Уильям Лайонс. От мотоциклетной коляски к международному бренду

Современники называли его «мистер Ягуар». Королева Елизавета II поддерживала молодого предпринимателя и даже приобрела первый автомобиль компании. Благодаря Уильяму Лайонсу британское машиностроение вышло на новый уровень. В этой статье рассказываем о том, как сын ирландских иммигрантов создал один из самых прибыльных и популярных автомобильных брендов в Великобритании.


Сэр Уильям ЛайонсСэр Уильям Лайонс Источник

Осветить историю «Jaguar» невозможно, не рассказав биографию Уильяма Лайонса — создателя по-настоящему британского авто. Он начинал не один, но всегда был в позиции негласного лидера — энтузиазм, умение убеждать, любовь к контролю и жилка бизнесмена — всё это отразилось на развитии фирмы. С чего же началась история Уильяма Лайонса?

Первые шаги к автомобильному бизнесу

Уильям Лайонс родился 4 сентября 1901 года в приморском городе Блэкпул, графство Ланкашир. Его отец владел магазином музыкальных инструментов. Но музыка Уильяма не интересовала. Ещё в подростковом возрасте он понял, что техника и мотоциклы — то, что ему действительно по душе.

Отец мальчика заметил искреннюю заинтересованность сына автомобилестроением и помог ему устроиться на первую работу — в манчестерские мастерские «Crossley», которые занимались выпуском небольших грузовиков для военных. Работая там, Уильям получил инженерную и техническую базу. Но неуклюжие и медленные, грузовики в конце концов разочаровали юношу. Он вернулся в Блэкпул.

Уже тогда Уильям понял — скорость является его самой большой страстью. Молодой человек мечтал купить мотоцикл. Для этого нужна была работа. Он начал задумываться о продаже граммофонов, но на помощь пришёл случай. Джек Маллальё, друг его отца, предложил будущему дизайнеру работу в собственном гараже «Brown&Mallalieu», где продавались автомобили фирмы «Sunbeam». Намного позже, после создания первой автомобильной компании Уильяма Лайонса, гараж Джека будет исполнять роль первого официального дилера.

Уильям Лайонс на мотоцикле фирмы Harley DavidsonУильям Лайонс на мотоцикле фирмы Harley Davidson. Источник.

Вернёмся в 1919 год. В «Brown&Mallalieu» Лайонс увидел автомобильный бизнес изнутри. Джек устроил 18-летнего юношу на должность младшего продавца, но Уильям работал не только с клиентами — он мыл машины, подрабатывал механиком и шофёром. Спустя какое-то время после окончания Первой мировой войны его мечта осуществилась — Уильям купил мотоцикл! 1921 год стал важной вехой на пути будущего главы известного британского бренда. И связано это было не только с приобретением первого личного транспорта.

Уильям Уолмсли и первая компания

Через три года после окончания войны Лайонса уволили из гаража — новое начальство проводило чистку кадров. Уильяму на тот момент только исполнилось 20 лет. Руководство посчитало его слишком молодым для работы в автомобильном бизнесе.

В это же время Уильям познакомился со своим соседом. Внимание будущего бизнесмена привлекла полированная алюминиевая коляска для мотоцикла, которую сосед смастерил своими руками. Нового приятеля звали Уильям Уолмсли.

После войны автомобиль для представителя среднего класса был неподъёмным вложением, тогда как мотоцикл — доступным личным транспортом. Однако, у двухколёсного аппарата были свои минусы. Например, на нём было невозможно перевозить пассажиров и крупногабаритные грузы. Мотоциклетная коляска облегчала ситуацию.

William Walmsley and William LyonsУильям Уолмсли и Уильям Лайонс. Источник

Предприимчивый Лайонс понял, как можно выгодно использовать изобретение своего соседа. В сентябре 1922 года компания по производству колясок для мотоциклов «Swallow Sidecar» начала работу. Учредителями стали два Уильяма — Лайонс и Уолмсли. В качестве помощника по продажам выступил Артур Уиттэкер — следующие 50 лет он будет работать бок о бок с Лайонсом и станет значимой фигурой в развитии «Jaguar».

