Профессор Бандорин В.Г.: дизайнер, исследователь, декан

Учитель повторяется в ученике. Его учителями были великие И.А. Вакс, Л.С. Катонин, Я.Н. Лукин, среди его учеников – победители международных конкурсов, обладатели дизайн-премий и профессиональных наград, руководители дизайн-студий и просто отличные мастера дизайна.

Бандорин Валерий Георгиевич – выпускник ЛВХПУ им. В.И. Мухиной, прошедший весь путь от студента до декана, защитив диссертацию и получив степень профессора. Так было всегда: ещё во времена ЦУТР, выпускники оставались преподавать в творческих мастерских в качестве мастеров, и даже с изменением статуса учебного заведения эта традиция не меняется и по сей день.


Бандорин В.Г. «Автопортрет», гуашь, картон. 1967 г.Бандорин В.Г. «Автопортрет», гуашь, картон. 1967 г.
Его путь в дизайне начался с обучения в знаменитой школе №190 на Фонтанке, где в старших классах учились те, кто собирался посвятить себя художественному конструированию и поступать в ЛВХПУ им. В.И. Мухиной. Класс «послевоенных», родившихся в 1945-1946 гг., стал одним из самых сильных, который впоследствии сформировал мощный костяк факультета дизайна. В среде единомышленников, мечтающих учится в «Мухе» и работать в промышленности, формировался творческий взгляд Валерия Бандорина. Он закончил обучение в №190, имея не только сильные художественные навыки, но и профессию алмазчика 3-го разряда. Выпускной квалификационной работой на производственной практике на Ленинградском заводе художественного стекла (заводом до 1953 г. руководила В.И. Мухина. По книге Воронов В., Дубова Н. Невский хрусталь. Очерки основных этапов развития. Л: Художник РСФСР, 1984 г.) стала ваза с абстрактно-графическим декором, выполненным посредством техники алмазная грань (предмет находится в частной коллекции). Автором подчеркнута прозрачность хрусталя, игра граней, и в тоже время современный динамичный рисунок как бы спорит с формой, демонстрируя природу стекла. Уже в школьном проекте был намечен дизайнерский подход к работе с формой и материалом, владение графическим искусством.
«Ваза». Хрусталь. Алмазная грань. Ленинградский завод художественного стекла. Выполнена на производственной практике. Школа №190. 1963 г.«Ваза». Хрусталь. Алмазная грань. Ленинградский завод художественного стекла. Выполнена на производственной практике. Школа №190. 1963 г.
Но основное освоение профессии и первые шаги Валерий Георгиевич начал делать, поступив в ЛВХПУ в 1964 г. на факультет Отделки сооружений и изделий промышленности по специальности «художественная обработка металла». Его учителями были такие известные архитекторы проф. И.А. Вакс, проф. Л.С. Катонин, Я.Н. Лукин, Н.Н. Устинов.
Выпуск кафедры Промышленный дизайн 1970 г. Справа налево: Бандорин В.Г., Козлов В., Роенко Б.И. , Кирпичев В.А. , Грабовенко Ю.А., Клубиков Б.И.Выпуск кафедры Промышленный дизайн 1970 г. Справа налево: Бандорин В.Г., Козлов В., Роенко Б.И. , Кирпичев В.А. , Грабовенко Ю.А., Клубиков Б.И.
