Александр Симуни: «Самая важная на Земле профессия — дизайнер»

Санкт-Петербургский Союз дизайнеров поздравляет талантливого художника, педагога, дизайнера, члена секции «Теория и педагогика» Александра Борисовича Симуни с 75-летием!


Александр Борисович Симуни

Александр Борисович Симуни родился в 1947 году в Ленинграде.

Учился в студии выдающегося педагога С.Д. Левина (Ленинградский дворец пионеров) и в театральной студии вместе с такими известными впоследствии деятелями отечественного театра, как В. Особик и В. Пази.

По окончании школы №190 поступил в ЛВХПУ имени В.И. Мухиной (ныне Санкт-Петербургская Государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица). Благодарен всем своим наставникам: профессорам А.Л. Катонину, В.С. Муравьеву-Амурскому, П.Е. Корнилову и др. По-особому признателен сильнейшим мастерам-живописцам — В.В. Ватенину и В.И. Рахиной.

В студенческие годы неуклонно стремится расширить круг «обязательного» образования на кафедре промышленного искусства. Работает в общевузовском объединении станковой графики (литография, офорт), посещает вольнослушателем лекции на философском факультете государственного университета. Летние поездки в казахский город Гурьев (командиром художественного отряда ЛВХПУ в системе ССО) позволили приобрести опыт коллективной работы в монументально-декоративной живописи. После защиты диплома, представленного на Всесоюзной экспозиции в Москве, последовала служба в рядах Советской Армии. С первых дней профессиональной деятельности Александра Борисовича в его творчестве сложилось триединство: искусство, искусствознание, педагогика.

Отсюда выдающиеся итоги!

Искусство.

Более 100 выставок (живопись, графика, дизайн) , включая персональные в России и за рубежом. Неоднократное признание его произведений «лучшей работой года» в соответствующей номинации по итогам традиционной общегородской экспозиции в Центральном выставочном зале «Манеж». Среди музейных и частных собраний ряда стран, хранящих произведения А.Б. Симуни, — Государственный Эрмитаж.

Искусствознание.

Авторство более 300 публикаций, в т. ч. монографий по вопросам изобразительного декоративного искусства, дизайна, архитектуры и художественной педагогики, вышедших в свет на 12 языках в 9 странах. Участие в основании и работа зав. отделом ИЗО петербургского журнала «Три искусства». В 1989-2010 гг. Александр Борисович избирается председателем секции критики и искусствоведения Санкт-Петербургского Союза художников России, становится членом правления СПСХ. На этом посту ему довелось сотрудничать с М.К. Аникушиным, Е.Е. Моисеенко, В.Г. Трауготом, Ф.К. Романовским, Л.В. Мочаловым и другими прославленными представителями петербургского искусства.

Педагогика.

Наряду с преподаванием в разное время в СПГХПА и СПГУКИ А.Б. Симуни никогда не порывал с работой в любимой гимназии №190, считая возраст ее питомцев восприимчивым и благодарным, но требующим высочайшего профессионализма. Среди более чем 2000 его выпускников, завоевавших в гимназические годы немало высоких наград на различных конкурсах, — такие сформировавшиеся мастера как Б. Демин, Д. Быков, И. Васильев, В. Цимара, Е. Бомаш, И. Гринчель-Рассохина, В. Егошина, А. Терещенкова и др. И «звезды» педагогического корпуса: профессор, проректор Академии им. А.Л. Штиглица А.М. Фатеева, директор петербургской художественной школы №2 Е.Н. Каракозова, Е.Г. Матюхина, долгое время возглавлявшая отдел ИЗО Санкт-Петербургского Дворца творчества юных и др. Вместе с приглашениями в жюри, выставкомы, на научные конференции и т. п. А.Б. Симуни постоянно привлекается к работе в составе ГАКов (нередко в качестве председателя) ведущих петербургских вузов: прежде всего Академии им. А.Л. Штиглица, а также «Большого» и Герценовского университетов.

Александр Борисович Симуни — член Союза Художников Петербурга, Санкт-Петербургского Союза дизайнеров и Международной Ассоциации искусствоведов. Он удостоен Государственной награды России — медали «В память 300-летия Санкт-Петербурга», в 2007 году А.Б. Симуни было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств РФ».