Рекламный плакат мотоциклетной коляски Swallow Sidecars. Модель 4, 1924 годРекламный плакат мотоциклетной коляски Swallow Sidecars. Модель 4, 1924 год. Источник

Рекламное предложение мотоциклетной коляски Swallow Sidecars. Модель 9А, 1929 Рекламное предложение мотоциклетной коляски Swallow Sidecars. Модель 9А, 1929 год. Источник.

Первую модель коляски, выпущенную новым предприятием, Уильям Лайонс спроектировал сам. Новое для Англии изобретение произвело фурор среди покупателей. Коляски разлетались по 10 штук за день и их производство быстро стало массовым. Спустя какое-то время компания перешла на производство автомобильных кузовов, а в 1927 году выпустила первый автомобиль.

«Малютка Остин» — первый автомобиль Swallow Sidecars«Малютка Остин» — первый автомобиль Swallow Sidecars. Источник.

«Swallow Sidecar» разработала кузов, создав индивидуальный дизайн для удобного и недорогого авто, рассчитанного на широкие массы. Автомобильный кузов Swallow на шасси Austin Seven стал крупным достижением для компании «Ласточек». С конвейера сходило 12 машин в неделю, а к 1928 году число выпускаемых «Малюток Остинов» увеличилось в четыре раза. Тогда Уолмсли и Лайонс приняли решение «перевезти» бизнес в столицу фабричной промышленности — город Ковентри.

1930-е стали для «Swallow Sidecar» началом нового этапа. Для Лайонса выпуск автомобилей на шасси других производителей быстро стал ограничивающим творчество фактором. Молодому предпринимателю хотелось создать что-то своё.

«Swallow Sidecar» заключили контракт с «Standard Motor Company» (производитель автомобилей и двигателей, основанный в 1903 в Ковентри, Англия — прим. автора) на изготовление шасси Swallow. В 1931 году на автосалоне в Лондоне были представлены два полностью оригинальных автомобиля компании Лайонса и Уолмсли — модели SS1 и SS2. SS2 остался в тени, но «Standard Swallow One» был тепло принят публикой и получил положительные отзывы прессы.

Standard Swallow One, 1932-1936Standard Swallow One, 1932-1936. Источник.

Что нового в дизайн добавил Лайонс? Переосмыслив классический вид автомобиля 30-х годов, Лайонс опустил кузов, отодвинув двигатель назад в шасси, и удлинил капот. Он создал спортивный автомобиль, который «выглядел на 1000 фунтов стерлингов», как писали газеты. Однако, цена первой «ласточки» была более чем приемлема — всего 350 фунтов стерлингов. Несоответствие цены и внешнего вида авто вызывало много вопросов у публики — «хороший автомобиль не может быть дешёвым!» Споры прекратились в тот момент, когда будущая королева Елизавета II стала покупательницей произведения Лайонса.

Не только пресса была шокирована видом автомобиля — компаньон Лайонса, Уильям Уолмсли, тоже не был в восторге от низкого спортивного автомобиля. К тому времени Уолмсли уже не разделял амбиций своего партнёра и потерял интерес к автомобильной промышленности.
Несоответствие видения дизайна, разные взгляды на будущее фирмы, — всё это стало поводом к тому, что в 1934 году Уильям Уолмсли покинул «Standard Swallow». Лайонс стал единоличным владельцем бизнеса. Главным инженером назначили Уильяма «Билла» Хейнеса. В будущем он займёт важное место в «Jaguar», где разработает собственную линейку двигателей компании.

Первый Jaguar

После ухода Уолмсли, Лайонс начал работу над новым дизайном. К 1935 году он завершил разработку авто, которое было выпущено под брендом «Ласточки». Откуда же появился «Ягуар»?

В 1935 году на выставке в Нью-Йорке представили новую модель «Standard Swallow» — SS90. Производитель заявлял, что SS90 «очень стильный спортивный автомобиль». Но под капотом были проблемы. Яркий внешний вид скрывал несоответствие рабочих характеристик с современными для 30-х годов стандартами.

Модель SS90Модель SS90, 1935. Источник.

