Производственная практика студентов Политеха в ведущих агентствах графического дизайна

С 19 июня по 22 июля 2020 года студенты бакалавриата Высшей школы креативной индустрии и дизайна Санкт-Петербургского Политехнического университета Петра Великого после окончания 3-го курса проходили плановую летнюю производственную практику.

В этом году некоторым из них выпал шанс попробовать свои силы в реальной работе по заданиям двух ведущих брендинговых агентств Петербурга, ASGARD и «Терминал-дизайн», созданных и возглавляемых, соответственно, Давидом Авакяном и Иваном Куликовым (практика проходила на базе и по согласованию с ФГАОУ ВО «СПбПУ»). Результатом остались довольны все участники, мнением которых мы решили поинтересоваться.

Сергей Дужников (координатор летней практики студентов-графиков, доцент ВШКИиД СПбПУ, председатель Правления Санкт-Петербургского Союза дизайнеров): «Плодотворное взаимодействие Санкт-Петербургского Политехнического университета и Санкт-Петербургского Союза дизайнеров уже давно стало признанной реальностью, однако к прохождению производственной практики студентами Политеха наш Союз подключился впервые. В этой связи хочется поблагодарить коллег из агентства ASGARD и «Терминал-дизайн» за согласие активно включиться в процесс, ведь реальный опыт ничем не заменишь, только он строит мосты между университетским образованием и будущей профессиональной деятельностью. Ещё следует напомнить, что практика проходила в карантинный период, что требовало соответствия технологиям дистанционного взаимодействия, для практической работы создающим определённые проблемы.

Для меня, как преподавателя, это было тоже важно и интересно, так как давало возможность объективно, на основе мнений со стороны, оценить результаты нашего образовательного процесса и используемых методик. Теперь, после полученных результатов, можно не без гордости отметить высокий уровень подготовки студентов, что было бы невозможно без сильного педагогического коллектива, «костяк» которого составляют члены нашего Союза: Т.И. Диодорова, А.Г. Зубов, О.А. Вуль, Ю.И. Карпова, Н.А. Карпенко, Е.В. Воронина, А.А. Аслямов, С.Ю. Щур, В.А. Дьяченко, Ю.Т. Хрузин».

Виктория Соловьёва (студент бакалавриата ВШКИиД СПбПУ, производственная практика на базе брендингового агентства ASGARD): «О производственной практике мы знали давно, но что это и как конкретно будет проходить оставалось только догадываться. И вот, после заочного и волнительного для нас знакомства с нашими портфолио, мы (я и Екатерина Ухватова) были приняты на практику в брендинговое агентство ASGARD. Было дано реальное задание: создание фирменного стиля для ресторана «Птичка» в г. Пушкин.

Работа над конкретными задачами позволила по-новому взглянуть на себя. Да, мы выполняли похожие учебные задания, но здесь всё было иначе: другой уровень ответственности, новый коллектив; к тому же мы представляли не только себя, как студентов, но и свой институт, и своих преподавателей.

Каждый день практики проходила видео-конференция: отчет о проделанной работе, правки, уточнения для следующего этапа. Это было и сложно, и интересно: поиски аналогов, работа с эскизами и несколькими вариантами фирменного стиля в максимально сжатые сроки.

Помимо индивидуальных проектов мы работали и как единая команда: делились мокапами, шрифтами, подбрасывали друг другу мысли и идеи, ещё и ещё раз все обсуждали между собой, советовались…

За месяц мы прочувствовали и поняли воочию, что такое работа в дизайн-студии, как она происходит, и что нам ожидать в будущей работе. Это полезный и нужный опыт взаимодействия с руководителем и сотрудниками дизайн-студии, как в профессиональном, так и в человеческом плане».
  

Проект Виктории Соловьёвой

Соловьёва Вика. Носители фирменного стиля. Витрина.

Носители фирменного стиля. Пакеты. Соловьёва Вика.  

Проект Екатерины Ухватовой

Носители фирменного стиля. Витрина. Хватова Екатерина.

Элементы фирменного стиля. Пакет. Хватова Екатерина

Давид Авакян (создатель и руководитель брендингового агентства ASGARD, член Правления Санкт-Петербургского Союза дизайнеров): «Не первый раз ASGARD Branding принимает студентов-практикантов. Но этот год был особенным. Нам пришлось работать в совершенно новых и непривычных условиях пандемии. Был кардинально пересмотрен рабочий алгоритм и все процессы переведены в онлайн режим. Это имело как положительные, так и отрицательные стороны. К отрицательным я отношу невозможность практикантам в полной мере ощутить работу в офисе агентства, близких профессиональных контактах с сотрудниками. С другой стороны – практикантам представилась возможность оперативной связи с руководителем по любым вопросам проектирования и эффективному взаимодействию в проектной группе. 

