Вдох...
«Мне 30 лет и я очень рада, что работала, ничего не откладывала на потом!»
Валерия Лошак в секции «Арт-дизайн» Санкт-Петербургского Союза дизайнеров с 2014 года. За это время мы успели подружиться, поэтому – на ты! Для создания этой статьи первый раз мы встретились с Лерой во время её персональной выставки живописи в салоне Mersedes-Benz «Олимп Нева» весной прошлого года. Лера готовилась и ждала этого события, поэтому оно в нашем рассказе было на первом месте, но динамика событий в профессиональной жизни Леры значительно опережает темп создания моих статей. За один год Лера совершает столько, что другому хватило бы на всю жизнь! «Весна, цветение, вдохновение» – так называлась выставка, и это, наверное, самое точное описание самой Леры, и за год это не перестало быть актуальным!
Все проекты Валерии можно увидеть на её личном сайте. Сайт разработан
студией Trofotodesign, руководит которой Александр Трофимов из секции «Графический дизайн» нашего Союза. Участие в выставках, конкурсах, фестивалях находят отражение в разделе «События». Также на сайте достаточно подробно описан весь профессиональный путь в хронологическом порядке. Поэтому наш разговор, скорее, о личных впечатлениях, которые в строгом формате сайта напрямую не присутствуют, хоть являются корнем всего творчества, представленного там.
В мастерской. Фото: © Сергей Пушкин. 2016
Лера, где рождается желание сделать что-то очень большое?
На меня, как на зрителя, всегда производят впечатление большие вещи, наверное, поэтому и я, создавая что-то, стараюсь сделать его большим, цветным, ярким или монументальным, как, например, валенок. Делаю и наслаждаюсь конкретным моментом. Свою дипломную работу я сращивала из отдельных фрагментов: квадрат два на два метра содержал какой-то декоративный элемент, например, цветок, и если он не приносил радости, то я делала следующий и следующий, и так может продолжаться до бесконечности, пока что-то не остановит. В случае с дипломным проектом это был мой педагог. Останавливаться действительно очень сложно, но приходиться себя заставлять. В технике войлоковаляния всегда есть возможность увеличить размер или что-то добавить. В живописи в этом плане проще – приходишь на следующий день, и если не хочется добавить никакой точки, то работа закончена. И, конечно, размер холста задаёт рамки. Есть один большой процесс работы, который не останавливается, просто берёшь новый холст.
«Цветущий луг». Панно. Войлок, 1200х600 см. Дипломный проект СПбГХПА им. А.Л. Штиглица, кафедра художественного текстиля.
Многих удивляет сочетание твоей миниатюрности и размера твоих работ. Именно он подтолкнул тебя к изобретению технологических приспособлений для войлоковаляния?
Мой дипломный проект «Цветущий луг» – самая большая по размеру дипломная работа в истории академии Штиглица. Она создавалась год. Я сама окрашивала шерсть и валяла руками, сама вся окрасилась в сине-зелёный цвет. Много сил тратится на подготовительный этап, только на то, чтобы разложить рисунок. Сам процесс мокрого валяния требует хорошей физической подготовки. Весь диплом сделан с помощью приспособления с четырьмя иглами. Я очень уставала, и мне на помощь пришёл мой дядя, моряк, инженер-механик, изобретатель. Совместно с ним мы придумали два приспособления, которые мне очень помогли: каток для мокрого валяния шириной два метра и электрический иглопробивной прибор на сто игл для работы с сухим материалом. Оба прибора запатентованы. Эти станки применимы только для монументальных работ.
Положить панно на пол во время твоей персональной выставки в Креативном пространстве «Мойка-8» было очень сильный решением. Меня восхитила смелость и глубина именно такого дизайнерского хода, ведь по-другому было ковёр не выставить – он больше всей «Мойка-8». Но потом потребовался ремонт, в котором мне повезло участвовать. Я работала фельцевальными иглами первый раз несколько часов, а мозоли были ещё очень долго.
Есть ли у тебя работа, о которой можно сказать, что она создала тебя, изменила?
Для меня, как для художника, важно работать по собственной интуиции. Когда начинается давление извне, например, в случае работы на заказ, это для меня очень сложно. Я прилагаю большие усилия для выполнения условий клиента, себя заставляю, и это меня меняет не в лучшую сторону. Когда я просто пишу букет, который мне нравится, то у меня всегда хорошее настроение, эмоциональный подъём и радость. А любимой становится та работа, о которой понимаешь, что не сможешь её повторить.
Сложно было найти название выставки. Почему именно эти слова?