За время обучения Бандорин В.Г. прошёл производственную практику в конструкторских бюро по всей стране. В том числе это была и работа в Казахстане в городе Гурьеве (ныне Атырау), где новаторская студенческая группа занималась оформлением интерьеров актовых залов, разработкой фирменного стиля автопредприятия и рестайлингом местной газеты. Дипломный проект, выполненный под руководством и.о. профессора Л.С. Катонина в 1969-1970 гг., на тему «Любительский кинопроектор» (модель аппарата в материале в натуральную величину), получил оценку ГЭК «Хорошо» и мнение комиссии: «очень хорошее впечатление производит подача проектного материала». В 1970 г. Бандорину В.Г. было присвоена квалификация «художник-конструктор по проектированию промышленных изделий». По распределению вуза он был направлен в Центральный научно-исследовательский институт и опытный завод «Аврора», где работал на должности художник-конструктор 2 категории 52 отдела. А уже в ноябре 1970 г. был призван в ряды Советской Армии для прохождения службы в гвардейском полку Выборгского района. И по окончанию срочной службы продолжил свою проектную деятельность в ЛенЗНИИЭП в должности старший архитектор «Отдела малых форм и интерьеров». Здесь он выполняет работы, связанные с проектированием благоустройства городов. В течение 10 лет работы в Институте он как автор, персонально и коллективно, участвует в конкурсах и выставках архитектуры и дизайна. Все работы получают положительную оценку Госкомитета и архитектурной общественности: малые архитектурные формы для архитектурных мест и строительство климатической зоны для города Ленинграда и области. Так на конкурсе ЛОСА (Ленинградское отделение Союза советских архитекторов) его разработка получила Первое место как проект малых архитектурных форм для Ленинграда. В 1974 г. Бандорин В.Г. получает Бронзовую Медаль ВДНХ по итогам выставки НТТМ (научно-технический смотр молодежи). В тоже время параллельно с проектной практикой ведёт активную научно-исследовательскую работу, посвящённую благоустройству Крайнего Севера, Западной Сибири, Ленинградской области, методикам разработки типового благоустройства, всего около десяти печатных работ, которые насыщены новаторскими предложениями и проектами.
Бандорин В.Г. интервью для журнала «Грузавтоинфо» 2011 г.Бандорин В.Г. интервью для журнала «Грузавтоинфо» 2011 г.
Во время работы в ЛенЗНИИЭПе как практикующий специалист Бандорин консультирует дипломное проектирование на кафедре Промышленного искусства в ЛВХПУ им. В.И. Мухиной и готовит технические рецензии на дипломные работы, участвует в создании курсовых заданий по композиции кафедры «Промышленного искусства» для IV курса. В Училище в это время уже преподают его сокурсники, с которыми он поддерживает постоянную профессиональную связь. Именно в это время он налаживает непосредственную связь учебного процесса студентов в ЛВХПУ и реальных заказов, выполняемых в проектном институте. И в 1981 г. принимает приглашение преподавать на кафедре «Промышленное искусство» и переходит на постоянную должность старшего преподавателя.

