Памяти Александра Линецкого. 1960 – 2018

Умер Александр Линецкий. Так же неожиданно, как и создавал все свои уникальные проекты.

У каждого, его знающего, найдутся свои слова, вернее – не найдутся. Мне же просто вспоминается позитивный парень с внимательным, даже «буравящим», взглядом – каким он был в момент нашего знакомства на вступлении в Союз дизайнеров в 1993-м – и каким оставался всегда, вне зависимости от возраста и жизненных проблем.


Александр Борисович Линецкий 1960–2018


Он скептически относился к почестям и званиям. Однако о его личности и некоторых фактах творческой биографии сказать необходимо.

Родился в украинском Никополе 10 июня 1960 года. Окончил Одесское Театрально-художественное училище (ОТХУ, бывш. ОХТУ им. Грекова) '85 (кино-театральная бутафория), затем РГИСИ (бывш. СПбГАТИ) '88 (Факультет сценографии и театральной технологии, кафедра сценографии и сценического костюма), затем СПбГХПА им. А.Л. Штиглица, '92 (факультет «Дизайн», кафедра «Программный дизайн»).

Сфера профессиональных интересов: концептуальный дизайн, графический дизайн, арт-дизайн, фотография, видео-дизайн, копирайтинг. Последнее время успешно занимался проектами в области промышленного дизайна (к примеру, разработал дизайн стеклянной банки для кофе, проект реализован).

Впечатляет разносторонний список участия в выставках и конкурсах, вот лишь часть из них:

«Сталин вчера, сегодня, завтра?», Всесоюзная выставка. Скульптурный макет мемориала жертвам сталинских репрессий – 1989; «Лучший дизайн года», номинация «Графический дизайн», бронзовый диплом. Серия плакатов – 1997, (СПб); Europe's Premier Creative Awards «Epica», лауреат. Плакат – 1998 (Париж); Apple Design Competition. Серия плакатов – 1998 (Гон-Конг); Europe's Premier Creative Awards «Epica», лауреат. Серия плакатов – 1999 (Париж); «Cresta Awards», cерия плакатов – 1999, (Нью-Йорк); «IDEA'99», balanceboard (спортивный инвентарь) – 1999, (Чикаго); «Communication Arts», плакаты – 1999, (Нью-Йорк); «Golden Drum», серия плакатов – 1999, (Порторож); «Brno Biennale», серия плакатов – 1999, (Брно); «Trnava Poster Trienniale», серия плакатов – 1999, (Трнава); Биеннале дизайна «Модулор», номинация «Графический дизайн», 1 место. Серия плакатов – 1999, (Санкт-Петербург); «Design Contest 2000», Top Runner (лауреат). Упаковка, брендинг и графика для бренда Haineken, 2000 (Копенгаген); Биеннале дизайна «Модулор», номинация «Компьютерный дизайн и TV дизайн», Золотой диплом, медиа-программа «Классическая музыка в кино» – 2001, (Санкт-Петербург); Национальный приз в области дизайна «Виктория», номинация «Дизайн в рекламе», 1 место, призер. Графическая программа «Сургутгазпром – знаки цивилизации» – 2003, (Москва); 1 Место в номинации «Профессиональная концепция» в международном конкурсе «Туристический бренд. Лучшие практики 2015» с проектом BEST.PETERSBURG – 2015, (Москва).

Его клиентами были Санкт-Петербургская  Государственная Филармония им. Шостаковича, Академический театр драмы на Литейном, Государственный Академический театр драмы им. Пушкина (Александринский), Молодёжный театр на Фонтанке, Радиостанция «Европа+», Радиостанция «Классика», «Oriflame», Завод «Нива», «Технокомпроект», «Технопромэкспорт», «Сургутгазпром», «Дельта Телеком», «Фора», «Мегафон», «МСС», «СПТ», «Балтпластик», «Амтел», «Сардис», «BRABUS», «Yamanouchi», ГК «Лаура», «РЕСО Гарантия», «ТрансБизнесЛайн», «JFC», «BCI», «Ленэкспо», РА «Спарк-М», «Норд», CТК «Лента», СТК «Лаверна».