Работая над реальным проектом, студенты вынуждены подстраиваться под напряженный ритм всего агентства. К чести практикантов, они довольно быстро справились с периодом адаптации и вышли на нормальный рабочий режим. Во многом эта заслуга преподавательского коллектива, который готовит будущих дизайнеров, понимая требования профессиональных агентств к молодым специалистам. 

Итогом взаимодействия стало создание уникального стиля нового ресторана в Царском Селе. И клиент, и наше агентство были удовлетворены качеством работы Виктории Соловьевой и Екатерины Ухватовой. Мы выражаем признательность Санкт-Петербургскому Политехническому Университету за подготовку квалифицированных кадров». 

Мария Никитчук (студент бакалавриата ВШКИиД СПбПУ, производственная практика на базе брендингового агентства «Терминал-дизайн»): «В рамках прохождения практики от ФГАОУ ВО  «СПбПУ» нам представилась возможность поработать в брендинговом агентстве «Терминал дизайн». Работа над задачами проходила коллективно: каждый член команды (Гордейчук Анна, Матвиенко Екатерина, Никитчук Мария, Остапчук Елена, Скользнева Анна) предлагал несколько вариантов решения каждого брифа. Затем все варианты собирались в единую презентацию и направлялись арт-директору агентства Владимиру Золотцеву для утверждения или же внесения правок и замечаний.

На первой встрече в студии нам было предложено 3 разных по сроку задачи: разработка графических элементов для годового отчета российской компании, специализирующейся на производстве и продаже красной рыбы, создание логотипа и знака компании, занимающейся предоставлением кейтеринг-оборудования, разработка концепции календаря на 2021 год для юридической компании. 

Проект по разработке графических элементов для годового отчета стал вводным для нашей практики – мы сразу же окунулись в рабочий темп, обусловленный краткими сроками. Получилась некая разминка – мы присоединились к уже развивающемуся проекту, взяв на себя небольшую, но ответственную задачу по разработке иллюстративной информации. 

Деятельность компании – производство красной рыбы – область достаточно специализированная, поэтому нужно было понять терминологию и точно передать ее графически. На первом этапе разработки иллюстраций для бизнес-модели и стадий производственного процесса нашей ошибкой стало то, что мы скорее создавали знак, образно-абстрактное изображение. В дальнейшем, основной акцент шел на детализацию форм и точность изображаемых процессов. 

Мария Никитчук (студент бакалавриата ВШКИиД СПбПУ, производственная практика на базе брендингового агентства «Терминал-дизайн»)

Мария Никитчук (студент бакалавриата ВШКИиД СПбПУ, производственная практика на базе брендингового агентства «Терминал-дизайн»)
  
Первый и финальный варианты иллюстраций
Трудоёмким процессом стала отрисовка карты, а именно переход от стилизованной, лаконичной карты к глубокой проработке береговых линий и внутренних границ. 


Мария Никитчук (студент бакалавриата ВШКИиД СПбПУ, производственная практика на базе брендингового агентства «Терминал-дизайн»)

Мария Никитчук (студент бакалавриата ВШКИиД СПбПУ, производственная практика на базе брендингового агентства «Терминал-дизайн»)
Первый и финальный виды карты
Затем мы перешли к созданию логотипа и знака для компании, предоставляющей в аренду оборудование для мероприятий (посуда, мебель и другое оборудование для организации различных эвентов). На первом этапе каждый из нас разработал свои варианты логотипов и знаков, опираясь только на название и пожелания заказчика относительно цветового решения. Далее, на встрече в студии, Владимир передал нам информацию, полученную от клиента, после предоставления первой подачи. Заказчик высказал пожелание ввести в знак треугольник, внутрь которого будут вписаны пиктограммы / иллюстрации / знаки, говорящие о деятельности компании. Также требовалось ввести в логотип латинское написание. Основываясь на данной информации, мы доработали свои варианты и предложили новые концепции. 

Некоторые концепции фирменного блока «Арсенал Эвент»


Некоторые концепции фирменного блока «Арсенал Эвент» 
Некоторые концепции фирменного блока «Арсенал Эвент»
Ещё одним из наших общих проектов стала разработка концепции календаря на 2021 год для компании, которая занимается правовой деятельностью. Наша задача заключалась в разработке концепции, которая раскрыла бы тему юриспруденции с новой стороны. Концепции могли быть любыми, однако главный акцент падал на графические приемы, которые смогли бы точно отразить идею.