Профессор Бандорин В.Г.

Параллельно с педагогической работой В.Г. Бандорин ведёт научную и исследовательскую деятельность. В сферу его научных интересов входят темы дизайна: материально-вещественная среда, эргономика рабочих и операторских мест промышленности, средовой дизайн. В составе творческого коллектива под руководством В.А. Кирпичева он принимает участие в разработке масштабного проекта для центра космических исследований и дизайн-проектирования рабочих мест и рабочего оборудования ЦУП. К этому времени в его проектном портфолио уже десятки разработок и патентов на промышленные образцы: малые архитектурные формы, уличные скамьи, оборудование для детских площадок, дизайн почтовых ящиков, платежные терминалы, приборы ночного видения и многое другое. В 1986 г. он проходит стажировку в ЛФ ВНИИТЭ, а в 1988-89 гг. принимает участие в коллективном создании словаря-справочника «Дизайн: явление, структура, язык, инструмент, алгоритм, организация, перспективы», после чего успешно проходит конкурс на должность доцента кафедры дизайна. И в этом статусе начинает разрабатывать главную тему своих дизайн-исследований: роль человеческого аспекта в дизайн-организации городской среды.

В 1990 г. Бандорин переходит на кафедру Архитектурного дизайна, где в соавторстве с другими педагогами составляет уникальное методическое руководство по особенности проектного обучения в мастерских эргономического дизайна и дизайна городской среды. В статье Бандорин уделяет большое внимание практическому включению мастерской в проектное сотрудничество в ЛенЗНИИЭП и выполнение заданий горпроекта с возможностью и практического внедрения: «Такая установка резко повышает ответственность, заинтересованность студентов и, в конечном счёте, результаты проектирования. Именно реальность заказов и позволила накопить определённый проектно-педагогический опыт и заложить основы профессионального мышления и проектной культуры». В качестве примера приводится уникальный проект, выполненный студентами мастерской в рамках договора с ЛенЗНИИЭП – разработка части комплексной программы «Благоустройство микрорайона в г. Новый Уренгой». [4] Среди проблем урбанистического дизайна, касающихся организации жизнедеятельности города и горожан, Бандорин В.Г большое внимание уделял эффективным, в проектно-педагогическом отношении, разработкам по информационному обеспечению. В рамках данного направления им выполнялись работы по проектированию информационно-навигационного оборудования для городской и интерьерной среды, системы указателей, которые далее были внедрены в проекты.
Многофункциональное малое судно на воздушной подушке. Автор В. Хрулев. Руководитель БандоринМногофункциональное малое судно на воздушной подушке. Автор В. Хрулев. Руководитель В.Г. Бандорин.
Грузо-пассажирское судно на воздушной подушке. Автор А.Каштанов. Руководитель Бандорин В.Г. 1988Грузо-пассажирское судно на воздушной подушке. Автор А. Каштанов. Руководитель В.Г. Бандорин.  1988
В 1992 г. В.Г. Бандорину присваивают учёное звание доцента. Активная научная работа, публикация в научных изданиях, апробация в проектных и научных работах приводят Валерия Георгиевича к написанию диссертационного исследования под руководством доктора искусствоведения, профессора Е.Н. Лазарева. В 1994 г. в Диссертационном Совете ЛВХПУ им. В.И. Мухиной состоялась успешная защита диссертации на тему «Эмотектоника как дизайн-метод для эстетической организации урбосреды» [3]. Основная проблема диссертации состоит в раскрытии роли эмоционального фактора проектного построения предметно-пространственной среды. Целью исследования является определение проектных принципов дизайн-организации урбосреды, сообразной человеку на эмоционально-эстетическом уровне, с использованием научно-обоснованных методов и средств положительного эмоционального воздействия произведений дизайна, обеспечивающих благоприятное состояние и продуктивное поведение горожанина. По результатам защиты Бандорину В.Г. была присвоена учёная степень кандидата искусствоведения по специальности Техническая эстетика. А в 1995 г. он назначен деканом факультета дизайна СПГХПА. В 1999 г. Валерию Георгиевичу было присвоено учёное звание профессора по кафедре средового дизайна.

Научная и педагогическая работа, активное совершенствование методологических процессов обучения привели Бандорина к написанию в соавторстве с группой коллег (С. Васин, А. Талащук, Ю. Грабовенко, Л. Морозова, В. Редько) учебника для вузов «Проектирование и моделирование промышленных изделий» в 2004 г. [5] В новом учебнике освещаются становление, история, теоретические основы, методология и проблематика промышленного дизайна.

Вопросы подготовки профессиональных кадров для отечественных предприятий – одно из важнейших направлений государственной программы по развитию дизайна в России, инициированной Г. Грефом, – стали главными для методической и педагогической деятельности профессора Бандорина как декана факультета дизайна. Бандорин В.Г. вместе с профессором Т.В. Горбуновой возглавили эту программу в СПГХПА им. А.Л. Штиглица и выполнили серию научных и методических исследований, которые легли в основу обучающих методик Академии.
 