Model SS90 Catalog 1935Модель SS90. Каталог, 1935. Источник.

Кроме того, Уильяму Лайонсу не нравилось название модели. Тогда он прибегнул к услугам рекламного агентства «Nelson» — дизайнеру хотелось, чтобы у его автомобиля появилось звучное имя. «Львиная» фамилия Уильяма дала толчок к поиску названия модели и к 1936 году на свет появился «SS Jaguar 100». Он стал самым известным довоенным автомобилем компании.

Презентация модели SS Jaguar в отеле «Мейфэр» в Лондоне, 1935Презентация модели SS Jaguar в отеле «Мейфэр» в Лондоне, 1935. Источник.

Модель SS Jaguar, 1935Модель SS Jaguar, 1935. Источник.

По сути, первый «Ягуар» являлся усовершенствованной версией SS90. Изменилось только две вещи — двигатель и название. Кроме того, именно с этой модели в названии начали указывать максимальную скорость автомобиля. «SS Jaguar 100» развивал скорость в 100 миль в час. К 1938 году компания под руководством Лайонса была переименована в «SS Cars Ltd.», выпускала 200 авто в неделю и разрабатывала новые модели, стремясь завоевать рынок. Но планам не суждено было сбыться. Началась Вторая мировая война.

Новое имя — новая компания

Во время войны «SS Cars Ltd.» перестроили свою деятельность и наладили заводы для производства военной техники. Лайонс вернулся к разработке мотоколясок, которые пришлись по душе британской армии. Одновременно с этим, «Ласточки» осваивали производство воздушной техники. В дальнейшем это поможет «Ягуару» в разработке нового автомобильного двигателя.

Мотоциклетные коляски «SS Cars Ltd.», выпускавшиеся во время Второй мировой войныМотоциклетные коляски «SS Cars Ltd.», выпускавшиеся во время Второй мировой войны. Источник.

В 1945 году компания смогла вернуться к своей основной деятельности. Она претерпела ряд изменений, первым из которых стала смена названия. От названия «SS» решили отказаться — за годы войны это сочетание букв приобрело иное значение. Новое имя компании дала последняя довоенная модель — на свет появилась компания «Jaguar Cars Ltd.».

Автором новой эмблемы автомобиля выступил Фредерик Гордон Кросби (английский автомобильный иллюстратор — прим. автора). Лайонс искал новый символ — «только не такой символ, который выглядит как подстреленная кошка». И так на свет появился логотип с изображением хищника, который олицетворял девиз компании — «Grace, Space, Pace» («благородство, простор, скорость»). Кошачья тематика также полностью раскрывала национальную принадлежность бренда, ведь на гербе Англии, ещё со времён Ричарда I Львиное Сердце, традиционно изображают леопардов. Более двадцати лет фигурка ягуара украшала капоты всех автомобилей компании. С 1960-х годов была заменена на плоское изображение по соображениям безопасности.

Фигурка ягуара на капоте автомобиля компании «Jaguar Cars Ltd.»Фигурка ягуара на капоте автомобиля компании «Jaguar Cars Ltd.». Источник.

В 1948 году Лайонс выпустил спортивную модель, которая принесла «Ягуару» мировую славу. «Jaguar XK120» стала хитом на мотор-шоу в Лондоне в том же году. Всего за два месяца Лайонс разработал кузов для нового шасси и двигателя — ему нужно было уложиться в такой краткий срок, чтобы принять участие в автосалоне 1948 года. Результат превзошёл все ожидания.

Прототип модели Jaguar XK120, 1948Прототип модели Jaguar XK120, 1948. Источник.

Jaguar XK120 Alloy Roadster, 1948-1950Jaguar XK120 Alloy Roadster, 1948-1950. Источник.

Что было дальше? «Ягуар» продолжал укреплять свои позиции в мире автомобилестроения, выпуская один автомобиль за другим. Многие из них считаются знаковыми не только в истории бренда, но и в истории индустрии дизайна. Самым удачным творением Лайонс считал «Jaguar XJ6» — это была последняя модель, которую он разрабатывал в качестве дизайнера. В 1967 году Уильям ушёл с поста управляющего директора, а в 1972 — окончательно вышел в отставку.

