Серьёзный разговор о промышленном дизайне

«Дизайнер – это адвокат человека»

В нашем творческом петербургском Союзе есть, как известно, разные направления: и промышленный дизайн, и графический, и дизайн интерьера, и средовой дизайн, и медийный, и дизайн одежды. Соответственно, и дизайнеры тоже разные – но, конечно, все они люди тоже творческие и разносторонние. Я знал, что Андрей Зубов, состоящий в секции «теория и педагогика», по сути дизайнер промышленный. При этом, конечно, преподаватель со стажем в Политехническом университете и даже разработчик «Положения об организации обучения студентов по дисциплине «Проектирование и моделирование промышленных изделий». Но вот о том, что его взгляды на творческие процессы, на задачи, стоящие перед страной, и на роль промышленного дизайна в этом деле так глубоко и правильно понимаются узнал лишь недавно, посмотрев интервью с ним на телевизионном канале «Санкт-Петербург» 18 декабря.

Отдельно отмечу, что слово «дизайн» сейчас, конечно, используется часто, но в основном, увы, не по прямому назначению. Каких только «дизайнов» нам не предлагают! А вот о базовом промышленном дизайне, которым мы, кстати, постоянно пользуемся и который раньше назывался «художественное конструирование» – разговор идёт очень редко. При этом известно, что один рубль, вложенный в производство товара, возвращается тремя рублями – при условии, что изделие пройдёт через руки промышленного дизайнера.

Но почему же тогда сокращаются бюджетные места для студентов специальности «промышленный дизайн» в том же Политехническом университете? Почему, в результате, выпускники ВУЗов находят часто работу за рубежом, а не дома? Почему, в конце концов, мы превращаемся в страну «третьего мира», занимаясь отвёрточными производствами и оплачивая, фактически, чужую интеллектуальную собственность? Ответы на эти вопросы и попробовал дать Андрей Зубов в своём интервью в программе «Промышленный клуб» на телеканале «Санкт-Петербург».

Сергей Дужников