Дизайн-ипостась Александра Борисовича Симуни, наряду с существенными крупными объектами индастриал-дизайна (выполненный еще на преддипломной практике проект 40-тонного козлового крана для Усть-Илимской ГЭС), тяготеет к арт-дизайну. Излюбленный материал здесь — металл. Знаки, плакаты, медали и т. п. произведения автора многократно представлялись и высоко оценивались на выставках и конкурсах. Адресность творческой деятельности А.Б. Симуни такого рода весьма широка. Он выполнял заказы для родного города (ЛГУ, ЛПИ, Российский Этнографический музей, гребной клуб «Энергия», ряд промышленных предприятий), а также для иных градов и весей: Выборг, Псков, Аркалык (Казахстан) и др. Особую гордость автора вызывает факт сбрасывания упаковки с выполненными по его эскизам значками на льдину — полярникам комсомольско-молодёжной станции «Северный полюс-28».

Александр Борисович признателен замечательным мастерам-граверам комбината ДПИ города на Неве и комбината таллинского худфонда «Арс» (Эстония) — незаменимым помощникам в реализации его творческих замыслов. Не счесть публикаций, радио-, теле- и интернет-выступлений, ведение Круглых столов (в том числе совместно с А.А. Мещаниновым). Стоит отметить также работу в жюри дизайн-конкурсов (биеннале «Модулор», в частности). Характерно стремление к теоретическому осмыслению дизайна, поэтому естественно, что Александр Борисович Симуни вошел в группу дизайнеров и искусствоведов, подготовивших специальный номер журнала «Декоративное искусство СССР», который авторы специально посвятили ленинградскому дизайну. «ДИ СССР», «Творчество», «Ленинградская панорама», «Мир дизайна», «Таллин» — далеко не полный перечень журнальных изданий, где неоднократно печатался А.Б. Симуни, рассказывая о развитии дизайна и дизайн-графики.

Им был разработан и успешно осуществлен на практике авторский учебный курс «Дизайн в системе культуры», который в течение ряда лет ведётся в Санкт-Петербургском Государственном Университете культуры и искусств. Вступив в Ленинградское отделение Союза дизайнеров СССР, Александр Борисович неизменно принимает активное участие в жизни Союза. В течении многих лет он избирался членом Правления Санкт-Петербургского Союза дизайнеров, публиковал свои материалы на страницах его регулярных сборников.

Исключительно внимательно А.Б. Симуни относится к корням полученной профессии, будь то теория, канва исторических событий или уважительное изучение и память о предшественниках и педагогах. Так, например, он содействовал и участвовал в создании фильма своей ученицы Ольги Гусевой «ЛВХПУ им. Мухиной. Преподаватели 80-ых». Публиковал свои материалы в фундаментальном трёхтомнике С. Мирзоян и С. Хельмянова, посвященном альма-матер отечественного дизайна.

В качестве одной из наиболее серьезных работ Александра Борисовича Симуни, практически первом труде, посвященном гимназии №190, можно назвать его развернутую статью в Вестнике Санкт-Петербургского университета (2013 г.). Автор, отдавший этому учебному заведению полвека, назвал свое исследование так: «Санкт-Петербургская художественно-эстетическая гимназия №190 — модель дизайнерской пред-академической подготовки (к 50-летию первого выпуска)».

Позднее, в 2019 г., к 60-летию художественных классов в гимназии, вышла книга, подытожившая славный путь, под редакцией и со вступительной статьей А.Б. Симуни. Волею судеб предмет педагогического служения Александра Борисовича — живопись, которой он «заражает» своих подопечных, не мысля без неё становления любого художника-керамиста, текстильщика и др. А самой важной на Земле считает всё же профессию дизайнера! Со следующей мотивацией: «Ведь он, выражаясь высоким штилем, второй после Бога. Ибо замысливает вслед за Творцом, даровавшим нам природный мир, вторую, неотрывную от человека среду: рукотворную. И на сколько гуманной окажется эта среда, настолько смогут её насельники соответствовать высокому предназначению homo sapiens».

Фото: © Александр Трофимов. 2022