Зачем дизайнеру слова?
И в самом деле, мы привыкли считать, что за дизайнера, в какой бы области он ни был занят, говорят его проекты. Слова излишни, когда результат вполне показателен. Однако иначе считают организаторы III международного форума в области коммуникационного дизайна «Лекторий 2018», прошедшего на площадке петергофской Арт-резиденции «КвартаРиата». Звучит, конечно, амбициозно и громко для столь уединённого собрания, но ведь и нужда в таких встречах-«говорильнях» слишком очевидна, чтобы пройти мимо и не провоцировать профессиональные диалоги.
Как заявлял анонс, основными темами встречи предполагались: брендинг, диджитал, дизайн-менеджмент и дизайн-мышление, как «сумма технологий». Кроме дизайнеров, арт-директоров, руководителей дизайн-студий из России и зарубежья, к выступлению были приглашены специалисты иных областей, чтобы поговорить, как связаны между собой, например, термоядерный реактор, фотография и дизайн. Лекции, мастер-классы, интенсивы, дизайн-игры и дискуссии определяют «Лекторий» как отличное место, где можно услышать разные точки зрения лидеров индустрии дизайна, обмениваться профессиональным опытом и идеями в непринуждённой атмосфере живого диалога.
Ну, что ж, это благодатная тема и благодарный формат. Его эффективность иллюстрируется неподдельным интересом – всё сплошь молодым, – который выказывали участники форума. А это не только одиночки, но и студийные коллективы.
Способность не теоретизировать и уж тем более не ворочать мёртворождёнными или устаревшими схемами зауми, а оперировать живым опытом и оправдавшимися наработками делает такое общение по-настоящему актуальным. Две разные аудитории (в смысле мест), разные спикеры и контрастные темы, не всегда очевидно и напрямую связанные с дизайном, как мы его себе представляем, живое общение с провокативной энергетикой, бодрым языком, иногда выбивающимся из рамок приличий, благожелательным настроем без снобизма и поучения наполняют эти диалоги пользой накопления и ценного приобщения.
Одновременно становится понятным, сколь важно, чтобы дизайнер (или шире – специалист, оперирующий коммуникационными технологиями) мог бы сам рассказывать о том, что делает. Именно потому, что зачастую дизайнер не способен внятно обосновать свои проектные идеи, проблема самопрезентации всегда столь показательно остра. А здесь можно было увидеть не только конкретные темы и задачи – вместе с путями их решений, – но и разные способы общения и продвижения идей. Разную убедительность, разную доходчивость, разные «словари». Физически невозможно было успеть воспринять весь материал, поэтому какие-то темы, к сожалению, окажутся за рамками этого обзора. И всё же постараемся представить тут дайджест деловой программы двухдневного форума.
Евгений Драпико, Артур Арсёнов, Борис Бендиков, Гоша Евдокимов, Денис Башев, Дмитрий Игошин, Юрко Гуцуляк, Марина Киселева
Итак, что там было?
Артур Арсёнов от имени своей консалт-компании Looi Factory рассказал о том, как слышать клиента и, выступая заинтересованным партнёром, делать его бизнес максимально эффективным в новых форматах. Какой инструментарий цифровой среды приводит идеи к ощутимому результату в пространстве реального рынка. Как, используя опыт клиента и свой собственный, дать ему новые оперативные возможности для успешного продвижения продукта. Читайте подробнее в нашем отдельном материале
«Диджитал-маркетинг или цифры на стол!», где он пересказывает тезисы своего доклада «Консалтинг и что мы делаем вообще».
Евгений Драпико, физик и разработчик контрольных приборов, которые используются в Японии, Китае и Корее, рассказал о своём участии в международном проекте ITER. Это невероятный по уникальности и согласованности интернациональной кооперации термоядерный исследовательский реактор у Лазурного берега Франции (не путать с Большим адронным коллайдером в ЦЕРНе).
Собственно, разговор вился не только вокруг материальной составляющей проекта (где один только сейсмоустойчивый фундамент под установку общим весом в 23 000 тонн чего стоит, в том числе и буквально в денежном эквиваленте!), но прежде всего вокруг целей подобных усилий и способах управления сложно-интегрированным продуктом.
«Как решать нерешаемые задачи» – именно так назывался доклад Евгения.