Весна – это, наверное, для всех людей трепет души. Мгновение самой неописуемой радости. Летом этого уже нет. Цветение – это уже аромат и длительное наслаждение каким-то процессом. Вдохновение – это то, чего я никогда не жду буквально, но если я здорова, и никто не отвлекает, то это и есть норма жизни. Эти три определения и есть состояние, в котором я нахожусь постоянно.
Выставка планировалась на две недели, но по просьбе хозяев салона осталась на целый год. Я очень довольна результатом – мне удалось увидеть свои монументальные полотна вместе в одном пространстве, все мои самые любимые картины. Посмотреть со стороны на свои работы – это то, о чём я мечтала. Графическое сопровождение выставки тоже было выполнено студией Trofotodesign.
Сейчас картины в моей новой студии, где я работаю, провожу занятия с детьми, и в будущем вижу её, как открытую публичную галерею.
Расскажи, как картина попала на твой автомобиль. Ведь именно на этой выставке пришла такая идея, благодаря отражениям.
Наверное, именно фотосессия с Александром Трофимовым подвела меня к такому решению, конечно, он помог мне представить, как это может быть на моей машине. И в результате реализовал эту идею. Была выбрана картина «Вдохновение», моя любимая. Езжу целый год, реакция бурная: улыбаются, фотографируют, мне пишут отзывы, машут, пропускают, расспрашивают. У меня постоянный диалог с людьми. Но сам оригинал картины не продам, он слишком для меня ценный, потому что она далась мне с большими усилиями.
Не хочется уже другую?
Пока нет, но если со временем протрётся или выгорит на солнце, то обязательно сделаем другую. Какую, пока не знаю. На обычной машине теперь ездить точно не буду.
Я очень рада сотрудничеству со студией Александра Трофимова
Trofotodesign. Он хорошо меня понимает, как художника, и предлагает профессиональное решение, которое всегда соответствует моим ощущениям.
Как выставка сказалась на продажах автомобилей? Есть такая аналитика?
На продавцах автомобилей сказалась безусловно позитивно, даря им классное настроение. И покупателям такой салон по продаже автомобилей тоже, безусловно, запоминается больше, чем какой-то другой.
Выставка – что это для тебя значит, как ты себя чувствуешь рядом со своими работами?
Для меня это большой труд. Все организовать, перевезти работу… для меня эмоционально сложно и требует напряжения. Но оно того стоит, потому что получить обратную связь, как одобрение, так и критику, очень важно. Особенно полезно участвовать в коллективных выставках, где ты можешь себя сравнивать с другими.
Практически нет фотографий где ты за работой, почему?
В нынешнем состоянии я могу уже пригласить людей к сотворчеству, могу писать, когда смотрят, меня это не смущает. Просто для съёмки процесса редко приглашаю фотографов. А в юности выйти на пленэр, когда люди смотрят, было большой проблемой.
Какая судьба у Валенков?
Валенок в деревне Мандроги, официально зарегистрированный «Рекорд России», помещен под защитный прозрачный колпак. В основном для защиты от птиц, которые растаскивали шерсть для гнёзд, влажность-то валенку не вредила. Сейчас представители «Книги рекордов России» ведут переговоры с комитетом «Книги рекордов Гиннеса». Под мой проект будет открыт новый раздел – «Обувь из шерсти». Регистрация рекорда занимает несколько лет.
Валенок в Москве на Цветном бульваре продолжает жить своей творческой жизнью. Каждый летний и зимний сезоны ему местные дизайнеры делают новое оформление. Идея согласовывается со мной на стадии эскиза, реализуют они всё самостоятельно. Этой весной он оделся в футбольный образ, став большим мячом в форме валенка.
Зелёный валенок путешествует по разным выставкам, тоже меняя стиль, но здесь уже решаю, как ему одеться, только я.
XI петербургская биеннале дизайна «Модулор-2017». Мастер класс по войлоковалянию.
Ты проводишь интерактивные мастер-классы для совершенно незнакомых людей. Что в этом для тебя?
Первоначально есть, конечно, беспокойство. Ведь придут люди, которых я не знаю. Они войлок видят впервые, не умеют с ним работать, и я должна их научить. Но в процессе людей так захватывает творчество, что мы все начинаем чувствовать друг друга. Каждый трудится над своим маленьким кусочком, вкладывая в него себя. Благодаря энергии объединения итоговая работа получается на высшем уровне.
Русский музей, проект «Лавка мира» 19 мая 2018.
