Зачем дизайнеру слова?

И в самом деле, мы привыкли считать, что за дизайнера, в какой бы области он ни был занят, говорят его проекты. Слова излишни, когда результат вполне показателен. Однако иначе считают организаторы III международного форума в области коммуникационного дизайна «Лекторий 2018», прошедшего на площадке петергофской Арт-резиденции «КвартаРиата». Звучит, конечно, амбициозно и громко для столь уединённого собрания, но ведь и нужда в таких встречах-«говорильнях» слишком очевидна, чтобы пройти мимо и не провоцировать профессиональные диалоги.

Как заявлял анонс, основными темами встречи предполагались: брендинг, диджитал, дизайн-менеджмент и дизайн-мышление, как «сумма технологий». Кроме дизайнеров, арт-директоров, руководителей дизайн-студий из России и зарубежья, к выступлению были приглашены специалисты иных областей, чтобы поговорить, как связаны между собой, например, термоядерный реактор, фотография и дизайн. Лекции, мастер-классы, интенсивы, дизайн-игры и дискуссии определяют «Лекторий» как отличное место, где можно услышать разные точки зрения лидеров индустрии дизайна, обмениваться профессиональным опытом и идеями в непринуждённой атмосфере живого диалога.

Ну, что ж, это благодатная тема и благодарный формат. Его эффективность иллюстрируется неподдельным интересом – всё сплошь молодым, – который выказывали участники форума. А это не только одиночки, но и студийные коллективы.

Способность не теоретизировать и уж тем более не ворочать мёртворождёнными или устаревшими схемами зауми, а оперировать живым опытом и оправдавшимися наработками делает такое общение по-настоящему актуальным. Две разные аудитории (в смысле мест), разные спикеры и контрастные темы, не всегда очевидно и напрямую связанные с дизайном, как мы его себе представляем, живое общение с провокативной энергетикой, бодрым языком, иногда выбивающимся из рамок приличий, благожелательным настроем без снобизма и поучения наполняют эти диалоги пользой накопления и ценного приобщения.
  
Одновременно становится понятным, сколь важно, чтобы дизайнер (или шире – специалист, оперирующий коммуникационными технологиями) мог бы сам рассказывать о том, что делает. Именно потому, что зачастую дизайнер не способен внятно обосновать свои проектные идеи, проблема самопрезентации всегда столь показательно остра. А здесь можно было увидеть не только конкретные темы и задачи – вместе с путями их решений, – но и разные способы общения и продвижения идей. Разную убедительность, разную доходчивость, разные «словари». Физически невозможно было успеть воспринять весь материал, поэтому какие-то темы, к сожалению, окажутся за рамками этого обзора. И всё же постараемся представить тут дайджест деловой программы двухдневного форума.

lectures_2018.jpg
Евгений Драпико, Артур Арсёнов, Борис Бендиков, Гоша Евдокимов, Денис Башев, Дмитрий Игошин, Юрко Гуцуляк, Марина Киселева

Итак, что там было?

Артур Арсёнов от имени своей консалт-компании Looi Factory рассказал о том, как слышать клиента и, выступая заинтересованным партнёром, делать его бизнес максимально эффективным в новых форматах. Какой инструментарий цифровой среды приводит идеи к ощутимому результату в пространстве реального рынка. Как, используя опыт клиента и свой собственный, дать ему новые оперативные возможности для успешного продвижения продукта. Читайте подробнее в нашем отдельном материале «Диджитал-маркетинг или цифры на стол!», где он пересказывает тезисы своего доклада «Консалтинг и что мы делаем вообще».  

Евгений Драпико, физик и разработчик контрольных приборов, которые используются в Японии, Китае и Корее, рассказал о своём участии в международном проекте ITER. Это невероятный по уникальности и согласованности интернациональной кооперации термоядерный исследовательский реактор у Лазурного берега Франции (не путать с Большим адронным коллайдером в ЦЕРНе).

Собственно, разговор вился не только вокруг материальной составляющей проекта (где один только сейсмоустойчивый фундамент под установку общим весом в 23 000 тонн чего стоит, в том числе и буквально в денежном эквиваленте!), но прежде всего вокруг целей подобных усилий и способах управления сложно-интегрированным продуктом.

TROFOTO_0442_14042018.jpg

«Как решать нерешаемые задачи» – именно так назывался доклад Евгения.