Одним из важных этапов стало формирование идеи, которая нетривиально раскрывала бы тему права, поиска верных решений. Для этого требовалось в значительной мере погрузиться в эту сферу, изучить её исторические и культурные аспекты. На встрече с Владимиром мы обсудили наши наработки и варианты графического исполнения концепции. Благодаря этой встрече мы смогли избежать повторения тем и банальных решений.  

После формирования концепции и определения графического образа каждая из нас приступила к вёрстке страниц календаря. В итоге получилось 4 разных концепции: великие художники-юристы, символы правосудия в искусстве, литераторы-юристы, актуальная латынь.

Концепция оформления календаря «Великие художники-юристы» 

Концепция оформления календаря «Великие художники-юристы»
    
Концепция оформления календаря «Великие художники-юристы»
Концепция оформления календаря «Символы правосудия в искусстве»

Концепция оформления календаря «Символы правосудия в искусстве»
Концепция оформления календаря «Символы правосудия в искусстве»
Концепция оформления календаря «Литераторы-юристы»

Концепция оформления календаря «Литераторы-юристы»
Концепция оформления календаря «Литераторы-юристы»

Концепция оформления календаря «Актуальная латынь»

Концепция оформления календаря «Актуальная латынь»
Концепция оформления календаря «Актуальная латынь»

Финальным проектом стажировки стала разработка знака и логотипа для барбершопа. Заказчиком была предоставлена информация о целевой аудитории – состоятельные мужчины, стремящиеся продемонстрировать свой статус.

Проанализировав референсы и ТЗ были сделаны выводы относительно графики и, в соответствии с ними, были разработаны концепции знаков, выполнена их отрисовка и редактирование под руководством и с комментариями от арт-директора. По итогам работы заказчику была представлена подача 4-х вариантов логотипов, размещённых на мокапах для визуализации результата. 

Некоторые концепции фирменного блока «Top Guy»:

Концепция фирменного блока «Top Guy»

Концепция фирменного блока «Top Guy»

Концепция фирменного блока «Top Guy»

Концепция фирменного блока «Top Guy»

В рамках производственной практики от брендингового агенства «Терминал дизайн» нам удалось укрепить навыки работы в команде — так как все задания были сложными и объёмными, сделать их в одиночку было бы невозможно. Работая вместе мы смогли представить заказчикам множество разнообразных решений по одному брифу. Получили опыт в создании графики для печатной продукции — два проекта из четырех были предназначены для последующей печати. Попробовали себя в решении разнообразных дизайнерских задач. Например, в случае с годовым отчётом и проектом для юридической компании нам нужно было создавать графику в соответствии с уже разработанным брендбуком, а для кейтеринг-сервиса необходимо было полностью разработать фирменный блок самостоятельно. Таким образом, мы получили полезный опыт как в работе по брендбуку, так и в разработке фирменной графики с нуля.

Мы очень благодарны Владимиру Золотцеву и Ивану Куликову за возможность прикоснуться к реальной профессиональной деятельности. С первого дня мы были полностью вовлечены в рабочий процесс. Очень важным фактором стало то, что свою работу мы выполняли с полным чувством ответственности перед заказчиком, ведь Иван и Владимир давали задания, которые порой выполняли только мы, поэтому перед нами стояли реальные условия. Именно такие ситуации позволяют раскрыть полностью свой потенциал, проверить себя на устойчивость к стрессовым ситуациям и увидеть уровень своей подготовки.
Практика в «Терминал дизайн» дала нам уверенность, что наши взгляды на дизайн жизнеспособны и могут быть востребованы клиентом. Мы чётко осознали, как много нужно работать, чтобы стать профессионалом, а, тем более, как много знаний нужно иметь, чтобы дизайн, который ты создаёшь, мог быть современным, понятным и качественным вне зависимости от области, для которой он разрабатывается».

Иван Куликов (руководитель брендингового агентства «Терминал-дизайн», член Правления и председатель секции графического дизайна Санкт-Петербургского Союза дизайнеров): «Мы с коллегами в компании «Терминал дизайн» были приятно удивлены уровнем подготовки и высокой степенью ответственности у студентов из Политеха. Спасибо преподавателям!

Нам удалось плотно поработать над различными проектами и получить массу позитивных впечатлений друг от друга. Помимо выше указанных кейсов ребята помогали с небольшими локальными задачами и по другим проектам. Например, один раз я попросил помочь с иллюстрациями для сайта одного из наших заказчиков и Мария очень помогла мне с этим, не оставив без внимания мою просьбу. Так было и с другими ребятами, которые проявили себя исключительно подготовленными и высоко организованными специалистами. Надеюсь, что наше сотрудничество с ребятами продолжится в будущем, и в следующем году мы будем рады эффективному взаимодействию с ВШКИиД СПбПУ».