Книга «Soviet Design. From Constructivism to Modernism. 1920–1980»

Книга «Soviet Design. From Constructivism to Modernism. 1920–1980» – первое крупное исследование, посвящённое советскому интерьерному дизайну.

Большое внимание уделяется мебели и другому предметному оборудованию. На 448 страницах более 320 цветных иллюстраций. Книга поделена на 3 главы: конструктивизм 1920-х, постконструктивизм, ар-деко и советская неоклассика 1930-х — первой половины 1950-х, mid-century modern и постмодернизм второй половины 1950-х – 1980-х гг. В конце приведены биографии ключевых проектировщиков.

soviet_design_book_1.jpg

Идея создания книги о советском мебельном дизайне родилась у меня к 2015 году в период написания кандидатской диссертации. В ходе работы над ней некоторые тексты адаптировались под книжный формат и через два с половиной года появились три книжки карманного формата «Дизайн мебели в СССР». Из-за их ценовой доступности и удобства чтения они до сих пор не вышли из продажи и стабильно пользуются спросом. 

В 2017 году их заметила Кристина Краснянская, организатор московской галереи советского дизайна «Heritage», и высказала желание сделать совместное крупное издание на английском (рассчитанное на интернациональную аудиторию). Так благодаря Кристине появились и концепция, и финансы для реализации более глобального проекта. А тематика исследования расширилась с дизайна мебели до интерьеров и архитектуры.

По названию книги можно подумать, что мы ограничиваемся модернистскими концепциями второй половины XX века. Но помимо этого подробно разбираются постмодернистские поиски, начавшиеся в СССР c 60-х и продолжавшиеся вплоть до конца 80-х, а потом перешедшие в постсоветскую Россию. Искусствоведы также могут сказать, что конструктивизм – это часть модернизма и некорректно обозначать периодизацию: «from constructivism to modernism». Здесь важно понимать маркетинговую составляющую названия и доступность терминов в разных странах мира. Не секрет, что даже европейская терминология в частностях отличается от российской. Издательство «Scheidegger & Spiess» и редакторы книги попытались подобрать наиболее оптимальный язык. Слово «постмодернизм» не используется в названии осознанно из-за недостаточно устоявшейся терминологии применительно к советскому периоду. Термин «модернизм», напротив, всё чаще применяется в России именно к архитектуре второй половины XX века. 

Содержание подробно раскрывает суть исследования. Проекты рассматриваются в следующей парадигме: от концептуальной разработки до реализации в виде готового продукта. Показано влияние экспериментальных поисков и образцовых моделей на формообразование промышленно выпускаемых изделий. В книге отмечается, что массовый продукт оказывался наименее удачным в части сочетания эстетических качеств с техническим решением, а образцовые проекты конструкторских бюро выделялись большей продуманностью, но их редко внедряли в массовое производство. Студенческие и экспериментальные разработки отдельных мастеров характеризуются свободой мысли, смелостью конструктивных решений, но их адаптация к серийному выпуску была чрезвычайно затруднительна: отбор проектов мебели происходил не в рамках конкуренции, как в западных странах, а через многоступенчатую систему производства, регулируемую плановой экономикой.
 
Книга уже продаётся в Европе и США. В Петербурге её можно купить в он-лайн или оф-лайн магазине «Подписные издания». Здесь же можно приобрести и первоначальную версию на русском языке «Дизайн мебели в СССР».

Текст: © Александр Семёнов. 2020