Модулор. Размышления постфактум

Завершился очередной конкурс в рамках XI Петербургской биеннале дизайна «Модулор». По приглашению организаторов я имел удовольствие участвовать в работе жюри, всесторонне знакомиться с представленными в восьми номинациях дизайнерскими работами, а также общаться со своими петербургскими коллегами. Не могу не высказать своей глубокой благодарности творческому активу «Модулора» за этот интереснейший опыт.

Жюри биеннале дизайна «Модулор-2017»
Жюри конкурса XI петербургской биеннале дизайна «Модулор-2017»: Владимир  Свердлов, Леонид Салмин,  Алексей Бойко,  Давид Авакян, Викентий Грязнов, Светлана Данилова, Александр Петров – председатель жюри. Фото: © Александр Трофимов. 2017
С каждым днём событие отступает все дальше, неизбежно уходя в историческую перспективу. А это значит, что наступает время для его осмысления. Бесспорно, организаторы конкурса делают большое и нужное дело. За плечами уже два десятилетия регулярного проведения насыщенного творческого соревнования дизайнеров. Это, конечно, почетный стаж, обязывающий начинателей «Модулора» к особой ответственности за его дальнейшую судьбу. Сегодня, в условиях открытого информационного мира, в среде сколь глобальных, столь же и мгновенных профессиональных коммуникаций самим по себе конкурсом дизайна, даже таким респектабельным, как «Модулор», уже никого не удивишь. Мировой рынок конкурсов предлагает потенциальным участникам, особенно молодым, начинающим дизайнерам, огромный диапазон возможностей эффективного самопродвижения. В этих условиях судьба и перспектива развития всякого конкретного конкурса зависит от его успеха на негласном конкурсе конкурсов, прежде всего, от конкурентоспособности собственно концепции и идеологии предлагаемого профессионального состязания.

Оглядываясь с этой позиции на прошедший «Модулор», можно обозначить несколько ключевых проблем, от решения которых, как мне представляется, реально зависит его дальнейшая судьба. Ниже я попытаюсь дать краткую экспликацию этих проблем и некоторые свои мысли по поводу их возможного решения. Думаю, эта пострефлексия может оказаться небесполезной в поиске перспективных путей развития всего проекта «Модулор».

Итак, первое. Важнейшая задача современного конкурса дизайна – представить объективную картину реальной профессиональной конкуренции – то есть творческого соревнования в сфере инновационных идей, проектов, пластического и визуального формообразования, жанров, языков и коммуникационных программ дизайна, теоретических и методологических рефлексий проектной культуры и многого другого. Очевидно, что такая картина не может быть сведена к презентации исключительно итоговых продуктов профессиональной работы. В сегодняшнем дискурсе дизайн-деятельности процесс, по меньшей мере, не менее значим, чем результат. Поэтому репрезентация профессионального дизайн-соревнования в рамках конкурсного события должна разворачивать картину работы дизайнеров процессуально, в виде, так сказать, альтернативных «творческих историй», в форме визуализированных стратегий, в которые (в качестве смыслового итога) включен и конкретный продукт.

Как это сделать? Прежде всего, превратить конкурсную территорию (в первую очередь, ее виртуально-сетевые площадки – сайт, аккаунты в соцсетях, партнерские сетевые ресурсы и т.д.) в места перманентной профессиональной и экспертной коммуникации, в места, где на протяжении всего времени между собственно экспозиционными событиями силами потенциальных участников конкурса и экспертов происходит выстраивание важнейших, с точки зрения развития дизайна, тематических и проблемных полей, где в ходе сетевой коммуникации выкристаллизовываются смыслы конкурентного сравнения различных векторов дизайнерского творчества, вырабатывается система критериев оценки творческих процессов, продуктов и результатов.

Дело в том, что современный общественный запрос на возможности профессиональной дизайнерской культуры – это запрос не столько на продукты проектной работы дизайнера, сколько на сами креативные технологии, на алгоритмы творческих техник, на механизмы интуиции и способы мировосприятия. Это принципиально меняет ситуацию вокруг уже сложившихся и воспроизводящих собственную традицию конкурсов дизайна. Судьба «Модулора», как мне представляется, будет зависеть от того, сможет ли конкурс уже в ближайшее время адекватно отреагировать на эту новую культурную реальность, сможет ли он из периодического события превратиться в перманентный процесс.