Участвуя в глобальном коллективном действии, например, как «Лавка Мира», в чём ты находишь самый интересный момент?
Самое главное – это ощущение свободы, красок, движения и всеобщей радости! Первый раз принимала участие и хотела бы ещё!
Cветовые арт-объекты «Ленаж».
В этом году ты стала лауреатом молодёжной стипендии Министерства культуры РФ. Почему ты выбрала в качестве темы свою технологию «Ленаж»?
Это световые арт-объекты. Выполненные по моей авторской запатентованной технологии – войлок, залитый полимерной смолой. При подсвечивании имеет эффект витража. Очень большое поле для различных экспериментов. Я больше работаю как художник, а этот проект имеет уже дизайнерское решение. Боремиром Бахаревым спроектирована модульная система. Она дает возможность различных комбинаций и установок модулей с использованием дополнительных декоративных и функциональных элементов. Предполагается их использование в общественных зонах, частных интерьерах, витринах и шоу-румах. Сейчас есть три законченных работы. В перспективе предполагается проектирование и изготовление большого вариативного ряда, сделанного в общей технологической линейке, но с различиями по формам, габаритам и стилистике. Каждая встреча с Боремиром для меня большое развитие. Он мне всё время рассказывает о дизайне, дизайнерах, новых технологиях и проектах. Он невероятно хорошо чувствует, как надо оформить и подать вещь. Я не всегда сразу это понимаю, но в итоге со временем всегда соглашаюсь и вижу, что это было правильное решение на все 100 процентов. Боремир, как и я, в секции «Арт-дизайн», а также сотрудник студии Trofotodesign, вместе с которой нам удаётся делать подачу моего творчества на высоком профессиональном дизайнерском уровне. Что даёт возможность считать это уже совместным проектом. Для таких коллабораций и существует Союз.
В рамках стипендии планирую сделать ещё, возможно, три объекта. Сам факт утверждения моего проекта Союзом для получения стипендии Министерства культуры накладывает, конечно, большую ответственность. Я же представляю своей работой целое профессиональное сообщество, и она должна понравится другим членам Союза, а это дизайнеры высокого уровня. И сроки тоже очень стимулируют.
Урок по живописи в шоу-руме «Мерседес-Бенц» 13 марта 2017.
Расскажи про свою школу.
Целый год длился ремонт в моей новой студии, и у меня было время всё продумать и подготовиться. Я уже и раньше проводила занятия по живописи с детьми. Мастерская была очень маленькая, и много учеников одновременно я принять не могла. Теперь место есть, и детям очень нравится светлое пространство. Самым младшим 5 лет, они реализуют свои фантазии, и я это поддерживаю, потому что им надо сначала раскрепоститься и почувствовать цвет. А старшим 13 лет, и с ними мы уже пишем с натуры, занимаемся композицией и работаем с разными материалами.
Мне кажется, что дети – это самый сильный потенциал творчества в этом мире! Их радостная беззаботность меня всегда вдохновляет, и я знаю, что они меня научат большему, чем я их.
По войлоку тоже планирую проводить занятия в формате коллективной работы, как я уже описывала. Осталось только закупить материалы, и можно приглашать людей. Желающие участвовать мне пока просто пишут или звонят, но вскоре планирую открыть новый раздел на своем сайте или сделать самостоятельный ресурс студии.
Село Верхние Мандроги Подпорожского района Ленинградской области. Регистрация рекорда России 23 июля 2016.
Как к тебе приходит идея?
Очень люблю путешествовать и гулять одной. Когда никто не отвлекает, начинаешь прислушиваться к месту, где находишься, и его тайны раскрываются. А сама идея принимает конкретную форму в обсуждении с коллегами. Я очень прислушиваюсь к их мнению. Уникальным советчиком считаю Владимира Борисовича Свердлова.
Мы, зрители, видим работу, когда спадает покрывало, а когда видишь результат ты?
Всё в процессе. Работа живёт по-своему, и я следую за её развитием. Я не могу сказать, что это будет до момента, когда я чувствую, что нечего добавить и ставлю точку. И в каждой работе удачные моменты дают желание развить их на новом уровне в следующей.
Раскроем секрет, что 6 июня у тебя день рождения?
Да! Мне 30 лет и я очень рада, что работала, ничего не откладывала на потом. Я благодарна судьбе, Богу и моим помощникам, которые всегда поддерживают, моим родителям, Союзу Художников и Санкт-Петербургскому Союзу дизайнеров!
Жду, что предстоящее десятилетие раскроется новыми красками!
Беседовала Александра Траубе