Cмотри в карусели
Привычное нам, нынешним инстаграм-выражение – «смотри в карусели» (фотографии в инста-альбоме) для промышленного дизайна имеет другое, особое значение, благодаря Председателю правления Санкт-Петербургского Союза дизайнеров Сергею Юрьевичу Дужникову.
Глядя на это изобретение можно постичь практически всю суть дизайна: карусель-паркинг Дужникова, идея творчески и эффективно решающая проблему всех городов мира, матрица, собравшая в себе современное и одновременно футуристическое видение. Дизайн может быть удивляющим, даже красивым и стильным, но когда перед тобой, то от чего ты на выставке в голос говоришь: «да это же просто! ... и гениально работает!», — это и есть работа настоящего мастера дизайна. Возможно, сегодня этот проект карусельного-паркинга идет вразрез с индивидуалистическими исканиями дизайн-практиков, стремящимися создать уникальное, единственное и коллекционное, но именно этот проект обращает нас к основам дизайна, унифицировано решающим глобальную проблему на уровне матрицы. И проблематика его сосредотачивается ни в каком-то одном узкоспециальном аспекте, а воздействует на всю парадигму поведения человека в городской среде. Изобретение Дужникова — модульная конструкции карусельного паркинга возводится без капитального фундамента, что важно для городской инфраструктуры. Отвергнув затратное и многодельное устройство существующих «элеваторных» паркингов, система подобная «чёртовому колесу» с самоуравновешивающимися боксами подает боксы к въездной зоне автоматическим поворотом барабана. 1990 год — время новых возможностей и новых взглядов на мироустройство еще не было готово принимать столько футуристические решения для столичного города. Но наградой проект время отметило — Серебряный диплом биеннале «Лучший дизайн», 1997. (Патент РФ на промобразец №42605, патент РФ на изобретение №2112851 Заказчик: ООО «Эконорма»).
Карусельный паркинг Сергея Дужникова, отмечающего сегодня 60-летний юбилей, своего рода дизайн-метафора проектного мышления — движение идеи вверх до самого пика в поиске идеального баланса всех элементов, и постепенное заземление к реалиям в уже найденном равновесии. На протяжении более четырех десятков лет, коренной петербуржец, дизайнер, преподаватель, председатель Санкт-Петербургского Союза дизайнеров, Сергей Юрьевич Дужников запускает карусель дизайна, чтобы найти тот самый идеальный и точно выверенный баланс рационального, разумного и красивого дизайн-решения.
«Идеальный дизайн у спички» — однажды я услышала в одном интервью, в чьем не помню, но это выражение стало моим мерилом хорошего дизайна. Сегодня разговаривая с председателем Санкт-Петербургского Союза дизайнеров, Сергеем Дужниковым о его проекте редизайна отечественных спичек, я и представить не могла, что можно не просто осмелиться взяться за работу с идеальным проектом, но и усовершенствовать его. «Спички настолько «заезженная» тема, что сделать шаг в сторону почти нереально. Но тем интереснее попробовать. Сначала был создан бренд
«Наши спички 1837» через год запуска в России спичечного производства, бренд получил легенду и имиджевый вес, была решена задача графики знака с уравновешивающими друг друга четырьмя буквами сверху и четырьмя цифрами снизу. Да, слово «спички» не подлежит патентной защите как общеизвестное, однако включённое в новую систему оно обретает индивидуальные рекламные свойства. На втором этапе через поиск дополнительных функций появилась идея упаковки, где отверстие для подвески позволяет подвесить коробок не только в магазине, но и дома над плитой, при этом при опущенной «бандероли», имеющей специальные фиксаторы, коробка превращается в бокс с «окном» для выемки спичек». И снова баланс необходимого и стильного зафиксирован, новый образ и даже новая идея традиционного найдена. А что ещё может «спасти» и продлить жизнь простой спички в век цифровых технологий — никто не верил — но это дизайн!
Вообще судьба дизайн-проектов Сергея Дужникова уже с самого начала его вхождения в профессию в 1985 году на дипломе в ЛВХПУ им. В.И. Мухиной была счастливой и сразу огласила, что все будет на «отлично и с одобрением»! Но через некоторые тернии, ведь иногда самые логичные решения вызывают профессиональное удивление даже у корифеев.