Второе, что логически следует из вышесказанного, это необходимость переноса акцента с географической локации конкурса на его на бренд. В традиционном смысле «Модулор» – петербургский конкурсный проект. Но сегодня его «петербургскость» – уже не вопрос географии, а скорее брендовый ресурс. Локация, в обычном географическом контексте всегда определяет различные технические ограничения, касающиеся, прежде всего, возможностей участия. Для потенциальных конкурсантов эта семантика несет негативный смысл. Однако при более открытой, более коммуникативной (вне географических границ) политике взаимодействия с дизайнерским сообществом тот же петербургский маркер конкурса становится привлекательным и мотивирующим элементом имиджа и реальным брендовым ресурсом. Не стоит забывать, что «Модулор» – это не только географически привязанное к Санкт-Петербургу имя дизайнерского конкурса, но еще и универсальная, внегеографическая система пропорций, концепт великого Корбюьзе, затрагивающий надвременные вопросы метафизики формообразования, символ интернационального движения в архитектурной и дизайнерской культуре XX века.

Разумеется, означенный перенос акцента требует существенного изменения способа разговора между организационной командой конкурса и его потенциальными участниками. Пока ситуация очень далека от необходимого градуса интерактивности. Собственно «петербургский потенциал» вовлечения дизайнеров в конкурсный процесс, по сути дела, не активирован в той мере, в какой этого требует ситуация.

Третье, что опять же вытекает из уже сказанного, – вопрос самопозиционирования конкурса в мировом (подчеркиваю, не в российском, а именно в мировом) культурном пространстве. Сколь бы сомнительной ни казалась такая глобальная претензия, в сфере дизайна она более чем оправдана. И дело здесь не в завышенном самомнении, а в амбициозном (в самом лучшем смысле этого слова) самоопределении конкурса, в установке планки требований к конкурсу на максимально возможную высоту. Это, безусловно, вопрос престижа конкурса, его привлекательности для ищущей продвижения «молодой крови» дизайна. Задача привлечения к участию молодых дизайнеров чрезвычайно важна. И было бы разумно хотя бы для студенческого сегмента потенциальной аудитории участников снять финансовый фильтр (существующий в виде нормы платного участия).

Во-первых, для этой части молодой аудитории даже незначительная сумма за участие оказывается психологическим тормозом. И дело тут вовсе не в установке молодежи на «халяву», а в обилии доступных и привлекательных альтернатив. Молодым дизайнерам сегодня есть из чего выбирать на рынке конкурсного предложения. Во-вторых, платность участия, работающая в ряде международных профессиональных конкурсов как фильтр, обеспечивающий «отсечение» непрофессионалов, в отечественных условиях ложно понимается не столько как фильтр, сколько как финансовый ресурс экономики конкурса, что объективно создает соблазн снижения планки профессиональных требований к представляемым работам. Стоит уйти от принципа – «заплати и участвуй» к профессиональному фильтру качества: «представь работу, достойную участвовать и, если ты студент, участвуй бесплатно».

Что же касается финансового и материального ресурса конкурса, то его, конечно же, нужно искать не в аудитории участников, а в области актуального интереса серьезных бизнес-институций как города, так и страны. Разумеется, это поиск не на пять минут. Это требует достаточно длительного и системного выстраивания отношений конкурса с бизнес-средой, поддержания внятной смысловой коммуникации с субъектами различных бизнес-интересов, вписывания предлагаемых проектных и конкурсных инициатив в программы корпоративного развития, культурных и социальных миссий и т.п.

Наконец, четвертое (хотя, вероятно, не последнее), на что тоже нельзя не обратить внимания. Уже 17 лет мы живем в третьем тысячелетии, в мире сверхновых технологий, глобальных информационных коммуникаций, в мире нового экологического сознания и новых социокультурных моделей быта и повседневности. И именно этот актуальный бэкграунд определяет ожидания профессиональной и зрительской аудиторий в отношении самих жанров конкурсной коммуникации и способов презентации конкретных процессов и артефактов дизайна. Конечно, в этом отношении (мне думается, об этом нужно говорить спокойно и ответственно) большинство дизайнерских конкурсов, среди которых «Модулор» не составляет исключения, демонстрируют крайнюю архаичность форм как коммуникационной, так и экспозиционной работы. При всем почтении к академической традиции предъявления творческого продукта, нужно отдать себе отчет в ограниченности устоявшегося жанра классической выставки по отношению к задачам успешного информационного продвижения и получения эффективного медийного резонанса.

Мне думается, эта проблема, как, впрочем, и все перечисленные выше, вполне разрешимы, поскольку все они носят не столько технический, сколько психологический характер. Для успешного дальнейшего развития «Модулору», как мне представляется, вообще необходимо изменение, в первую очередь, психологической оптики, нужен свежий и творческий взгляд как на уже пройденный путь, так и на возможное будущее. Ведь именно внятно сформулированное желание, ясная воля и отчетливо прорисованный образ будущего определяют смысл наших действий в настоящем – здесь и сейчас.

Леонид Салмин,
дизайнер, культуролог,
профессор кафедры графического дизайна Уральского государственного архитектурно-художественного университета,
кандидат искусствоведения.