Цель. Она настолько не сиюминутна, что возникает обывательское недоумение «Зачем?». Вроде того, что «Зачем летать в какой-то там космос?». Ведь результатами исследований будут пользоваться лишь наши… внуки. Да и то если/когда получится. Но эта технология – извлечение обеспечительной энергии из водорода, а не нефтяных недр – позволяет перевернуть все модели взаимодействия естественной, природной и искусственной, цивилизационной среды. То есть речь идёт о буквальной сохранности планеты и, как следствие, о выживании собственно человека. Тезис «Как нам жить дальше, чтобы всё не пропало?» заряжает разговор новым прикладным смыслом. Кто как не дизайнер (в самом широком представлении о «демиурге») должен думать об эргономике в её предельном выражении? И это ярко согласуется с прозвучавшим тут слоганом «Меняйтесь!».

Разумеется, нынешняя громоздкость проблемы и её технологических воплощений сравнима с нелепыми с современной точки зрения первыми компьютерными системами, занимавшими даже не кубометры, а целые здания. Но теперь-то мы держим высокоэффективный вычислитель буквально на ладони, недаром наши гаджеты называются умно-фонами. И этот оптимизм становится оправданием для альтруизма тех, кто, сочетая усилия разных государств (только вообразите себе эту проблему управления и согласований, когда речь идёт, например, о безупречном вписывании в один «порт» сложнейших приборов от разных стран), строит буквальное будущее.

Дизайн «изделия» опирается здесь, прежде всего, на дизайн «отношений». На специфическую коммуникацию, без которой не исполнить и сотой части подобного проекта. И тут мы вновь возвращаемся к тому, что выглядит как цементирующий феномен – способность дизайнера к собственному голосу.

Вопрос из зала: «Почему вы думаете, что у вас получится?».
Ответ: «Мы очень хотим!». И это хороший мотиватор помимо позитивного и уже убедительного практического опыта.
 
Юрко Гуцуляк, украинский графический дизайнер, ныне проживающий в Торонто, показал проект «7/12» своей киевской студии. В нём собраны (ещё собираются) новогодние открытки, семь осуществлённых из задуманного 12-частного цикла. И это полная антитеза банальности, хоть и обращается он к уже привычному для нас восточному пантеону «зверей-стихий-цветов». Бравурная, провокативная и нескучная игра с тонким и неожиданным использованием образов и технологий. Проект настолько симпатичный и «неленивый», что мы посвятили ему отдельную публикацию (статья «7 из 12 или Дорогой Иа»).

TROFOTO_0485_14042018.jpg

Он же в паре с Денисом Башевым (графическим дизайнером, основателем DILETTANT) в качестве модератора провёл практикум, посвящённый созданию «персонального бренда», по сути, игре по выявлению и оформлению своих желаний. Речь шла о том, чтобы на основании идеи – это может быть хобби или мечта – создать законченный образ работающей бизнес-модели.

Время от времени модераторы отвлекали раздумывающих над своими блокнотами участников примерами жизнеспособности идей, когда любая тема, даже кажущаяся сумасбродной, может иметь успешное воплощение. Скажем, идея «пить пиво и собирать Lego» (оставим психологам попутную тему инфантильности) превратилась в интернет-платформу в Торонто – «…значит, это кому-нибудь нужно».

Поиск темы, затем оформление её как работающего шаблона, присваивание ей имени и образа – всё это шаги укрепления дела. Например, инициализация, т.е. находка адекватного имени, иллюстрировалась симпатичным примером, когда индивидуальный бизнес по продаже щенков был назван «Шабака». В этом случае написание и звучание соединили в себе релевантное отражение собственного профиля и «ми-ми-мишную» реакцию на него (практически детского умиления) пользователей, выраженную в яркой фонетике.

Слэнг, особенно, когда это касается специфической клиентской аудитории, может стать точной акцентацией, как это получилось в примере с аквариумистикой, где «банкой» называют сам аквариум для декоративных рыбок.
Там было много прелюбопытных нюансов, о которых не рассказать в таком беглом обзоре.

От фантазий к реализации – последовательным «макетированием» – вот основной мотор этой встречи. И надо сказать, что слушатели с удовольствием включились в заводное дело. Тем более что им приходилось самостоятельно рассказывать о своих идеях. Такие мероприятия позволяют дизайнеру выйти на публику, «выйти и сказать», как это назвал Денис.

Живой результат, синхронизация совместной работы, открытие вовне дизайнерского сообщества – всё это становится новым «энергетиком» для молодых специалистов.

Дмитрий Игошин (арт-директор AIC) говорил об абстрактном мышлении, как о творческом методе. И о двухзадачном воплощении дизайнеров. Один из них – визуализатор, «нарисуй», другой – придумщик, «генератор гипотез». И тут выявление мотиваций клиента («В чём твоя боль?», как говорит докладчик) становится катализатором продуктивных решений. Поскольку в цифровой среде «все конкурируют со всеми», посредственные работы никому не нужны – планка задрана высоко, – поэтому лишь ориентир «сделать лучшее в мире» может провоцировать к поиску действительно нового. При этом под «новым» понимается вовсе не мифический ещё не существующий велосипед. Напротив, использование чужого опыта, но с новым применением и адаптацией, вовсе не рассматривается как «некорректное заимствование». Применение готовых элементов, при нулевой стоимости копирования, позволяет формализовать и ускорить процесс «извержения идей из головы». Но одновременно, используя существующие наработки, творческое усилие обязано отказаться от шаблонов. Скрещивание известных моделей, их мутации, как процесс брожения идей, и, наконец, отбор результата в качестве дистиллята иллюстрирует такую механику и инструментарий.