Дипломные проекты под руководством профессора Бандорина получали высокие награды и признание профессиональных конкурсов. Серебро на биеннале «Модулор-2005» получил проект экстерьера скоростного поезда VikingExpress (Пономарева Е., рук.: проф. В. Бандорин, проф. А. Никитин). В 2011 г. дипломная разработка Петровой Е. и Федорова К. «Магистральный тягач КАМАЗ» получила 1 место в номинации Промышленный дизайн. Этот проект стал одним из этапов инновационного сотрудничества СПГХПА им. А.Л. Штиглица с автомобильным брендом КАМАЗ, в процессе которого были выполнены разработки автотранспорта, проходила студенческая производственная практика на предприятии [2]. В связи с этим под редакцией Бандорина было выпущено Методическое пособие «Разработки кафедры промышленного дизайна по программам КАМАЗ» в 3-х частях. (2011г.) [1]
Ленинградская Школа Дизайна. Методическое пособие.Ленинградская Школа Дизайна. Методическое пособие.
Одна из основных целей, которые перед собой ставил Профессор Бандорин как руководитель кафедры Промышленного дизайна – наладить связь студенческих проектов с реальной экономикой и профильными компаниями. Он лично участвовал в сотрудничестве и инициировал связи с научными и производственными центрами, такими как АВТОВАЗ, КАМАЗ и др. Одним из наиболее значимых проектов в этом векторе был проект, выполненный по заказу индийской компании BISS – модернизация производственного оборудования. Дипломники Лебедев Н. и Лебедева В. проводили проектный процесс и производственную практику непосредственно в Индии, на фабрике, и их работа получила Первое место и Золотую медаль биеннале дизайна «Модулор-2015», а также была внедрена на месте. Выпускница профессора Бандорина Майя Прохорова, сегодня известна как один из самых успешных предметных дизайнеров России, в чьём портфолио десятки наград, в том числе Red Dot Design Award.
Модернизация испытательных машин Biss в Индии. Дипломная работа Н. Лебедев, В. Лебедева. 2015. Руководитель Бандорин В.Г.Модернизация испытательных машин Biss в Индии. Дипломная работа Н. Лебедев, В. Лебедева. 2015. Руководитель Бандорин В.Г.
Веломобиль для компании Electra. Дипломная работа. Автор М. Прохорова. Руководитель Бандорин В.Г. Веломобиль для компании Electra. Дипломная работа. Автор М. Прохорова. Руководитель Бандорин В.Г.
За выдающиеся личные заслуги в развитии высшего образования в Санкт-Петербурге, подготовку высококвалифицированных специалистов в области искусства, реставрации и промышленного дизайна в 2016 г. профессору В.Г. Бандорину Законодательным Собранием Санкт-Петербурга была объявлена благодарность. В.Г. Бандорин руководил работой Государственных экзаменационных комиссий (в Санкт-Петербургском государственном университете, Санкт-Петербургском Политехническом университете, Тульском государственном университете, Санкт-Петербургском Балтийском институте экологии, политики и права и др.), являясь их председателем или членом ГЭК по специальности «Дизайн». Не раз включался в комиссии Министерства по аттестации и аккредитации государственных вузов, готовящих специалистов в области дизайна. Награждён медалью «300 лет Санкт-Петербургу», удостоен звания «Почётный работник высшего профессионального образования РФ», являлся действительным членом Академии менеджмента в образовании и культуре.

В течение всей своей жизни, придя студентом в ЛВХПУ и закончив деканом факультета дизайна, профессор Бандорин Валерий Георгиевич передавал студентам и коллегам богатый опыт проектирования, знания, вёл активную административную работу, заботясь о развитии как факультета в целом, так и каждого выпускника, оставался истинным дизайнером, проектируя процессы, создавая поэтические образы, сохраняя традиции вуза, продолжая славную историю ЦУТР-ЛВХПУ-СПГХПА, как колыбели российского дизайна.

Литература

1. Методическое пособие «Разработки кафедры промышленного дизайна по программам КАМАЗ» /под ред. Бандорин В.Г. Альбом (ч.1 - 3). СПб, 2011 г.
2. Бандорин В.Г. Заглядывать в будущее // Журнал Грузавтоинфо. СПб, 2011 г.
3. Бандорин В.Г. Эмотектоника как дизайн-метод эстетической организации урбосреды. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Спб., 1994 г.
4. Бандорин В.Г., Стрельцова В.К. Особенности проектного обучения в мастерских эргономического дизайна и дизайна городской среды // Ленинградская школа дизайна: опыт подготовки дизайнеров в ЛВХПУ им. В. И. Мухиной: методические материалы серия «Дизайн-Образование», Государственный комитет СССР по науке и технике., 1990 г. – С.62-73
5. Васин С.А. и др. Проектирование и моделирование промышленных изделий/ Учебник для вузов. Под ред. С. А. Васина, А. Ю. Талащука. - М.: Машиностроение-1, 2004 г. -692 с. ил.


Текст: © Бандорина К.В., кандидат искусствоведения, доцент СПГХПА им. А.Л. Штиглица. 2020