Движение в Модулоре

Вызвать бурю эмоций у Вакса, стать одним из первых дизайнеров в Союзе художников и создать свой «Модулор» — творческая биография Сергея Пашковского насыщена яркими событиями и выдающимися достижениями в истории советского и российского дизайна.

Бытует мнение, что работа дизайнера строго регламентирована Модулором, системой пропорционирования, похожей на шаблон математических расчетов. Строгая архитектурная матрица, созданная более ста лет назад, превратилась для дизайнера в своеобразный вызов, ответом на который в 2011 году стал спроектированный им знаменитый логотип для российской Биеннале дизайна «Модулор». Сергей Пашковский выстроил собственную систему гармоничных величин в работе дизайнера, в достижении цели, в формировании личности дизайнера и воспитании нового креативного поколения.

Korobki Karl Marx.jpg
Упаковка для столярного и слесарного инструмента. Ленинградское машиностроительное объединение им. Карла Маркса, г. Ленинград, 1975-1985 гг.

Сегодня, рассматривая новый каталог проектов Сергея Пашковского, вас может удивить широчайший спектр направлений дизайна, в которых автор создал запоминающиеся работы — от элементов фирменного стиля в графическом дизайне до проектов индустриального машиностроения, от знака первого советского магнитофона до оформления выставки в ЦВЗ «Манеж». Универсальность творца — уникальное качество советских дизайнеров, чье образование формировалось вместе с зарождающейся Ленинградской школой дизайна.

Modulor_Logo.jpg

Логотип (победитель конкурса). Петербургская Биеннале дизайна. Выставка-конкурс «Модулор». Заказчик: Санкт-Петербургский Союз дизайнеров, г. Санкт-Петербург, 2011


И этот образовательный «модулор» Сергей усвоил от великих учителей — Иосифа Вакса, Василия Муравьева, Виктории Суриной, Льва Линдрота и других «мухинских» педагогов советского дизайна. В каждой своей работе, развивая собственный почерк, личную систему гармоний дизайнер стремится познавать и создавать новый мир, открывающийся ему через художественное конструирование предметов, окружения, знаковую систему. С самого начала своих профессиональных устремлений он практикует осознанный подход, находя максимально выразительный и эффективный метод. Уже с первых шагов своего пути, еще до поступления в «Муху», Сергей моментально погружается в профессиональную практику в СХКБ ЛСНХ — Специальном художественно-конструкторском бюро в отделе «культбыта».

Calculator МК-41.jpg

Микрокалькулятор «Электроника МК-41» для сложных инженерных расчетов. ЛОЭП «Светлана», г. Ленинград, 1981

Calculator МК-33.jpg
Микрокалькулятор карманный «Электроника МК-33». ЛОЭП «Светлана», г. Ленинград, 1982

Но главному, тому, что даст Сергею Пашковскому знания и практику работы универсалом дизайна, он научится в «Мухе» у тех самых «Титанов дизайна» — следовать профессиональной системе, но осваивать новейшие методы проектирования, работать в команде, проявлять себя лидером, никогда не забывать о важнейших базовых навыках ручной работы и быть учителем.

DUO TG5.jpg

Самоходная установка ДУО-ТГ5 для производства шпуров в горной породе подземных выработок. ВНИИ «Гипроникель», г. Ленинград, 1981


Действительно, видя перед собой пример великих мэтров педагогики дизайна, зайти в дизайн-образование, казалось бы, не так сложно. К моменту начала своей преподавательской деятельности, Сергей Владимирович, уже имел опыт работы в легендарном ВНИИТЭ, в штате Комбината декоративно-прикладного искусства Художественного фонда Союза художников и главным дизайнером выставки-конкурса «Модулор», а в портфолио — персональные выставки, заслуженные профессиональные награды на конкурсах и жизненную мудрость, так важную для учителя.

Электросила_Лого.jpg

Логотип. Производственное объединение «Электросила». Заказчик: Производственное объединение «Электросила», г. Ленинград, 1987.


PoDo.jpg

Логотип. Заказчик: Совместное российско-германское предприятие «РоДо», г. Ленинград, 1990


Forell_Logo.jpg

Знак и логотип. Заказчик: «Электротехническая компания «FORELL», г. Санкт-Петербург, 2002


Ohrana.jpg

Логотип. Всесоюзного объединения вневедомственной охраны. Заказчик: Главное управление Вневедомственной охраны, г. Москва, 1991


Сегодня его ученики, смело и уверенно владеют тем самым «модулором Пашковского», практикуя универсальный язык дизайна, работая в разных областях — от интерьерного до графического, гордо неся за своим именем, имя учителя и его школы. Более шестидесяти совместных выставок учителя и учеников — результат, демонстрирующий, что дизайн-система и творческая свобода, замешанные на ежедневной практике конструирования художественных образов может создавать будущее предметного мира.

CX_Знак.jpg

Знак РТОО «Санкт-Петербургский Союз художников» (конкурсный проект), 2023.

Передавая бесценный опыт дизайн-мышления, Сергей Пашковский через педагогическую практику и через новые проекты доказывает каждой своей работой: дизайн-унивесальность — это не стандарт, а талант творить в любой предложенной ситуации, создавать собственные «модулоры», как эталоны новой гармонии мира.

Текст: © Ксения Бандорина. 2024