Талант и мастерство. К юбилею Владимира Никифорова

Среди уникального поколения дизайнеров-шестидесятников, осваивавших новую для того времени загадочную специальность «художественное конструирование», было не такое уж большое число людей, которых действительно можно назвать выдающимися талантами. Именно под это определение, вне всякого сомнения, подпадает Владимир Евгеньевич Никифоров, коллега и друг, член нашего Санкт-Петербургского Союза дизайнеров, академик Российской Академии художеств, народный художник и заслуженный работник культуры России.


Реставрация оклада иконы Св. Параскевы для собора Иконы Владимирской Божьей Матери на Владимирском проспекте
Реставрация оклада иконы Св. Параскевы для Собора Владимирской Иконы Божией Матери на Владимирском проспекте.

Про Владимира Евгеньевича можно говорить много – и всё в превосходной степени. Одно перечисление его творческих работ, побед в конкурсах, полученных наград и регалий заняло бы не одну страницу. Однако хочется, используя как повод его 80-летний юбилей (в который, если честно, совсем не верится), попробовать частично приоткрыть завесу над его внутренним миром, его образом мыслей и его духом (от слова: одухотворённость), рассказав про неукротимый, познавательно-любознательный характер, неизменно ведущий к новым космическим (как в переносном, так и в прямом смысле) горизонтам.

Хорошо, и даже до банальности, известна фраза: «только в преодолении трудностей воспитывается характер и воля настоящего человека». Но в данном случае всё действительно так и было. Он родился за три месяца до начала страшной войны в Ленинграде, в интеллигентной семье, и уже младенческом возрасте испытал все мыслимые и немыслимые невзгоды военного времени. При этом Володя обладал неудержимой фантазией, увлекался творческими затеями и придумками, пытаясь самостоятельно мастерить разнообразные, порой достаточно сложные и замысловатые, поделки и игрушки, удивляя этим окружающих. Ещё школьником он пошёл учиться в вечернюю художественную школу при Художественном училище им. В.А. Серова. Затем, в атмосфере послевоенной эйфории и первых крупных достижений Советского Союза в мировом оборонно-стратегическом превосходстве, вполне логично было его поступление в Ленинградский Военно-механический институт (знаменитый «Военмех», а тогда ЛМИ) и получение диплома инженера-ракетчика с последующей работой по распределению в «почтовый ящик» (секретное оборонное предприятие).

Однако то, что в душе молодого человека кипели бури эмоций и страстей, творческих стремлений и замыслов, а также то, что в 60-х годах в СССР начинает выстраиваться мостик между «художественным» и «конструкторским» видением мира, логично привело его под своды ЛВХПУ им. В.И. Мухиной, знаменитой «Мухи», после окончания которой он продолжил искать свой индивидуальный творческий путь. Теперь, успешно освоив как инженерное дело, так и художественное творчество, будучи от природы наделённым как неукротимым стремлением к совершенству и новизне, так и недюжинным интеллектом, дополненным разносторонним образованием, он имел для этого все возможности.

Композиции под аркой Главного штаба. Реставрированные кресты и декор куполов Церкви Воскресения Христова
Композиции под аркой Главного штаба. Отреставрированные кресты и декор куполов Церкви Воскресения Христова в Екатерининском дворце.

Чем сложнее творческие задачи, тем неординарнее Владимир Евгеньевич их решает. Так было с уникальной по сложности и ответственности работой по реставрации «на месте» (т.е. без демонтажа) Квадриги Аполлона на портике Большого театра в Москве. Так было с реставрацией металлодекора куполов церкви Воскресения Христова в Екатерининском (Царскосельском) дворце. С таким же подходом он работал над воссозданием арки Главного штаба в Петербурге, где были заново изготовлены и заменены четыре скульптурных композиции с оружием и доспехами (находившиеся в аварийном состоянии), и теперь результаты этого скрупулёзного и ответственного труда Мастера будет иметь возможность лицезреть не одно благодарное поколение.

Выставочный «Зал Космоса» в Военмехе. Дизайн: Владимир Никифоров
Выставочный «Зал Космоса» в Военмехе.

С особым вниманием, любовью и старанием Владимир Евгеньевич «окультурил и облагородил» общественные помещения родного Военмеха, создав эффектный музейно-экспозиционный комплекс, рассказывающий и показывающий историю института, отечественной военной промышленности и причастных к этому учёных и инженеров (ещё о его творческом пути рассказано в публикации «75 лет Владимиру Евгеньевичу Никифорову»).

Владимир Евгеньевич Никифоров и сейчас живёт полнокровной, наполненной творческой жизнью, создавая новые декоративные и арт-композиции, участвуя в разнообразных творческих конкурсах и непременно посещая все художественные выставки. Этот удивительный человек, преодолевший на своём жизненном пути весьма значительные трудности, однако добившийся своим трудом и талантом огромных успехов в творчестве, по-прежнему служит примером того, как можно «сделать себя», поставив высокие цели и задачи, при этом оставаясь скромным, интеллигентным, воспитанным, милым и отзывчивым. А уж такого интересного собеседника и надёжного друга всем можно только искренне пожелать!

От имени членов Санкт-Петербургского Союза дизайнеров Правление и Клуб ветеранов от души поздравляют Владимира Евгеньевича со знаменательной датой – и желают здоровья, долголетия, семейного счастья, благополучия, творческих успехов и исполнения всех, даже самых неординарных, желаний!  

С.Ю. Дужников, Председатель Правления СПб СД
А.А. Печкин, Председатель Клуба ветеранов СПб СД

line_900_black.jpg
По теме: cтатья «75 лет Владимиру Евгеньевичу Никифорову»