Цель. Она настолько не сиюминутна, что возникает обывательское недоумение «Зачем?». Вроде того, что «Зачем летать в какой-то там космос?». Ведь результатами исследований будут пользоваться лишь наши… внуки. Да и то если/когда получится. Но эта технология – извлечение обеспечительной энергии из водорода, а не нефтяных недр – позволяет перевернуть все модели взаимодействия естественной, природной и искусственной, цивилизационной среды. То есть речь идёт о буквальной сохранности планеты и, как следствие, о выживании собственно человека. Тезис «Как нам жить дальше, чтобы всё не пропало?» заряжает разговор новым прикладным смыслом. Кто как не дизайнер (в самом широком представлении о «демиурге») должен думать об эргономике в её предельном выражении? И это ярко согласуется с прозвучавшим тут слоганом «Меняйтесь!».
Разумеется, нынешняя громоздкость проблемы и её технологических воплощений сравнима с нелепыми с современной точки зрения первыми компьютерными системами, занимавшими даже не кубометры, а целые здания. Но теперь-то мы держим высокоэффективный вычислитель буквально на ладони, недаром наши гаджеты называются умно-фонами. И этот оптимизм становится оправданием для альтруизма тех, кто, сочетая усилия разных государств (только вообразите себе эту проблему управления и согласований, когда речь идёт, например, о безупречном вписывании в один «порт» сложнейших приборов от разных стран), строит буквальное будущее.
Дизайн «изделия» опирается здесь, прежде всего, на дизайн «отношений». На специфическую коммуникацию, без которой не исполнить и сотой части подобного проекта. И тут мы вновь возвращаемся к тому, что выглядит как цементирующий феномен – способность дизайнера к собственному голосу.
Вопрос из зала: «Почему вы думаете, что у вас получится?».
Ответ: «Мы очень хотим!». И это хороший мотиватор помимо позитивного и уже убедительного практического опыта.
Юрко Гуцуляк, украинский графический дизайнер, ныне проживающий в Торонто, показал проект «7/12» своей киевской студии. В нём собраны (ещё собираются) новогодние открытки, семь осуществлённых из задуманного 12-частного цикла. И это полная антитеза банальности, хоть и обращается он к уже привычному для нас восточному пантеону «зверей-стихий-цветов». Бравурная, провокативная и нескучная игра с тонким и неожиданным использованием образов и технологий. Проект настолько симпатичный и «неленивый», что мы посвятили ему отдельную публикацию (
статья «7 из 12 или Дорогой Иа»).
Он же в паре с
Денисом Башевым (графическим дизайнером, основателем DILETTANT) в качестве модератора провёл практикум, посвящённый созданию «персонального бренда», по сути, игре по выявлению и оформлению своих желаний. Речь шла о том, чтобы на основании идеи – это может быть хобби или мечта – создать законченный образ работающей бизнес-модели.
Время от времени модераторы отвлекали раздумывающих над своими блокнотами участников примерами жизнеспособности идей, когда любая тема, даже кажущаяся сумасбродной, может иметь успешное воплощение. Скажем, идея «пить пиво и собирать Lego» (оставим психологам попутную тему инфантильности) превратилась в интернет-платформу в Торонто – «…значит, это кому-нибудь нужно».
Поиск темы, затем оформление её как работающего шаблона, присваивание ей имени и образа – всё это шаги укрепления дела. Например, инициализация, т.е. находка адекватного имени, иллюстрировалась симпатичным примером, когда индивидуальный бизнес по продаже щенков был назван «Шабака». В этом случае написание и звучание соединили в себе релевантное отражение собственного профиля и «ми-ми-мишную» реакцию на него (практически детского умиления) пользователей, выраженную в яркой фонетике.
Слэнг, особенно, когда это касается специфической клиентской аудитории, может стать точной акцентацией, как это получилось в примере с аквариумистикой, где «банкой» называют сам аквариум для декоративных рыбок.
Там было много прелюбопытных нюансов, о которых не рассказать в таком беглом обзоре.
От фантазий к реализации – последовательным «макетированием» – вот основной мотор этой встречи. И надо сказать, что слушатели с удовольствием включились в заводное дело. Тем более что им приходилось самостоятельно рассказывать о своих идеях. Такие мероприятия позволяют дизайнеру выйти на публику, «выйти и сказать», как это назвал Денис.
Живой результат, синхронизация совместной работы, открытие вовне дизайнерского сообщества – всё это становится новым «энергетиком» для молодых специалистов.
