла и диваны Влади продавались на аукционах по неслыханным ценам. «Да я и помыслить не мог, что доживу до того времени, когда мой диван продадут на аукционе за 193 тысячи долларов!» Тогда он принял неординарное решение – выпустить серию ремейков своих старых работ по доступным ценам. Из 700 эскизов он выбрал самые интересные и в 2000-м выпустил коллекцию «классика от Кагана» под именной маркой Vladimir Kagan.

Crescent Console. Model 7045. 1970 Design by Vladimir Kagan
Crescent Console. Model 7045. 1970 

Идя в ногу со временем, но не оставляя своего кредо – работать вручную для индивидуальных заказов, освоил 3D-принтер, а мебельные гвоздики забивал специальным пистолетом. При этом каждый объект своего творчества он воспринимал и общался с ним как с живым существом и никак не мог взять в толк как можно купить для себя любимого кресло в интернет-магазине. Владимир Каган активно работал на посту президента Американской ассоциации дизайнеров интерьера A.S.I.D, преподавал историю современного дизайна в университетах и дизайн-школах США. До последних дней Каган работал с современными галереями дизайна: лондонской Carpenters Workshop и американской галереей Ральфа Пуччи, создавая авторские коллекции, выпускаемые лимитированным тиражом.

Многие дизайн-объекты Владимира Кагана являются частью постоянных коллекций Vitra Design Museum, MoMA в Нью-Йорке и The Victoria & Albert Museum в Лондоне.

Текст: © Ксения Бандорина, кандидат искусствоведения, доцент СПГХПА им. А.Л. Штиглица