Зигзаг дизайна

Предлагаем вашему вниманию статью о нидерландском архитекторе и дизайнере мебели Геррите Ритвельде (Gerrit Thomas Rietveld, 1888–1964), предоставленную Ксенией Бандориной, кандидатом искусствоведения, доцентом СПГХПА им. А.Л. Штиглица. 

  

Геррит Ритвельд на своем стуле ZigZag
Геррит Ритвельд держит в руках макет своего стула ZigZag

У каждого дизайнера есть любимый проект, а есть проект, сделавший его имя известным. Стул  635 Red and Blue принес мировое признание Герриту Томасу Ритвельду, но сам он больше всех из своих изобретений ценил стул ZigZag.

В начале 20 века мы редко встретим случаи, когда сын шел вразрез с делом отца и удачно начинает собственное дело. Не стала исключением и судьба семьи Ритвельда. У будущего гения дизайна Геррита Томаса Ритвельда было трое братьев и две сестры, которые все вместе трудились на благо отеческой мастерской мебели. В воспомнианиях Геррита вся производимая там мебель навевала на него ужас своими тяжеловесными деталями и чудовищной стилизацией исторических стилей, граничащей с безвкусицей. Но только возможность рисовать в свободное время, и удерживала молодого человека в мастерской. И все же, проработав несколько лет в мастерской отца-плотника, Геррит Томас поступил чертежником к утрехтскому ювелиру Бегееру, у которого работал девять лет. Поиском себя как творческой личности стали его вечерние побеги в архитектуру – Ритвельд посещает курсы под руководством архитектора Клаархамера. Пробуя себя в изобразительном искусстве, Геррит работает и выставляется с группой художников Kunstliefde в 1911-1912 годах.  Но все же, в 1917 году он открывает собственную мебельную мастерскую, взяв за идеал работы Чарльза Рени Макинтоша и эксперименты Фрэнка Ллойд Райта. С Райтом судьба его связала странным образом – Ритвельд получил заказ воспроизвести по фотографиям мебель Райта для клиента голландского архитектора Роберта Вант-Гофф. 

Активная творческая и выставочная жизнь сводят Ритвельда с Тео ванн Дусбургом и Питом Мондрианом в 1918 году. Эта встреча положит начало будущему объединению De Stijl (группа «Стиль») и новому направлению в изобразительном искусстве, архитектуре и дизайне – неопластицизму. Более того, это стиль навсегда определит вектор творческих экспериментов Ритвельда, и он сам станет еще и теоретиком стиля, сформулировав главные принципы неопластицизма: геометрическое расположение горизонталей и вертикалей, палитры, состоящая из основных цветов красного, желтого и синего с добавлением черного и белого. 

Стул 635 Red and Blue& Дизайн: Геррит Томас Ритвельд
Стул  635 Red and Blue

Безусловно признанным олицетворением стиля неопластицизм стал знаменитый проект Геррита Ритвельда «Красно-синий стул» (Rood-blauwe stoel), прототип которого был создан в 1919 году. Стул всеми элементами соответствует заявленному стилю: стандартная цветовая палитра, элементарные геометрические фигуры в основе композиции, сочетание ярко выраженных горизонтальных и вертикальных плоскостей. Надо отметить, что свою знаменитую цветовую гамму стул приобрет только в 1923 году, когда Ритвельд под влиянием картин Пита Мондриана покрасит его в «неопластические» цвета: красный, жёлтый, синий и чёрный. Фотография «Красно-синего стула» сразу же публикуется в журнале группы De Stijl, и становится главным экспонатом на выставках, организованных Bauhaus. Этим изобретением Ритвельд отвергает традиционное мнение, что предметы мебели должны быть мягкими, расслабляющими и комфортными. По словам искусствоведа Пола Овери, одна из функций стульев, созданных Ритвельдом, не давать человеку расслабиться, заставить его всегда быть в тонусе.

Сам Ритвельд, позиционировал свое кресло, как произведение икусства, так как  назвал его «пространственное создание», сравнивал со скульптурой в пространстве, но никак не ассоциировал с традиционными предметами мебели. В 1971 году, исключительные права на его изготовление приобрела итальянская компания Cassina, которая начала массовое производство. Оригинал Rood-blauwe stoel сейчас выставлен в Нью-Йоркском Музее современного искусства.