TROFOTO_0658_14042018.jpg

Триединость последовательного абстрагирования опирается на такие точки, как «В чём состоит задача?», «Кто решал подобную задачу?» и «Как применить это решение?». То есть «воровство» первичных идей-кирпичей предполагает их творческую ассимиляцию в новой среде, для разрешения новых проблем. Поднимаясь от конкурентного уровня (сравнение и улучшение решений) через диджитализацию (не дизайн, но продукт, не объект, но работающая схема), разработчик выходит на уровень культуры (абстрагирования), а это уже не только прикладное применение частных умений, а использование всего обширного «багажа», накопленного дизайнером в любых сферах интересов и компетенций.  

Спикеры говорили о разном, но так или иначе всё это в том числе приходило к тому, что публичная работа, как сказал Денис Башев, важнее всего для самого дизайнера, для его «прокачки». Но для того, чтобы «удивить мир», дизайнеру нужны разносторонние знания в очень широком спектре сфер. Социология, психология, маркетинг, общая эрудиция… Это перекликается с тем, о чём говорил Дмитрий Игошин – область заимствования увеличивается с ростом вашего интеллектуального багажа, захват становится шире и урожайнее.
Как же применить все эти «лишние» знания?

Уметь общаться. Разные языки, разные психологические типы, разные бизнес-шаблоны и разные культуры требуют адаптивного подхода.

Меняться! Уж если организм человека раз в пятилетие обновляется, хоть внешне мы не всегда отдаём себе в этом отчёт, то в методологии дизайнер обязан быть проворным в смысле готовности воспринимать и заменять. Это не лишнее. «Это всё полезно!». Не лишним также будет помнить о разнице между детьми и взрослыми. Первые познают мир в игре. Последние играть, как правило, разучаются. Свобода дизайнера заключается в способности играть новыми смыслами, выходить за барьеры привычного восприятия. И, наконец, о доверии. Доверии между заказчиком и разработчиком.

Тут не обошлось без фривольного, но понятного сравнения с тем, как собаки обнюхивают друг друга, получая всю необходимую информацию о «сторонах». Ведь в конечном итоге, знакомство (и приятие) начинается с простого природного теста – «хочу» или «не хочу», в самом первичном, инстинктивном смысле. В случае с мужчиной – быстрый ответ – «хочу ли я её?», в случае с женщиной – более тонкие настройки – «хочу ли отдать?». И, как ни странно, антитезой к этому выступает традиционное и почти неизбежное стремление к доминированию самого клиента. Вот когда нужен опыт уверенной самоподачи! Дизайнер-исполнитель пуст, он не имеет, да и не нуждается в обратной связи. Равно как и «наёмник» со стороны клиента, скажем, менеджер, ведущий проект, как правило, боится принятия собственных решений. Только тогда дизайнер становится партнёром, когда контроль собственника (того самого клиента, для которого и создаётся работа) проходит стадию передоверивания, делегирования. И полномочий, и усилий, поскольку дизайнер делает вклад в бизнес клиента. Выявление настоящих (зачастую скрытых) смыслов только и делает работу продуктивной и осознанной. Это вновь рифмуется с тем, о чём говорил Артур Арсёнов.

Разумеется, разговор не обошёл и сугубо прикладные темы, вроде «сколько стоит?». И вновь приходилось говорить о банальных для опытного специалиста, но не очевидных для молодого, вещах, когда стадии, их наполнение и стоимость работы напрямую увязаны с производительностью, тем же доверием и готовностью клиента рисковать. Ведь любое авансирование как раз и означает переход некоего «рубикона» для приобретения нового качества отношений. Взаимные обязательства, как и взаимные риски, ведут к продуктивному деловому взаимоуважению. Ценность жизни и клиента и дизайнера, по словам Дениса Башева, равнозначны. Вы взаимно тратите своё время и силы друг на друга, так почему бы не принять это как основу здорового партнёрства?

