Сергей Кизима. Разговор с дизайнером

Сегодня, продолжая серию интервью с известными и достойными дизайнерами Ленинграда – Санкт-Петербурга, я хочу поговорить о жизни и творчестве, о поисках своего места в дизайне с одним из наших наиболее одарённых и достойных друзей и коллег – с Сергеем Андреевичем Кизимой, отдавшим полвека своей жизни служению и преданности дизайну.

— Сергей Андреевич, учитывая тот факт, что я тебя знаю более 40 лет, когда тебя, ещё совсем молодого специалиста, приняли на работу в отраслевое дизайн-бюро Министерства судостроительной промышленности, где и я в ту пору работал, сразу на должность руководителя группы дизайна ТНП, то я позволю себе называть тебя по имени и обращаться на ты. Ты не возражаешь?

— Конечно, нет. Я бы удивился, если бы было наоборот.

— Спасибо, Серёжа. Прошу и со мной общаться так же. У нас бывает два традиционных вопроса: в начале интервью и в конце. Сначала — первый традиционный вопрос. Расскажи хоть вкратце о своём детстве, о родителях. И о том, как ты стал одарённым художником и успешным и плодотворным промышленным дизайнером.

— Родился я в Ленинграде в 1947 году, можно сказать, в типичной советской семье. Папа был военный офицер, участвовавший в Великой Отечественной войне, но продолжавший служить. Мама была педагогом. Позже на свет появилась сестра. Жили мы, конечно, небогато, но, я бы сказал, дружно и сносно. Говорят, я был ребёнком, резвым и способным на всякие выдумки. С детства тянуло на изобретательство. Я придумывал различные игровые ситуации, изготавливал разнообразные безделушки из доступных подручных средств. Рано начал рисовать и очень любил воплощать на бумаге свои фантазии. Родители всячески поощряли мои занятия. Когда я пошёл в школу, то моё увлечение художественным творчеством только усилилось. Уже в 5-ом классе я стал профессионально заниматься изобразительным искусством в художественной школе при Таврическом художественном училище. А после окончания школы я поступил в ЛХУ (Ленинградское художественное училище имени В.А. Серова, затем Санкт-Петербургское художественное училище имени Н.К. Рериха), по окончании которого работал учителем рисования и черчения. Одновременно я занимался на подготовительных курсах и в 1968 году поступил в ЛВХПУ им. В.И. Мухиной на отделение промышленного искусства. Годы учебы были весьма насыщенными. Помимо учёбы были ещё и стройотряды, и оформительские поездки на Кольский север под руководством замечательного человека и коллеги Александра Васильевича Тимофеева. И, конечно, навсегда остались в памяти прекрасные преподаватели, у которых мне посчастливилось учиться: Ю.Р. Кайналайнен, В.А. Сурина, Л.С. Катонин. Счастливое время открытий и дружбы с Анатолием Нечаевым и Виктором Захряпиным, с которыми дружим до сих пор.

— Очень увлечённо и живо ты всё это рассказываешь! Но творческий путь у тебя достаточно многолетний и весьма плодотворный. Думаю, о нём тоже будет интересно услышать.

— После окончания «Мухи» мы вместе с моими друзьями в 1973 году поехали по распределению на Урал, в Свердловск (Екатеринбург), где стали работать художниками-конструкторами в Уральском филиале ВНИИТЭ. В 1973-1976 годах были выполнены разработки: серии мотоциклов тяжелого класса для Ирбитского мотозавода, элементов городской среды и других видов ТНП.

ТНП игрушки, электронный метроном, слайдотека, диаскоп, антены тур.посуда 1976-1986. Дизайн: Сергей Кизима
ТНП игрушки, электронный метроном, слайдотека, диаскоп, антенны, туристическая посуда 1976-1986.

Вернувшись в Ленинград, поступил на работу в ЦНИИ «ЛОТ» в то самое Специальное архитектурно-конструкторское бюро (САКБ) МСП, о котором ты говорил в начале нашей беседы, и с 1976 по 1991 годы руководил группой перспективных разработок ТНП. Тематика проектов была самая разнообразная: от маломерных судов и спецтехники до водных аттракционов, сувениров и игрушек. Это было вызвано тем, что САКБ являлось головным подразделением в судостроительной промышленности по архитектуре и дизайну, и мы курировали, в том числе, все предприятия отрасли, выпускающие ТНП. Наша техническая база была довольно мощной, и мы доводили проекты до промышленных образцов и контролировали их производство на этапе внедрения на предприятиях. Был членом отраслевого художественного совета. Надо сказать, что в Ленинграде после Ленинградского филиала ВНИИТЭ это был самый крупный коллектив опытных и разнообразных специалистов: архитекторов, художников-конструкторов, инженеров, а бюро располагало также неплохими производственными возможностями для реализации творческих проектов. К сожалению, на фоне перестроечных перемен в стране эта творческая организация была упразднена.