Культовые модели Jaguar

История бренда не заканчивается с уходом Уильяма Лайонса на пенсию. В этой части расскажем о моделях «Jaguar», которые заняли почётное место в истории компании и мировой истории автомобильного дизайна XX века. Выше мы уже упомянули «SS Jaguar 100» — его можно считать переходной моделью, название которой позже взяла компания. Что было после первого «Ягуара»?

Сороковые — возвращение в автомобилестроение

Это десятилетие стало важным для истории бренда. Во-первых, в «Ягуар» разработали первый собственный двигатель с полусферической камерой зажигания. Во-вторых, выпустили первый спортивный автомобиль («Jaguar XK120») и первый автомобиль послевоенного периода для широкого потребителя. И, конечно, период после 1945 года стал началом популярности «Ягуара» не только в родной Великобритании, но и по всей Европе, а также в США.

Jaguar Mk V

Jaguar MK V, 1948-1951Jaguar MK V, 1948-1951. Источник

Jaguar MK V, 1948-1951Jaguar MK V, 1948-1951. Источник

27 октября 1948 года Jaguar MK V презентовали в Лондоне. Ко времени выпуска «Jaguar» уже разработали новый, более мощный двигатель. Но классический вид и некоторая громоздкость MK V повлияли на решение оставить старую модель двигателя. Автомобиль стал переходным этапом между довоенными моделями бренда и новыми дизайнами второй половины века.

Пятидесятые — расцвет бренда

В начале 50-х годов компания была вынуждена переехать на новый завод в Ковентри из-за увеличения объёмов производства и большого спроса на автомобили. В это же время бренд «Jaguar» стал популярен в США и уверенно закрепился на международном автомобильном рынке. Кроме того, именно в 50-е у «Jaguar» появилась официальная команда для участия в гонках по руководством Фрэнка «Лофти» Ингланда. Пережив пожар, случившийся на заводе 12 февраля 1957 года, компания за две недели смогла восстановиться.

Jaguar Mk VII

Jaguar MK VII, 1950-1953Jaguar MK VII, 1950-1953. Источник

Jaguar MK VII, 1950-1953Jaguar MK VII, 1950-1953. Источник.

Эмблема, совмещающая морду ягуара и крылья ласточки на капоте Jaguar Mk VIIЭмблема, совмещающая морду ягуара и крылья ласточки на капоте Jaguar Mk VII. Источник.

Данная модель стала преемником Jaguar MK V. Дизайн автомобиля претерпел значительные изменения, которые позволили создать современное прочтение классики. В архитектуре кузова были использованы более плавные, обтекаемые линии. Впервые с капота исчезла фигурка ягуара — вместо этого эмблема представляла собой совмещённое изображение морды ягуара и крыльев ласточки. К 1952 году Jaguar MK VII стал первым автомобилем в модельном ряде «Jaguar», который предлагался в комплектации с автоматической коробкой передач.

Jaguar C-type и D-type

Jaguar C-type, 1951-1953Jaguar C-type, 1951-1953. Источник.

Jaguar D-type, 1954Jaguar D-type, 1954. Источник.

В 1950 году, после неофициального участия трёх автомобилей Jaguar XK120 в гонке 24 часа Ле-Мана (автомобильная гонка на выносливость, проходящая ежегодно с 1923 года недалеко от города Ле-Ман во Франции — прим. автора), стало понятно, что серийная модель XK слишком тяжёлая для скоростных заездов. Всего за год команде дизайнеров и инженеров удалось разработать новую гоночную модель — Jaguar C-type. В 1951 году команда дебютантов выиграла абсолютное первенство в самой престижной гонке Ле-Ман.

Прототип Jaguar D-type был изготовлен в 1953 году. Над новой гоночной моделью трудился Малькольм Сойер, промышленный дизайнер и художник, который старался усовершенствовать аэродинамику. Максимальная скорость D-type, зафиксированная во время тестов, составила 240 км/ч. В 1955 году в Ле-Ман основным соперником для «Jaguar» являлся «Mercedes-Benz». Трагическая авария болида соперников позволила «Jaguar» занять вершину пьедестала. Официально, команда «Jaguar» ушла из автоспорта в 1956 году, но D-type стал самой успешной гоночной моделью в Ле-Мане в 1957. К началу 60-х модель перестала быть конкурентоспособной.

