Развитие умной световой среды городов и музеев обсудили на конференции «Световой дизайн»

В Петербурге завершилась пятая международная научно-практическая конференция «Световой дизайн», посвященная развитию умной световой среды в городах, музеях, галереях и других выставочных пространствах. В фокусе обсуждений был человек как драйвер развития светоиндустрии. Организаторами события выступили университет ИТМО, Эрмитаж и АРХКЛУБ.


Международная конференция "Световой дизайн"

В торжественном открытии конференции приняли участие заместитель генерального директора Государственного Эрмитажа А.В. Богданов, председатель Комитета по энергетике и инженерному обеспечению А.С. Бондарчук, ректор Университета ИТМО В. Н. Васильев, генеральный директор ГМЗ «Петергоф» Е. Я. Кальницкая.

генеральный директор ГМЗ "Петергоф" Е. Я. Кальницкая

Одной из центральных тем первого дня конференции, проходившего в Главном штабе Государственного Эрмитажа, стало развитие интеллектуального наружного освещения. Как отметили спикеры на главной панельной дискуссии «Комфортная световая среда в эпоху цифровизации», сегодня происходит массовая модернизация систем городского освещения в России, и города переходят на светодиодные источники света. Только за последний год число таких светильников в целом по стране увеличилось на полмиллиона. Передовые города, такие как Москва, Петербург, Иваново развивают собственные комплексные программы создания единой световой среды города.

В Петербурге СПб ГБУ «Ленсвет» совместно с Администрацией города работает над созданием крупномасштабной цифровой модели наружного освещения, создаются экспериментальные площадки, где тестируются новые световые решения.  В 2019 году  в рамках  программы  по созданию  комфортной световой среды планируется установка в некоторых садах и парках световых смарт-опор с расширенным функционалом – информированием, аудио-сопровождением. Тестируется проект по воспроизведению проекций изображений известных петербуржцев на фасады домов.  В ближайшее время такая инсталляция появится на фасаде музея Достоевского. При этом слайды будут меняться на тему знаменитых произведений писателя.

Умный свет и интернет вещей

Один из драйверов развития умного света – это управляемые световые опоры. Оснащение таких опор контроллерами   и гироскопом позволяет получать обратную связь от умных световых устройств, если, например, фонарь перестал светить на дорогу, или светильник не зажегся. Датчики температуры окружающей среды и температуры светодиода продлевают срок службы ламп. Пилотные проекты «умное городское освещение» уже реализуются компанией «ЭР-Телеком Холдинг» в Москве (микрорайон Марьино), в Петербурге (ул. Кораблестроителей), в Перми (улица Попова), в Омске и Иваново.  По данным управления ГИБДД Пермского края, после установки умных светильников в 2018 году в Перми число ДТП снизилось на 50%. И не было ни одного ДТП, где погибли бы или пострадали люди.

В перспективе, при изменении действующего законодательства, такие управляемые световые опоры могут иметь и дополнительные функции. При подаче постоянного питания  их  можно оборудовать камерами наружного видеонаблюдения, контроля скорости, световыми табло, зарядками для телефонов и т.д., что открывает безграничные возможности для развития сети интернета вещей.  При реализации пилотных проектов умного освещения выяснилось, что расписание включения светильников не учитывает такие факторы, как естественную облачность, погодные условия и т.д. Поэтому  компания заключила соглашение с университетом с ИТМО о проведении научно-исследовательской работы  по созданию интеллектуального умного расписания  на основе комплекса математических прогнозных моделей, результаты которого были представлены на конференции.

© Svyatoslav Bunkov, all rights reserved

Опыт Европы

Обсуждался на конференции и опыт  других стран по созданию умного освещения. Как рассказала лектор и исследователь финского Университета Оулу Хенрика Пихлаяниеми, практически каждый горожанин воспринимает три главных аспекта: первое – насколько безопасно он может пройти по улице в темное время суток. Второй – хорошо ли подсвечены достопримечательности. Третий – свет должен быть комфортным в разных частях города, способствовать  социализации людей.  Однако опыт  Финляндии или Германии не всегда можно переложить  на Россию, поскольку  у нас разное понимание безопасности, - отметила в своей лекции «Оценка влияния городского освещения на уровень качества жизни горожан» Наталья Быстрянцева, канд. архитектуры и ведущий российский эксперт в области урбанистики и светового дизайна, реализовавшей более 80 проектов.  По словам эксперта, мы должны прийти к комплексной цифровизации городской световой среды, что позволит задать четкий вектор развития всем участникам этого процесса и определить понятные для всех ориентиры в области энергоэффективности, благополучия человека и создания комфортной городской среды. 

