Валерий Тимошенко. Разговор с дизайнером

Разговор с дизайнером. Валерий Тимошенко

Сергей Дужников продолжает цикл интервью с петербургскими дизайнерами, стоявшими у истоков создания Санкт-Петербургского Союза дизайнеров в 1987 году.

Валерий Тимошенко

Валерий Тимошенко. Фото: © Александр Трофимов. 2015


Валерий, добрый день!

Привет, Сергей.

Мы знакомы как раз с того, 1987 года, когда ты ездил в составе ленинградской делегации на учредительный Съезд Союза дизайнеров СССР. Расскажи, пожалуйста, как получилось, что ты выбрал стезю дизайнера – и дизайнера именно промышленного?

Все начиналось с Дворца пионеров, в котором я посещал кружок ИЗО, а вела его выпускница ЛВХПУ им. В.И.Мухиной (к сожалению, забыл фамилию и имя). Она была творческой личностью и, кроме рисунка и живописи, нам что-то такое «заложила». Вот меня и потянуло на «изобретения»…

В начале шестидесятых годов понятия промышленный дизайн не было, как и понятия художественное конструирование. Я поступал на «художественную обработку металла», как и были «заточены» все специальные художественные ВУЗы СССР. Первые два курса в Киевском художественно-промышленном училище занимался гравировкой на металле (поворачивая на песчаных подушечках металлическую заготовку) и получая общее базовое, художественное образование. Как раз в это время, а это 1965-1967 годы, произошло реформирование образовательных программ в связи с ориентированием экономики государства на выпуск, так называемых, ТНП (товаров народного потребления). В это время в ВУЗах и училищах появилась специальность «художественное конструирование» и была внедрена общесоюзная система ВНИИТЭ. Поэтому в моем дипломе появилась запись: художник-конструктор.

В.Тимошенко в составе делегатов учредительного Съезда СД СССР, Москва, 1987 г.
Валерий Тимошенко в составе делегатов учредительного Съезда СД СССР, Москва, 1987 год
А затем, как некий важный для меня этап после более чем пятнадцати лет работы художником-конструктором, стала поездка на учредительный Съезд Союза дизайнеров СССР, где Ленинградская делегация была самой крупной, 60 человек, при этом значительную долю в ней составляли дизайнеры от организаций судостроительной промышленности, которую представлял и я.

В президиуме учредительного Съезда выступает Председатель Правления СПб СД Ю.Б.Соловьев
В президиуме учредительного Съезда выступает Председатель Правления СД СССР Ю.Б. Соловьев. 1987 год

Тобою сделано много значимых проектов, и не только в области промышленного дизайна, который сейчас, увы, переживает в нашей стране не самые лучшие времена. Какие твои проекты по промдизайну представляются наиболее важными и интересными?

Дизайн удлиннителя-разветвителя
Действительно, я прошел, на мой взгляд, хорошую школу промышленного дизайна. Это, в частности, когда спроектированные тобой изделия выпускаются миллионными тиражами.  Мне кажется, что молодые дизайнеры могут этому даже, «по-доброму», позавидовать. Имею более 30 свидетельств на промышленные образцы, изобретения и товарные знаки. Наиболее значимые серийные изделия – это серия коротковолновых карманных радиоприемников, первых в СССР (они, кстати, успешно ловили запрещённые тогда «Голос Америки» и «Би-би-си»), серия электрических удлинителей, один из которых был признан лучшим бытовым электротехническим изделием СССР и имел свидетельства на изобретение и промышленный образец, и т.д. Да, собственно, что тебе то об этом рассказывать – ведь мы с тобой вместе не один год проработали в отделе ТНП производственного объединения «Равенство»…
 
Радиоприемники, разработанные дизайнеров Валерием Тимошенко
Серия коротковолновых карманных радиоприемников. Из архива Валерия Тимошенко
Тимошенко_Минипаркинг, дизайн В.Тимошенко, С.Дужников, 1997 г
Минипаркинг. © Дизайн: В.Тимошенко, С.Дужников, 1997 г.
Кстати, а как ты для себя оцениваешь тот период конца 80-х – 90-х годов?

Более чем позитивно! Хотя, увы, «перестройка» тогда значительно затормозила производство серийных изделий, да и известная восточная мудрость вспоминается: «не дай бог жить в эпоху перемен»… но зато опыт я получил бесценный… Задам тебе традиционный российский вопрос – «кто виноват и что делать» и какой должна быть роль СПб Союза дизайнеров? И, конечно, в этой связи два слова про созданный тобою «Модулор», который только что отметил юбилей.


TROFOTO_9310_13112015.jpg
Экспозиция выставки «Модулор-2015». Фото: © Александр Трофимов. 2015
Да, только что отметили юбилей «Модулора». В целом, по отзывам, десятая биеннале в «креативном пространстве «Ткачи» прошла довольно успешно. Самое главное достижение данного проекта, что он жив, несмотря на кризисы, санкции и прочие не самые комфортные условия. Без лишней скромности могу сказать, что проект, практически, по-прежнему держится на «одних плечах» («родил», назвал, внедрил). Можно также констатировать и тот факт, что бренд «МОДУЛОР» на годы определил роль СПб Союза дизайнеров в культурном пространстве Петербурга и России, о чем ты, в частности, спрашиваешь. На традиционный российский вопрос отвечу: «никто не виноват», а «что делать» – делать надо новые проекты, потому что деньги на развитие и субсидии от городских властей получают проекты, а не Организации.

И последнее – дай, пожалуйста, своё личное определение, что такое «дизайн».

Мое определение слова «дизайн»: «Арт-изобретение»… ввожу новый термин в оборот, шучу…

Валерий, большое спасибо за разговор!


Сергей Дужников, председатель секции промышленного дизайна СПб Союза дизайнеров