Дмитрий Игошин (арт-директор AIC) говорил об абстрактном мышлении, как о творческом методе. И о двухзадачном воплощении дизайнеров. Один из них – визуализатор, «нарисуй», другой – придумщик, «генератор гипотез». И тут выявление мотиваций клиента («В чём твоя боль?», как говорит докладчик) становится катализатором продуктивных решений. Поскольку в цифровой среде «все конкурируют со всеми», посредственные работы никому не нужны – планка задрана высоко, – поэтому лишь ориентир «сделать лучшее в мире» может провоцировать к поиску действительно нового. При этом под «новым» понимается вовсе не мифический ещё не существующий велосипед. Напротив, использование чужого опыта, но с новым применением и адаптацией, вовсе не рассматривается как «некорректное заимствование». Применение готовых элементов, при нулевой стоимости копирования, позволяет формализовать и ускорить процесс «извержения идей из головы». Но одновременно, используя существующие наработки, творческое усилие обязано отказаться от шаблонов. Скрещивание известных моделей, их мутации, как процесс брожения идей, и, наконец, отбор результата в качестве дистиллята иллюстрирует такую механику и инструментарий.
Триединость последовательного абстрагирования опирается на такие точки, как «В чём состоит задача?», «Кто решал подобную задачу?» и «Как применить это решение?». То есть «воровство» первичных идей-кирпичей предполагает их творческую ассимиляцию в новой среде, для разрешения новых проблем. Поднимаясь от конкурентного уровня (сравнение и улучшение решений) через диджитализацию (не дизайн, но продукт, не объект, но работающая схема), разработчик выходит на уровень культуры (абстрагирования), а это уже не только прикладное применение частных умений, а использование всего обширного «багажа», накопленного дизайнером в любых сферах интересов и компетенций.
Спикеры говорили о разном, но так или иначе всё это в том числе приходило к тому, что публичная работа, как сказал Денис Башев, важнее всего для самого дизайнера, для его «прокачки». Но для того, чтобы «удивить мир», дизайнеру нужны разносторонние знания в очень широком спектре сфер. Социология, психология, маркетинг, общая эрудиция… Это перекликается с тем, о чём говорил Дмитрий Игошин – область заимствования увеличивается с ростом вашего интеллектуального багажа, захват становится шире и урожайнее.
Как же применить все эти «лишние» знания?
Уметь общаться. Разные языки, разные психологические типы, разные бизнес-шаблоны и разные культуры требуют адаптивного подхода.
Меняться! Уж если организм человека раз в пятилетие обновляется, хоть внешне мы не всегда отдаём себе в этом отчёт, то в методологии дизайнер обязан быть проворным в смысле готовности воспринимать и заменять. Это не лишнее. «Это всё полезно!». Не лишним также будет помнить о разнице между детьми и взрослыми. Первые познают мир в игре. Последние играть, как правило, разучаются. Свобода дизайнера заключается в способности играть новыми смыслами, выходить за барьеры привычного восприятия. И, наконец, о доверии. Доверии между заказчиком и разработчиком.
Тут не обошлось без фривольного, но понятного сравнения с тем, как собаки обнюхивают друг друга, получая всю необходимую информацию о «сторонах». Ведь в конечном итоге, знакомство (и приятие) начинается с простого природного теста – «хочу» или «не хочу», в самом первичном, инстинктивном смысле. В случае с мужчиной – быстрый ответ – «хочу ли я её?», в случае с женщиной – более тонкие настройки – «хочу ли отдать?». И, как ни странно, антитезой к этому выступает традиционное и почти неизбежное стремление к доминированию самого клиента. Вот когда нужен опыт уверенной самоподачи! Дизайнер-исполнитель пуст, он не имеет, да и не нуждается в обратной связи. Равно как и «наёмник» со стороны клиента, скажем, менеджер, ведущий проект, как правило, боится принятия собственных решений. Только тогда дизайнер становится партнёром, когда контроль собственника (того самого клиента, для которого и создаётся работа) проходит стадию передоверивания, делегирования. И полномочий, и усилий, поскольку дизайнер делает вклад в бизнес клиента. Выявление настоящих (зачастую скрытых) смыслов только и делает работу продуктивной и осознанной. Это вновь рифмуется с тем, о чём говорил Артур Арсёнов.
Разумеется, разговор не обошёл и сугубо прикладные темы, вроде «сколько стоит?». И вновь приходилось говорить о банальных для опытного специалиста, но не очевидных для молодого, вещах, когда стадии, их наполнение и стоимость работы напрямую увязаны с производительностью, тем же доверием и готовностью клиента рисковать. Ведь любое авансирование как раз и означает переход некоего «рубикона» для приобретения нового качества отношений. Взаимные обязательства, как и взаимные риски, ведут к продуктивному деловому взаимоуважению. Ценность жизни и клиента и дизайнера, по словам Дениса Башева, равнозначны. Вы взаимно тратите своё время и силы друг на друга, так почему бы не принять это как основу здорового партнёрства?