Мототехника 1974 – 1975 гг. Дизайн: Сергей Кизима
Мототехника 1974 – 1975 гг.

С 1991 по 1998 годы работал главным дизайнером на Товарно-фондовой бирже «Санкт-Петербург». Это был период, когда я столкнулся с темой, еще не отработанной в наших условиях: торговые площадки, визуальные коммуникации, обменные модули, сейфовые комнаты и т. п. Было очень интересно и познавательно. Однако после завершения разработки интерьеров биржи долгое время пришлось заниматься довольно скучной и рутинной работой.

Следующие три года в ранге директора по развитию в инвестиционной фирме занимался очень интересной темой: «Разработка и внедрение сети быстрого питания». Начал с нуля, предложив для продажи изготавливаемых тут же при вас русских блинов систему уличных павильонов-киосков «Теремок». В то время street-food в городе был представлен только шавермой, а ассортимента, адаптированного под вкусы российского потребителя в данном сегменте потребления, можно сказать, не существовало. Стояла задача в кратчайшие сроки спроектировать и разработать, а затем и «запустить» уличные киоски, отвечающие прежде всего требованиям СЭН, а также согласовать места их расположения. По сути дела, надо было спроектировать полностью автономную продуктовую торгово-производственную точку, разместив в относительно небольшом внутреннем пространстве городского киоска оборудование, сравнимое с наполнением разве что космической станции (необходимыми условиями были: холодильник по спецпроекту, плита, горячая и холодная вода, запас посуды и продуктов, гардероб, органайзер для уборки, сбор использованной воды, касса и т. п., а также место для работы двух человек, обеспечение вентиляцией и достаточным освещением). Все это удалось сделать и запустить известные теперь киоски и рестораны «Теремок» в серийное производство. Примечательно, что оригинальный восьмигранный проект киоска стал копироваться другими торговыми фирмами.

Водные аттракционы. 1980 г. Дизайн: Сергей Кизима.
Водные аттракционы. 1980 г. 

Затем были 10 лет работы в рекламно-производственной фирме «Сабрес» в должности заместителя Генерального директора по производству, где мне пришлось заниматься разработкой комплексных проектов городской среды, руководством изготовления и установки световых рекламных объектов, праздничным оформлением 7 линии ВО, дизайном телевизионных студий, вывесок, рекламных стел и многообразной сопутствующей деятельностью.

Минибагги. 2018 – 2019 гг. Дизайн: Сергей Кизима
Минибагги. 2018 – 2019 гг. 

А в период 2011-2021 годов во время работы в ЗАО «Красный Октябрь. Нева» дизайн-менеджером моими задачами были: маркетинг, реклама, дизайн-проработка малой сельхозтехники, мотоблоков и мотобуксировщиков, баггов для подростков, и т. д., а также изготовление буклетов, рекламной продукции, издание периодической газеты (общий тираж составил 500 000 экз.) и другой полиграфической продукции.

Вот таков мой, как говорится, творческий путь.

— Что я могу сказать, Сергей? Только одно: этот твой путь был долгим, непростым, интересным, наполненным творчеством и, я бы сказал, показательным для нового молодого поколения промышленных дизайнеров, идущих и уже пришедших к тебе и к нам на смену. Нам известно также, что и в нашем Союзе ты длительное время был на общественной работе: и в ревизионной комиссии, и в Приёмной комиссии на должности Председателя, за что тебе отдельная благодарность и награждение Грамотой, а также номинация на награждение Почётным знаком «За заслуги в развитии дизайна». Мы знаем также, что ты семьянин и образцовый хозяин в доме. Да и вообще, ты – сугубо положительная личность и, я бы сказал, настоящий состоявшийся мужчина и человек. И в конце нашего разговора традиционный и непростой вопрос: что такое, по твоему мнению, ДИЗАЙН?

— Вопрос, как говорится, интересный. По-моему мнению, это не совсем и не столько профессия, сколько состояние души и понимание, желание человека изменять, переосмысливать своё отношение с окружающим его предметно-пространственным миром для того, чтобы создавать более совершенные предметы пользования с прекрасными формами и новыми расширенными и удобными функциональными возможностями. Вот что такое дизайн с моей точки зрения.

— Я думаю, это очень убедительное объяснение. Спасибо, Сергей, за занимательный и интересный рассказ о себе и о своём творческом пути.

Беседовал А. А. Печкин, председатель Клуба ветеранов СПб Союза дизайнеров