Его последним крупным инициативным проектом был BEST.PETERSBURG – туристический бренд Санкт-Петербурга, а презентации проекта состоялись на профильных мероприятиях: Международный форум «Умные» города: от концепции к реальности» Санкт-Петербург, 10.12.2015. Международная научно-практическая конференция ««Образ, знак и символ петербургского сувенира» | Санкт-Петербург, 16.12.2015. Всероссийский форум «Живые города» | Санкт-Петербург, 25.05.2016. Круглый стол «Санкт-Петербург как бренд» в рамках Санкт-Петербургской Недели Дизайна |Санкт-Петербург, 25.05.2016. Международная научно-практическая конференция «Графический дизайн: история и тенденции современного развития» | Санкт-Петербург, 29.06.2016. Творческий вечер в рамках цикла «50 вечеров» в галерее современного искусства Inner Voice | Санкт-Петербург, 01.10.2016. Форсайт-Флот «Образ будущего в эпоху цифровой трансформации» | Санкт-Петербург-Мандроги-Санкт-Петербург, 14-18.05.2017 RUSS1A. THE ONE AND ONLY – туристический бренд России. REVOLUT100N – арт-проект к 100-летию Октябрьской революции. 

Отдельно следует сказать о неоценимой роли, которую он долгие годы играл в жизни Санкт-Петербургского Союза дизайнеров, будучи членом Правления и Председателем секции «Медиа-дизайн», где щедро делился идеями и планами. С первого дня создания биеннале дизайна «Модулор» он успешно выставлялся там как участник, а, затем, постоянно работал в конкурсном Жюри, где его слово ценилось на вес золота. Был одним из идеологов проекта «Путешествие в Россию», каждое лето с 2004 по 2014 гг. колеся с группой друзей и фотоаппаратом по городам и весям, в результате чего формировались отчетные экспозиции (Музей Воды, Государственный Этнографический Музей, Музей Связи им. А.С. Попова, Русское Географическое Общество). С начала 2000-х постоянно работал в ГАК ряда институтов и университетов, один год преподавал в Политехническом университете (кафедра «Инженерная графика и дизайн», где сейчас преподаю я). В ноябре 2017 года, на праздновании 30-летия Союза, проходившем в рамках биеннале «Модулор», был награжден Почетным Знаком СПб СД «За заслуги в развитии дизайна».

…Пару месяцев назад он, как обычно, позвонил мне, предложив встретиться и обсудить важные вопросы развития Союза. Сначала, в суете, не получалось у меня, потом у него, но, наконец встретившись, мы проговорили больше трех часов – сидя в небольшом уютном кафе на Петроградской стороне, с чайником ароматного чая на столе и видом на Австрийскую площадь.

Он с азартом рассказывал о своем участии в программе «Форсайт Флот» (прошел день с его возвращения оттуда), о перспективных контактах, которые удалось завязать как с чиновниками, так с изобретателями и бизнесом. Говорил о сложностях с ведением своего портала «design-union.ru», но, однако, и о его значении для всего российского дизайна. Предлагал включить в нашу, уже согласованную с ним ранее программу «Центра развития дизайна», свой проект туристического бренда BEST.PETERSBURG. «Эх, – говорил он, – как же надоело заниматься рутиной, сейчас буду стараться делать только то, к чему лежит душа». Вышли на ночную площадь. Расставаться не хотелось. Он предложил прогуляться, подвел меня к небольшой кофейне, оборудованной в бывшем подъезде, и спросил: «Ты никогда не обращал внимания на дверь, которая рядом с входом в Союз? Ведь там, наверняка, никому не нужная дворницкая, которую вполне можно переоборудовать в аналогичную кофейню, работающую на наше сообщество».

Мы попрощались и разошлись. Затем был еще один, последний, телефонный разговор, в прошлую субботу, когда не сложилась поездка нашего Правления на кораблике. «Ничего, – сказал он, – это даже хорошо, что поездка переносится на неделю, тогда, по прогнозам, погода будет лучше».

Погода улучшилась – как и обещал Саша Линецкий. Кстати, он всегда держал своё слово...

Спасибо, дорогой друг, за редкое счастье знакомства с тобой...

 

Сергей Дужников,
председатель Правления СПб СД


line.jpg

Александр Линецкий (1960-2018) в фотографиях друзей и близких. Посмотреть видео.

Желающие оказать помощь семье Александра, могут перевести посильные средства вдове Александра на её карту Сбербанка: 4276 5500 3202 6299. Светлана Линецкая заранее всем благодарна.

#некролог