«Что в сумке?» Екатерина Савина
В Санкт-Петербургском Союзе дизайнеров, Екатерина совсем недавно, с апреля 2017 года. Вступив в секцию «Дизайн моды», Екатерина мгновенно стала своим человеком в коллективе Креативного пространства «Мойка-8», благодаря своим коммуникативным качествам. Наверное, поэтому у всего Союза есть возможность узнать о ней больше именно в этой рубрике статей, не дожидаясь её вступления в Клуб ветеранов.
На вступлении у Приемной комиссии практически не было вопросов к Екатерине, её профессиональная состоятельность была очевидна. Зато теперь есть вопросы у меня, надеюсь ответы на них помогут понять – какой путь ведет к такому убедительному результату.
Екатерина Савина. Фото: © Александр Трофимов
Катя, чем ты увлекалась в детстве?
Я родилась в Лесосибирске, это Красноярский край. В детстве, вместо того, чтобы учиться рисовать, я занималась всем остальным: закончила музыкальную школу, играла в школьной команде по волейболу, бегала на лыжах и ходила в танцевальный коллектив. Чувствам вкуса и стиля я обязана маме, она научила меня шить. Будучи инженером, а в душе дизайнером, она делала нам за один вечер самые волшебные костюмы на Новый год: голову Сеньора Помидора из папье-маше и плащ Мистера Икс из юбки. Мама все время занималась с нами и жила нашими детскими жизнями.
Стремление получить творческую специальность в жизни у меня было всегда, а знаний и навыков – никаких. По окончании школы записалась на подготовительные курсы художественно-графического отделения педагогического училища в соседнем городе и поступила. Это было государство в государстве, где, несмотря на чудовищную удаленность от культурных столиц, бурлила творческая жизнь. Пожалуй, самыми яркими и неравнодушными из моих учителей были именно преподаватели Енисейского худграфа. Никто больше так не зажигал на истории искусств как Андреева Т.В., не был так одержим шрифтами и рисунком как Осипенков В.С., не ходил так плавно по коридору как Жданова Г.П. – преподавательница перспективы.
Как решила переехать в Питер?
Проучившись в Енисейском педагогическом училище на худграфе два года, а потом собрала свои картинки и рванула в Петербург попробовать поступать в Университет технологии и дизайна на «дизайн одежды». Еще в школе, начитавшись и насмотревшись книжек и фильмов, я мечтала учиться и жить только в этом городе. Не подозревая о сложностях, протекциях и длительных подготовительных курсах, поступила с первого раза. За что отдельное спасибо Пал Санычу Ткаченко, впоследствии, преподавателю живописи, который на апелляции исправил мне двойку по композиции на тройку. Остальные профильные экзамены я уже сдала на «отлично» и таким образом вписалась последним номером в нашу интересную группу.
На последнем курсе института я заинтересовалась вышивкой. Не знала ни компьютера, ни технологий, училась всему на производстве. Трудно было, часто плакала. Конечно, сделала дипломную коллекцию, где были платья с вышивкой, вязаные шубы и стеклянные бусы. Специалисты обозначили её как «ориентальный этно-панк», и оценили на отлично с плюсом.
Когда появились сумки?
Я сделала еще одну коллекцию одежды и поняла, что мне намного интереснее делать аксессуары – шапочки и сумки, каждая из которых сама по себе является законченной вещью, самоценна, и может быть как деталью одежды, так и объектом в интерьере. Около десяти лет назад, была создана моя личная марка «Horoshi», под которой я сейчас работаю и являюсь ведущим дизайнером.
Как ты работаешь с заказчиком?
Первый гонорар я получила за черную атласную сумочку с вышивкой. За 800 рублей её приобрел случайно зашедший на выставку француз. Когда я получаю заказ, прежде всего, я выясняю детали, стараюсь понять, для кого и за что я буду работать. Я человек очень ответственный и всегда очень стараюсь и страшно парюсь. И меня раздражают люди, которые говорят: «да ты не парься».
Мои клиентки – активные девушки от 17 до 65 лет. Яркие и уверенные в себе, желающие самовыражаться и иметь соответствующие аксессуары. Это люди разных профессий и социальных групп, например учительница английского и модельер, ведущая с телевидения и жена посла, хозяйка бутика и студентка.
Дизайн будущего будет более индивидуализирован и обращен к конкретному человеку. И мне не хотелось бы делать массовый продукт и какие-то большие тиражи. Гораздо интереснее работать с каждым заказчиком индивидуально. Люди, уже насытившись предметами массового дизайна, по-прежнему хотят получить дизайн, но дизайн уникальный, приватный, что ли. Поэтому все мои сумки шьются микроскопическими тиражами 5-7 единиц, все экземпляры имеют свой порядковый номер и подписаны лично автором. Вероятность встретится в большом городе сумке №2 с сумкой №5 практически сведена к нулю.
