Дизайн день на факультете журналистики СПбГУ.

«Я бы не стал хоронить печать».  На журфаке в очередной раз обсудили судьбу периодики.

13 апреля в Институте «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ провели Дизайн день – ежегодное событие, которое организует кафедра медиадизайна. Дизайн день – это встречи и мастер-классы с экспертами, в том числе, разумеется, из сферы визуальной журналистики. Редакторы петербургских изданий и другие гости круглого стола «Бумага в эпоху цифры» подискутировали о судьбе периодической печати, активном развитии Интернет-журналистики и, конечно же, о роли дизайна в СМИ.
    
Дискуссию начал Алексей Дементьев, зампред Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации. Он рассказал, что «в Петербурге нет печатных изданий, тираж которых растет», напомнив о газете «Мой район», которой не так давно пришлось отказаться от печатной версии.

Алексей Дементьев, зампред Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации
Алексей Дементьев, зампред Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации
Мало того, что многие читатели «побежали» в Интернет, туда же «побежали» и рекламодатели. Дементьев обратил внимание на то, что они стремительно занимают места на Интернет-платформах, причем это не обязательно электронные СМИ. «Ещё лет 10 назад жилищно-строительные компании обязательно дали бы рекламу в какое-нибудь деловое издание, – рассуждал спикер, – а сегодня они могут сэкономить и бесплатно опубликовать предложение на «Авито». И это будет не менее эффективно».

Шеф-редактор сайта «Новой газеты» в Петербурге Серафим Романов высказал идею о том, что говорить о кризисе бумаги не совсем правильно: нужно искать причину кризиса медиа в целом. А Интернета бояться не надо: «печать – это просто один из способов распространения информации. Да, сейчас человечество придумало новый удобный способ получения и передачи – так это и хорошо… Вопрос в том, почему умирает рынок СМИ. А это уже зависит и от падения рынка печатной рекламы, от неумения правильно рекламировать в Интернете, и, в конце концов, от менталитета – нам не нужно такое количество новостей, мы не приучены».

Шеф-редактор сайта «Новой газеты» в Петербург Серафим Романов
Шеф-редактор сайта «Новой газеты» в Петербурге Серафим Романов
Если о будущем печатных СМИ у редакторов возникали сомнения, то судьбу корпоративных изданий они определили единогласно: узконаправленным буклетам и журналам – быть. «Сейчас модно и презентабельно, когда у компаний для директоров, персонала и клиентов есть своё издание», – отметил Сергей Балуев, главный редактор журнала «Город 812». Романов заявил, что перспективы помимо корпоративных изданий также останутся у глянца и у изданий, «приближенных к культурным объектам» типа альманаха «moloko plus».

Отдельно спикеры подняли вопрос об аудитории: Балуев, например, отметил, что за последние несколько лет число читателей не увеличилось, но и не уменьшилось, однако высказал идею о том, что «аудитория периодики стареет и может сойти к нулю». Редактор и издатель «Адресов Петербурга» Сергей Ярошецкий с таким мнением был не согласен: с уходом поколения, по мнению спикера, «когорта читателей… никуда не пропадает… И приходят новые читатели, которым с возрастом и опытом станут близки эти материалы».

Редактор и издатель «Адресов Петербурга» Сергей Ярошецкий
Редактор и издатель журнала «Адреса Петербурга» Сергей Ярошецкий
Редакторы посетовали на нарушение авторских прав в сети: так, например, Сергей Балуев поделился, что «зачастую случается, что твой эксклюзивный материал уже переписали 30 или 40 сайтов, и в поисковиках они стоят даже выше, чем твой текст». Особенно грустно, когда при этом всём не ссылаются на оригинал.

Сергей Балуев, главный редактор журнала «Город 812».
Сергей Балуев, главный редактор журнала «Город 812»
Много внимания спикеры уделили вопросу дизайна печатных и электронных СМИ. Все согласились, что электронному варианту не нужно в точности повторять бумажный. Более того: он должен кардинально отличаться, так как восприятие информации с электронного носителя происходит совершенно по-иному. Александра Траубе, заместитель главреда сайта Санкт-Петербургского Союза дизайнеров, отметила, что в условиях избытка информации «человеку надо как-то ориентироваться. Если он испытывает дискомфорт – он отказывается от информации и от её поиска». Дизайн, по мнению Траубе, сегодня диктует свои правила и «определяет конкуренцию».

Александра Траубе, заместитель главреда сайта Санкт-Петербургского Союза дизайнеро
Александра Траубе, заместитель главного редактора сайта Санкт-Петербургского Союза дизайнеров
После такого заявления встал новый вопрос: неужели дизайн сейчас действительно «решает»? Старший преподаватель кафедры медиадизайна Лолита Крылова обрисовала тенденцию, которая наблюдается и на журфаке: если раньше студенты хотели «в телевизор», и самый большой конкурс был на кафедру телерадиожурналистики, то в последние несколько лет перевес идет на сторону визуальной журналистики. «В этом году в день собеседования на кафедру было не протиснуться – так много у дверей стояло желающих», – рассказала ведущая. Это плавно перетекло в обсуждение вопроса о судьбе телевидения: Сергей Ярошецкий, например, признался, что телевизор не смотрит. «Если бы в те годы, когда я пришел в журналистику, кто-то сказал, что газеты уйдут с арены позже, чем телевидение – все бы посмеялись, – рассуждал спикер. – А сейчас? Телевизор можно посмотреть в Интернете. Я смотрю интересные мне материалы тогда, когда мне удобно».

LOL_9946.jpg

В целом, спикеры пришли к выводу, что печатные издания никуда не исчезнут, но изменятся. Они станут более дорогими и качественными: высокая стоимость производства и ненадобность быстрой передачи информации через бумажные СМИ поспособствует тому, что печать станет «особым видом культуры, с которым человек не захочет расставаться». И, как сказал Сергей Балуев, пока есть энтузиасты-редакторы – печатное дело будет развиваться. «Пусть среди читателей будет два человека – мы для них будем работать», – заявил спикер.

Текст: © Карина Расулова,
студентка 2 курса СПбГУ, Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций, (кафедра Медиадизайна и информационных технологий)

Фото: © Лолита Крылова. 2018