Одновременно дизайнер благодарно воспринимает любой опыт – ведь каждый новый клиент «даёт ключ от своей двери». «Дизайн – это не про картинки». Это больше анализ, чем «рисование». И это вновь становится ещё одним приращённым кругом компетенций. Способность слушать и понимать – главное в профессии дизайнера. Суметь понять клиента – значит, УЖЕ сделать работу успешной. «Дизайнер работает с хаосом», и, структурируя информацию, делает понятным то, что было непонятным для того, кому как раз нужна понятность.
Гоша Евдокимов назвал своё выступление «Практика вместо слов», но и оно базировалось на доказательности, эмоциональном подстёгивании, вовлечении, энергетической убедительности.
Его аудитория работала с образами «на коленке», в режиме стремительной клаузуры, под мантры о пошаговом подходе к проблеме, например, Идея – Форма – Драма – Польза. И тут вновь говорится о необходимости диалога с клиентом, о выявлении подтекстов и его потаённых нужд.
«Задавайте вопросы!» – и тогда тему можно разложить на атомы, из которых соберётся новая молекула решения. Любые ограничения брифа, исходящего от клиента, можно превратить в плюсы. Любое «плохо» может стать новым движителем и новым образным языком. И тут самоценность презентации дизайнера вновь становится очевидной, поскольку клиент должен увидеть весь путь рождения идеи: от «подводки» и «задачи» до «решения» и «взаимодействия».
Иной механикой и в иной терминологии, но похожий алгоритм демонстрирует на другой площадке Дмитрий Игошин, говоря о диджитализации, т.е. цифровой трансформации. Когда банк, например, не выпускает множество карт с уникальными свойствами отдельных товарных предложений, а создаёт одну базовую, но с цифровыми настройками в интернет-среде – буквально в качестве ползунков-регуляторов – для обеспечения самостоятельного выбора самим пользователем необходимой ему конфигурации. И это не дизайн, как «оформление», а именно механизм работы. Т.е. совершенно иной подход к формированию продукта и его внешних проявлений.
Дальнейшая работа аудитории с парой заданных тем выглядела так, что разнесённые по отдельным столам группы в 5-7 человек продуцировали идею и формализацию, а затем и презентовали её. Не все спонтанные спикеры справлялись с волнением, изящно выходя из положения («Ой, что это с микрофоном – он трясётся»), но именно эта часть – выкладывания аргументов – важна как самостоятельный этап общей проектной работы.
В способе и форме донесения своей разработки кроется порой половина успеха. Ведь… «Клиенты – все параноики». Впрочем, это справедливо и для другой стороны – дизайнеров.
Борис Бендиков, московский фотограф, рассказал о согласованности творческой и дисциплинарной составляющих в коммерческой фотографии. И тут опять возникает тема неизбежного диалога. Ведь рекламный снимок – это всегда плод усилий команды, порой весьма многочисленной, где задача и разные этапы её воплощения реализуются разными специалистами. Роль «шестерёнки», т.е. детали общего механизма – это хорошее вписывание фотографа в общий проект.
Что же до технологий, то автор считает, что не важно, как именно создано изображение – однокадровым снимком или сложным пост-монтажом, – важен результат. А в том, чтобы следовать актуальным (и регулярным) модным трендам, он видит для себя некоторую проблему, поскольку, во-первых, нет нужды быть угодным всем и вся, а во-вторых, собственные предпочтения порой не стыкуются с тем, что популярно в конкретный момент. Не успевать за формальными трендами, а чувствовать их – пожалуй, это важнее.
Коммерческий профиль заказных работ не оттесняет и сугубо творчества. С подачи художника Леонида Тишкова, который был вдохновлён работой Рене Магрита «День и Ночь», он создал совместный проект «Частная Луна» – многодельный и протяжённый во времени цикл поэтических трансформаций с инсталлированной в разные среды искусственной «Луной» в виде дугового лайтбокса.
В ответ на мой вопрос о возможной самоцензуре фотограф сказал, что ограничивает себя в работе разве что с политиками, деликатно, но всё же нелицеприятно отозвавшись об этом типаже личности.
Революционные перемены в фотографии, когда уже снимают все и всем, что есть в руке, перевело фотографию из элитарной технологии в общедоступный аттракцион, и тут требуется известная эквилибристика, чтобы удержаться в своей нише.
Подводя итоги, вновь повторю, что здесь отражена лишь часть работы форума. Пусть это останется затравкой для любопытных, ведь такие встречи будут повторяться. Должны повторяться! «Мрачное, нудное и эгоистичное сообщество» – это о дизайнерах – должно становиться открытым и моторным.
Остаётся пожелать всем нам способности к продуктивному, вдумчивому, внимательному общению, когда слово становится частью инструментария дизайнера.
Текст: © Владимир Корольков. 2018. Секция «Графический дизайн» СПб СД
Фото: © Александр Трофимов. 2018