Шестидесятые — поиск нового прочтения

26 мая 1960 года Уильям Лайонс приобрёл автомобильную компанию Daimler (британская автомобильная компания, поставлявшая машины для монарших особ Великобритании до 1950 года — прим. автора), что означало расширение бизнеса. Малькольм Сойер разработал новый дизайн для «Jaguar», который был основан на принципах аэродинамики. Роберт «Боб» Найт за 27 дней создал новаторскую заднюю подвеску. Самая удачная модель, по мнению Уильяма Лайонса, была разработана именно в это десятилетие. И, конечно, с капота «Jaguar» окончательно исчезла объёмная фигурка с логотипом бренда.

Jaguar XJ6, Series 1

Jaguar XJ6 Series 1, прототипJaguar XJ6 Series 1, прототип. Источник.

Jaguar XJ6 Series 1, 1968Jaguar XJ6 Series 1, 1968. Источник.

Идея создать спортивный четырёхдверный седан пришла Уильяму Лайонсу в 1961 году после шквала критики, который обрушился на «Jaguar» из-за отсутствия достаточного количества места в салоне спортивного автомобиля. 21 июня 1966 года проект XJ4 (внутреннее название Jaguar XJ6 Series 1 — прим. автора) был испытан в аэродинамической трубе и показал хорошие результаты. Но серийное производство пришлось отложить на несколько лет для доработки кузова. Прессе автомобиль был представлен 26 сентября 1968 года — модель вызвала неслыханный резонанс из-за своего изысканного вида и технических новинок. В том же 1968 Jaguar XJ6 Series 1 получил титул «Автомобиль года». Уильям Лайонс считал данную модель вершиной своего мастерства.

Jaguar XJ13

Jaguar XJ13, 1966Jaguar XJ13, 1966. Источник.

В середине 50-х команда инженеров компании под руководством Клода Бейли начала разработку нового гоночного двигателя. Автомобиль для нового двигателя начали проектировать только спустя десятилетие. Дизайн кузова разработал Малькольм Сойер. Но долгое производство вскрыло одну из главных проблем проекта — к моменту завершения он уже считался устаревшим. Главной особенностью данной модели спортивного автомобиля является то, что она ни разу не принимал участие в профессиональных гонках.

Семидесятые — обретение стиля

В 1972 году Уильям Лайонс вышел на пенсию, а кресло генерального директора занял Фрэнк «Лофти» Ингланд. Но основатель «Jaguar» продолжал консультировать коллег. А в 1979 году дизайн для седана XJ был выполнен компанией Pininfarina, что помогло не только модифицировать автомобиль, но и обозначить стиль «Jaguar», существующий вне времени.

Jaguar XJ Series 3

Jaguar XJ Series 3, 1979Jaguar XJ Series 3, 1979. Источник.

Jaguar XJ Series 3, рекламное предложениеJaguar XJ Series 3, рекламное предложение. Источник.

Выпущенная в конце 70-х, модель Jaguar XJ Series 3 стала усовершенствованием люксового седана первой серии. Первая модель подверглась небольшим изменениям — и в дизайне, и в технической части. Однако, компания не была готова вкладывать большие средства в этот проект. Из-за загруженности основных отделов руководство «Jaguar Cars Ltd.» приняло решение обратится в итальянскую компанию Pininfarina родом из Турина. Это сотрудничество позволило создать элегантный дизайн с опорой на классический вид модельного ряда «Jaguar».

Восьмидесятые — первая автоматическая коробка

17 апреля 1980 года Джон Иган был назначен генеральным директором и председателем «Jaguar Cars Ltd.». Находясь на должности ровно 10 лет, новый директор спас производство, преодолел многочисленные забастовки рабочих и повысил объёмы производства. В 80-х расширился модельный ряд и улучшилось качество выпускаемой техники. Последнее десятилетие перед началом «эпохи Ford» было сосредоточено на участии компании в гонках. А в 1986-1987 «Jaguar» выпустил автомобиль с автоматической коробкой передач и новой подвеской, разработанной Джеймсом Рэндлом.