«Моими руководителями были заслуженный мэтр И.П. Корнилов, и тогда еще начинающий преподаватель В.Г. Бандорин. Корнилов на первом же этапе согласования проекта от меня категорически отказался, не поверив в возможность воплотить идею изображения автомобиля «в натуральную величину» на планшете формата 2х2 метра, на чем я настаивал. Ультиматум я отклонил, после чего мы продолжили спокойно работать с Бандориным. Напомню, что тогда процесс принципиально отличался от сегодняшнего, компьютеров не было и всё приходилось делать вручную, включая и большой масштабный макет. Отдельно отмечу, что в концепцию действительно было заложено много технических и эргономических новшеств. В результате дипломной защиты я получил пять с одобрением комиссии.»
Учитель продолжается в учениках — фраза тем более важная для Сергея Юрьевича, и потому что учился в главной дизайнерской школе страны, и учился в то время, когда к отцам-основателям ленинградской школы дизайна присоединилась молодая, но уже опытная гвардия креативных проектировщиков. Если вы читаете посты в соцсетях Сергея Юрьевича, его воспоминания об учителях и времени студенчества, то наверняка не раз восхищались теми персонажами, которые в этих рассказах предстают настоящими легендами дизайна. И теперь для вас не удивительно, что еще одной талантливой деятельностью Сергея Юрьевича Дужникова стала педагогика, подготовка новых кадров для российского развивающегося дизайна.
«В 2015 году, поступило предложение вести в Политехе «графический дизайн». Первая трехчасовая лекция запомнилась отчетливо. После бессонной ночи и внутренней борьбы между «практиком» и «теоретиком» я решил рассказывать о своей жизни, о работе с реальными заказчиками, о психологии этих процессов, хотя казалось, на три часа меня не хватит. Однако время пролетело как один миг, а я еще только начал говорить о главном. Вот так и продолжаю об этом рассказывать уже почти восемь лет, каждый раз проникаясь своими студентами, точнее, студентками, поскольку 99% составляют они. Радуюсь их победам, поддерживаю в разочарованиях, настраиваю на то, что настоящий дизайнер может абсолютно всё — если, конечно, этого захочет и не будет опускать руки даже в самым безвыходных ситуациях».
Изучая на юбилейной выставке в Санкт-Петербургском Союзе дизайнеров, стенды с проектами Сергея Дужникова, видишь, что такое разноплановое владение проектным мышлением дается не только качественным и сильным образованием в ЛВХПУ, но и внутренним талантом, заложенным в человеке. Он с легкостью (именно так кажется, но в реальности это долгий и непростой путь) решает сложнейшие тематические экспозиции государственных музеев (Музей Антропологии и Этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Государственный музей истории религии), стендов и павильонов для коммерческих выставок, получая профессиональные награды и даже диплом от губернатора «За значительный вклад в развитие культуры Санкт-Петербурга».
Но с особым трепетом берется за проекты важные как для всей страны, так и для сердца каждого человека, будь то укрепляющий наш дух и историю монументальный Мемориал Богородицкого поля, в честь героев Вязьмы, или ежедневно спасающая сердца пациентов медицинская установка для НМИЦ им. В.А. Алмазова.
Я не буду пересказывать истории всех важных проектов Сергея Юрьевича Дужникова, потому что он и сам великолепный рассказчик и писатель. И как настоящий человек эпохи Возрождения, Возрождения нашего дизайна, он — педагог, дизайнер, художник и поэт, инициатор и вдохновитель. И во всем этом проявляется не только его дизайн-рацио подход, но и элегантность решений, присущих настоящему петербургскому-ленинградскому дизайну. Как и персональная выставка председателя Правления Санкт-Петербургского Союза дизайнеров С.Ю. Дужникова «30/60» — выставка на «Мойке-8», которая открыта для всех ценителей умных решений до 5 марта.
Текст: © Бандорина Ксения Валерьевна,
кандидат искусствоведения,
доцент СПГХПА им.А.Л. Штиглица,
член Санкт-Петербургского Союза дизайнеров
Фото: © Александр Трофимов. 2023
.