В 2018–2030 гг., с перспективой до 2050 г., Северную столицу предполагается развивать как центр cветовой культуры России, согласно «Комплексной программе развития Санкт-Петербурга». Благодаря сотрудничеству Университета ИТМО с Администрацией города разработан инновационный исследовательский проект  - платформа по комплексному автоматизированному планированию развития освещения в городе, которая охватывает 18 районов Петербурга. В конце прошлого года  Наталья Быстрянцева впервые представила ее международному профессиональному сообществу на конвенции светодизайнеров PLDC в Сингапуре. Платформа является, своего рода, первым шагом на пути к созданию умной световой среды города, ориентированной на человека, пользователя среды, и современные вызовы времени. 

Смарт-решения для городских кварталов 

Как отметил заместитель председателя Комитета по градостроительству – главный художник Алексей Моор на панельной дискуссии «Смарт-решения для жилых кварталов», в условиях ужесточения требований законодательства, защищающего историческую среду, именно световые смарт-решения могут обеспечить возможность проникновения в нее современного искусства. Это могут быть, например, проекции на фасады и брандмауэры. Для новых кварталов применение новых технологий светового дизайна поможет создать дополнительные идентификационные и навигационные, но при этом высокохудожественные ориентиры.

Своим опытом в области современных и индивидуальных решений в сфере освещения поделились на дискуссии Юрий Карпенко (компания «САРОС») и Олег Круглов (компания Vitrulux). В частности, компанией Vitrulux была выполнена архитектурно-художественная подсветка Яхтенного моста, для освещения которого использовали почти 670 светильников и прожекторов.  Они освещают переправу, пролеты и опоры снаружи и внутри. Также на переправе работает навигационная сигнализация из зеленых, красных и белых огней.

О новом  уровне кастомизации в фасадном освещении в  ходе реализации «Лахта Центра» рассказала на своей лекции руководитель отдела светодизайна компании IntiLED, известный российский светодизайнер, член жюри конкурсной программы международного фестиваля «Ночь света в Гатчине» Ульяна Виноградова.

Цифровизация искусства

Не менее насыщенной была  музейная сессия, посвященная интерактивным средам в культуре и науке.

Панельная дискуссия «Сохранение идентичности музеев при трансформации экспозиций в цифровую эпоху. Инновационные методы vs традиции» собрала участников из России, Индии, Нидерландов. Представители музеев и арт-индустрии обсуждали, как на пути к диджитализации музею сохранить свою идентичность, привлечь новых посетителей, не отпугнув старых и т.д.Гендиректор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая рассказала о реализации уникального мультимедийного проекта, музея-спектакля  «Дом игральных карт». Сотрудники Государственного Эрмитажа в своих выступлениях затронули вопросы света в музее и современных технологий. Ярким событием стал совместный воркшоп основателя студии светодизайна YARKO-YARKO Ксении Ланикиной и компании aledo, где рассказали   о влиянии света на образ и восприятие экспоната, а также разрешили поэкспериментировать со световым оборудованием и репродукциями Джексона Поллока.

Второй день конференции прошел  в культурном пространстве АРХКЛУБ на территории Севкабель Порта под девизом «Профессиональная трансформация». В программе дня были  круглый стол с участием ведущих дизайнеров и культурологов, презентация инновационного международного проекта LIGHT4HEALTH, реализуемого Университетом ИТМО совместно с пятью вузами-партнерами, профессиональное мероприятие Light Slam с участием руководителей и основателей десятка проектных фирм и светодизайн-студий. Заключительным аккордом стал вечерний прием в честь закрытия конференции со светодинамическим сопровождением.

Photo by © Svyatoslav Bunkov, all rights reserved

О мероприятии

Конференция «Световой дизайн» проходит с 2014 года. Мероприятие является открытой дискуссионной платформой для представителей мира науки, бизнеса, искусства и инновационных технологий, собирает ведущих российских и иностранных экспертов в области светового дизайна, архитектуры, мультимедиа культуры, световой инженерии, урбанистики. Ежегодно она собирает более 500 человек из 10 стран и 9 регионов Российской Федерации. Двухдневная конференция включает лекции, презентации, панельные дискуссии и открытые образовательные мероприятия, направленные на развитие Петербурга как центра световой культуры России.

Фото: © Svyatoslav Bunkov, all rights reserved. 2019