Jaguar XJ40

Уильям Лайонс и прототип Jaguar XJ 40, 1983Уильям Лайонс и прототип Jaguar XJ 40, 1983. Источник.

Jaguar XJ 40, 1986Jaguar XJ 40, 1986. Источник.

Разработка данной модели началась ещё в 70-е годы после яркого выпуска Jaguar XJ Series 1. Прототипы начали создаваться с 1972 года, но только к началу 1980 года получилось определить дизайн для проекта XJ40. После 10 лет, отведённых на подготовку, 28 августа 1986 года проект Jaguar XJ40 был представлен в Лондоне. За столь долгий срок проектирования автомобиль получил несколько усовершенствований, многие из которых были связаны с улучшением безопасности.

Девяностые — время Ford

Переход прав на «Jaguar Cars Ltd.» в руки «Ford Motor Corporation» многое изменил в кадровом распределении. Однако, новое руководство стремилось продолжать дело Уильяма Лайонса и выпускать автомобили по современным стандартам. Сэр Николас Вернон «Ник» Шил занял пост председателя и исполнительного директора компании в 1992 году. Под его руководством «Jaguar» приобрёл необходимый в современном мире имидж, выпустил несколько моделей авто и начал разработку нового двигателя.

Jaguar XJ (X300)

Jaguar XJ X300, 1994Jaguar XJ X300, 1994. Источник.

Jaguar XJ X300, 1994Jaguar XJ X300, 1994. Источник.

После смены владельца было принято решение о модернизации и улучшении моделей Jaguar XJ40 и XJS. В первые четыре года инвестиции в новую модель, которая была бы выпущена под эгидой Ford, составили около 300 млн долларов. Дизайнеры Джефф Лоусон и Кейт Хэлфет создали автомобиль с подчёркнуто консервативными чертами, заимствованными у предшественников. Четыре круглые фары — яркая черта «Jaguar» в 60-е годы — вновь вернулась. Плавные линии намекали на ретро-стиль, но смогли передать актуальность новой модели. Jaguar XJ X300 не только оправдала вложенные деньги, но и сохранила стиль «Jaguar», развивавшийся десятилетиями.

Последние годы Уильяма Лайонса

В 1972 году Уильям ушёл в отставку. Он поддерживал связи с компанией, являясь для сотрудников живой легендой. После выхода на пенсию состояние его здоровья довольно быстро ухудшилось. Несмотря на это, Лайонс оставался консультантом Jaguar.

Уильям и Грета Лайонс вместе со своими собаками — Салли и Пеппи. Рядом с ними первый и последний автомобили, дизайн которых разрабатывал сэр Уильям в компании Jaguar Cars Ltd., — SS Jaguar 100 (1936) и Jaguar XJ6 Series 1 (1968)Уильям и Грета Лайонс вместе со своими собаками — Салли и Пеппи. Рядом с ними первый и последний автомобили, дизайн которых разрабатывал сэр Уильям в компании Jaguar Cars Ltd., — SS Jaguar 100 (1936) и Jaguar XJ6 Series 1 (1968). Источник.

Лайонс поселился в Уоппенбери-холле. Вместе с женой он активно проводил дни — играл в гольф, путешествовал, занимался садом и разводил суффолкских овец и джерсийский скот на своей ферме в Уоппенбери. Лайонс умер 8 февраля 1985 года в возрасте 83 лет.

Прожив долгую жизнь, сэр Уильям Лайонс оставил в наследство последователям созданную с нуля компанию, которая до сих пор развивается и создаёт новые дизайны. Он был первопроходцем, который стремился к большему, а его жизнь была подчинена одной страсти — скорости. «Из всех творений рук человеческих автомобиль больше всего похож на живое существо», — говорил Уильям Лайонс. И «Jaguar» — подтверждение его слов.

Текст: © Вероника Ушенина. 2024