«Elling Buffet». Дизайн: Геррит Томас Ритвель
«Elling Buffet». Буфет. 1919

Модульность, простота и видимость конструкции, геометричность деталей – все эти признаки неопластизма Ритвельд реализовал в проекте «Буфета», спроектированного в 1919 году. А к 1923 году в его мебельных разработках появляется новое качество и новый характерный почерк – асимметрия. Он стремится формами и сочеатнием плоскостей создать открытые пространственные структуры. Конструкция стула «Берлин» (Berlijnse) состоит из четрыех широких досок и трех узких планок, которые перпендикулярны друг другу и как рамы образуют опорные поверхности. Кресло «Кронштейн» (Beugelstoel) – результат экспериментов Ритвельда с гнутой фанерой и попытками создать единую плоскость сиденья и спинки, опорой для которых служит металлический каркас. 

Стул Beugel Stoel, дизайн: Геррит Ритвельд. 1927.
Кресло «Кронштейн» (Beugelstoel). 1927. 

Заявив о себе как о мастере нового искусства нового быта, Ритвельд сосредоточился на архитектуре и занимался только ее почти 20 лет. Одной из программных архитектурных работ Ритвельда считается дом Трюс Шрёдер-Шрэдер. Этот проект продолжает концепцию неопластицизма: прямоугольные формы, традиционная для произведений «Стиля» палитра (белые и серые стены и вертикальные линии, выполненные в основных цветах). Специально для интерьеров этого дома Ритвельд создает авторскую мебель, среди которой стол Schroeder. Стол состоит из пяти простых элементов: округлого основания, двух прямоугольных частей и квадратной столешницы. Цветовое решение построено на концепции минимальных или «основных» цветов: красного, желтого, синего, с добавлением белого и черного. 

В конце двадцатых годов у Ритвельда формируется интерес к теме урбанизма, и он все больше и больше интересуется тем, как сделать мебель и бытовые товары массового производства доступными. Он проектирует быстровозводимого и недорогого социального жилья, в том числе в родном городе, но заказов на эти проекты практически не получает.

Главное же свое дизайнерское произведение он создаст в 1934 году – стул Zig-Zag.

Стул Zig Zag. Дизайн: Геррит Томас Ритвельд. 1934
Стул ZigZag. 1934. Cassina коллекция I Maestri

За основу его конструкции Ритвельд берет позу сидящего человека. Сопоставимые с сухожилиями конечностей человека, закругленные боковые секции стабилизируют всю конструкцию. Сам стул состоит из четырех горизонтальных четырех плоскостей, которые располагаются друг к другу под разными углами. Проектируя этот стул, Ритвельд ставит перед собой задачу создать самую простую, структурно правильную форму, что становится архисложной задачей. Дизайнеру требуются много месяцев испытаний, чтобы добиться физики и логики построения конструкции. И он ее находит: стул ZigZag фиксируется ласточкиным хвостом между сиденьем и спинкой, винтами и гайками, а также деревянными клиньями в углах. Сам же Ритвельд, говоря о несоответствии между простой формой и относительно сложной конструкцией, называет стул не иначе как «дизайнерской шуткой».

Но главной целью как нового объекта, так и всех экспериментов дизайна того времени, было создание функциональной формы, которая при этом является продолжением пространства или частью его. Оценивая ZigZag с этой позиции, можно точно сказать, что Ритвельд создал наиболее экономичный вариант производства подобной формы из фанеры.

Как дизайнер, начавший свою карьеру в мебельной мастерской, Ритвельд заложил в проект ZigZag идею промышленного массового производства. За семь лет экспериментов (начав с идеи в 1927 году и запустив в производство в 1934 году) Геррит Ритвельд создал уникальный для своего времени объект – простой, функциональный, образный и рациоанльный. С 1935 он производится с различными пропорциями, соединением и обработкой поверхности. Ритвельд использует ZigZag во многих интерьерах. Он создает несколько цветовых вариаций ZigZag стула, некоторые из которых находятся сейчас в экспозиции Центрального музея в Утрехте. 

Кресло Steltmanstoel. Дизайн: Геррит Томас Ритвельд. 1964
Кресло Steltmanstoel. 1964

Почти как предмет искусства, скульптура, манифест выглядит кресло Steltmanstoel, спроектированное Ритвельдом в 1964 году для интерьеров ювелира Hague Steltman. В этот же год Геррит Томас Ритвельд получает звание Почетного доктора Технического университета в Дельфте, и начинает свою последнюю архитектурную разработку – музей Ван Гога, который будет построен через девять лет после его смерти. А в 1968 году имя Ритвельда будет присвоено Нидерландской академии искусств и дизайна.

Текст: © Ксения Бандорина, кандидат искусствоведения, доцент СПГХПА им. А.Л. Штиглица