Одновременно дизайнер благодарно воспринимает любой опыт – ведь каждый новый клиент «даёт ключ от своей двери». «Дизайн – это не про картинки». Это больше анализ, чем «рисование». И это вновь становится ещё одним приращённым кругом компетенций. Способность слушать и понимать – главное в профессии дизайнера. Суметь понять клиента – значит, УЖЕ сделать работу успешной. «Дизайнер работает с хаосом», и, структурируя информацию, делает понятным то, что было непонятным для того, кому как раз нужна понятность.

Гоша Евдокимов назвал своё выступление «Практика вместо слов», но и оно базировалось на доказательности, эмоциональном подстёгивании, вовлечении, энергетической убедительности.

Его аудитория работала с образами «на коленке», в режиме стремительной клаузуры, под мантры о пошаговом подходе к проблеме, например, Идея – Форма – Драма – Польза. И тут вновь говорится о необходимости диалога с клиентом, о выявлении подтекстов и его потаённых нужд.

TROFOTO_0739_15042018.jpg

«Задавайте вопросы!» – и тогда тему можно разложить на атомы, из которых соберётся новая молекула решения. Любые ограничения брифа, исходящего от клиента, можно превратить в плюсы. Любое «плохо» может стать новым движителем и новым образным языком. И тут самоценность презентации дизайнера вновь становится очевидной, поскольку клиент должен увидеть весь путь рождения идеи: от «подводки» и «задачи» до «решения» и «взаимодействия».

Иной механикой и в иной терминологии, но похожий алгоритм демонстрирует на другой площадке Дмитрий Игошин, говоря о диджитализации, т.е. цифровой трансформации. Когда банк, например, не выпускает множество карт с уникальными свойствами отдельных товарных предложений, а создаёт одну базовую, но с цифровыми настройками в интернет-среде – буквально в качестве ползунков-регуляторов – для обеспечения самостоятельного выбора самим пользователем необходимой ему конфигурации. И это не дизайн, как «оформление», а именно механизм работы. Т.е. совершенно иной подход к формированию продукта и его внешних проявлений.

Дальнейшая работа аудитории с парой заданных тем выглядела так, что разнесённые по отдельным столам группы в 5-7 человек продуцировали идею и формализацию, а затем и презентовали её. Не все спонтанные спикеры справлялись с волнением, изящно выходя из положения («Ой, что это с микрофоном – он трясётся»), но именно эта часть – выкладывания аргументов – важна как самостоятельный этап общей проектной работы.

В способе и форме донесения своей разработки кроется порой половина успеха. Ведь… «Клиенты – все параноики». Впрочем, это справедливо и для другой стороны – дизайнеров.

Борис Бендиков, московский фотограф, рассказал о согласованности творческой и дисциплинарной составляющих в коммерческой фотографии. И тут опять возникает тема неизбежного диалога. Ведь рекламный снимок – это всегда плод усилий команды, порой весьма многочисленной, где задача и разные этапы её воплощения реализуются разными специалистами. Роль «шестерёнки», т.е. детали общего механизма – это хорошее вписывание фотографа в общий проект.

TROFOTO_0877_15042018.jpg

Что же до технологий, то автор считает, что не важно, как именно создано изображение – однокадровым снимком или сложным пост-монтажом, – важен результат. А в том, чтобы следовать актуальным (и регулярным) модным трендам, он видит для себя некоторую проблему, поскольку, во-первых, нет нужды быть угодным всем и вся, а во-вторых, собственные предпочтения порой не стыкуются с тем, что популярно в конкретный момент. Не успевать за формальными трендами, а чувствовать их – пожалуй, это важнее.

Коммерческий профиль заказных работ не оттесняет и сугубо творчества. С подачи художника Леонида Тишкова, который был вдохновлён работой Рене Магрита «День и Ночь», он создал совместный проект «Частная Луна» – многодельный и протяжённый во времени цикл поэтических трансформаций с инсталлированной в разные среды искусственной «Луной» в виде дугового лайтбокса.

В ответ на мой вопрос о возможной самоцензуре фотограф сказал, что ограничивает себя в работе разве что с политиками, деликатно, но всё же нелицеприятно отозвавшись об этом типаже личности.

Революционные перемены в фотографии, когда уже снимают все и всем, что есть в руке, перевело фотографию из элитарной технологии в общедоступный аттракцион, и тут требуется известная эквилибристика, чтобы удержаться в своей нише.

Подводя итоги, вновь повторю, что здесь отражена лишь часть работы форума. Пусть это останется затравкой для любопытных, ведь такие встречи будут повторяться. Должны повторяться! «Мрачное, нудное и эгоистичное сообщество» – это о дизайнерах – должно становиться открытым и моторным.

Остаётся пожелать всем нам способности к продуктивному, вдумчивому, внимательному общению, когда слово становится частью инструментария дизайнера.

Текст: © Владимир Корольков. 2018. Секция «Графический дизайн» СПб СД
Фото: © Александр Трофимов. 2018