Сумки из коллекции напоминают китайские фонари, несешь в сумке свет.
Чтобы в нужном направлении работали мозги, необходимо постоянно пребывать в творческом поиске, не расслабляться. Вокруг все время что-то происходит, тебе все время что-то показывают. Впечатления копятся, наслаиваются, перевариваются. Я стараюсь никогда не использовать увиденное напрямую, без изменений. Хочется, чтобы получались вещи ассоциативные, узнаваемые, но необъяснимые. Интересно делать многослойные вещи. Стараюсь, например, для каждой сумки отыскать какую-нибудь уникальную ткань, единичную в своем роде. Люблю старинные отрезы из комиссионного. Я соединяю несколько тончайших, разноцветных парашютных тканей и получаю уникальное по цвету полотно с муаровым эффектом. И как в восточном искусстве внутреннее всегда важнее внешнего, и подкладка кимоно зачастую красивее ткани верха, так и в моих сумочках, по этому принципу я делаю свои вещи. Мне приятно, что у каждой женщины есть своя тайна и красота, доступная только ей.
В каком состоянии комфортнее работать?
Для работы мне необходимо, чтобы все вещи, сделанные ранее были реализованы – проданы или подарены. Чистый стеллаж и пустой шкаф – самые лучшие стимулы для работы. Не люблю забарахляться и обрастать своими вещами. Надо, чтобы было чисто. Еще обязательно иметь большой стол, швейную машину, компьютер, вышивальный автомат, изолон, пертекс, разные сетки.
Есть авторитеты?
Очень уважаю японцев за их отношение к ремеслу, к материалу. В их философии не подавлять материал, с которым они работают, а выразить его суть. Ты крут, ты мастер, если у тебя это получается. Поэтому я сначала нахожу ткань, потом решаю, через какую форму мне удастся полнее раскрыть ее фактуру, пластику. Мне нравятся ткани, которые обычно используются для туристического снаряжения, при изготовлении парашютов и парапланов. Они очень сочные по цвету, легкие, хорошо держат форму и, что немаловажно, износостойкие. Вообще, я считаю, что сумка должна быть качественно сделана, сама по себе не должна ничего весить и быть очень практичной в носке.
Лучше всех в моей области: Vivienne Westwood, Филипп Трейси, JC de Castelbajac, Dries Van Noten, Gianfranco Ferre и др.
Конкурсы любишь?
Чтобы быть в форме, я стараюсь регулярно участвовать в различных дизайнерских конкурсах. Так, пару лет назад мои работы были выбраны для участия в международном конкурсе Henkel Art Awards, посвященном дизайнерским объектам. В итоге я вошла в пятерку лучших молодых дизайнеров Восточной Европы.
Какая схема продаж твоих работ?
Как показала практика, самое эффективное, это
социальные сети и
инстаграмм. Публикую там новые и старые работы. Заказчики пишут и звонят каждый день.
Что женщины уносят с собой, забирая твою сумку? Что в нее уже «вложено»?
Хочу передать людям удовольствие от жизни, и желание передать его в свою очередь еще кому-то.
Почему решила вступить в Союз?
В какой-то момент возникла необходимость получить адекватную профессиональную оценку своей работе, возможности совместных проектов. Лайки в социальных сетях едва ли являются объективным критерием.
Твои сумки стали одним из первых товаров в нашем новом начинании – «Лавке дизайнера» в Креативном пространстве «Мойка-8», что думаешь о перспективах нашего магазина?
Профессиональный дизайн должен продавать не менее профессиональный продавец, который понимает ценность вещей и может рассказать об этом. Постепенно стираются границы между современными дизайном и искусством. Поскольку дизайн становится все боле изысканным и персонализированным, а искусство все больше обращается в массы, утрачивая свою избирательность и богемность. Поэтому в четкой классификации современных проектов путаются все, включая искусствоведов и специалистов – людей продающих искусство и дизайн.
Я видела, как твоя младшая дочь шила куклу. Что хочешь передать своим детям?
Рождение детей стало мощным стимулом для новых идей и проектов. Положительные эмоции, которые я получаю от общения с любимыми детьми дают невероятные творческие импульсы! Хочу передать им страсть к своему любимому делу, что бы они для себя в жизни не выбрали.
Беседовала Александра Траубе
Екатерина Савина
1990 – 1992 Городская детская художественная школа №2 Лесосибирск.
1990 – 1995 Енисейское педагогическое училище, художественно-графическое отделение.
1995 – 2000 Санкт-Петербургский Государственный Университет Технологии и Дизайна, специализация «Дизайн костюма».
1998 – Стажировка в Saga International Design Centre (Дания).
2000 – 2004 Работа на производстве дизайнером по вышивке.
2010 – 2017 Продвижение собственного бренда «Horoshi».