Малый герб Санкт-Петербурга

Дискуссии на тему туристического логотипа Санкт-Петербурга ведутся активно по сей день. Есть даже более или менее удачные примеры подобных разработок. Однако, на мой взгляд, герб города, созданный для идентификации конкретной территории, справляется с функцией туристического логотипа. Конечно, гербы и знаки решают разные задачи, но тем не менее при качественной проработке элементов герба можно добиться его более современной графической читаемости, свежести и простоты восприятия, схожей по воздействию на потребителя от знака или логотипа.

Малый герб Санкт-Петербурга
Малый герб Санкт-Петербурга. Автор рисунка — Иван Куликов
Об этом в общем и частности я писал в статье, посвященной геральдике. Интерпретаций на тему упрощения геральдических знаков или наоборот, их детальной проработки и адаптации для различных носителей, может быть достаточно много. Свидетельством тому могут быть многочисленные варианты графической проработки герба нашего города. Стоит только обратиться к выдаваемым изображениям поисковой системы по ключевому запросу — «Герб Санкт-Петербурга». Там мы увидим варианты большого и малого гербов нашего города. И среди них будут представлены варианты различной степени детализации.

На сегодняшний день, не только в интернете, но и в городской среде присутствует множество вариантов рисунков герба Санкт-Петербурга. Широко распространен рисунок, который размещается на наземном транспорте и метро. Его проблема заключается в наличии большого количества мелких деталей и черного контура. Контур воспринимаются лишней информацией, а детали не считываются зрителем.

Герб Санкт-Петербурга в городской среде
Малый герб Санкт-Петербурга на фонарных столбах

Герб Санкт-Петербурга в городской среде
Малый герб Санкт-Петербурга на информационных щитах и вагонах в метро
Конечно, наличие тонких линий и проработанных элементов позволяет использовать герб в больших масштабах без риска для зрителя обнаружить потенциально грубые формы, которые могут показаться неуместными в представлении о высоком статусе. Однако есть и обратная сторона — усложненные элементы изображения в векторном редакторе выдадут все ошибки рисунка и сделают герб не технологичным в производстве, то есть в использовании. Хочется добавить и об образах, которые могут возникать в сознании потребителя, не взирая на семантику герба. Например, слишком тонкие якоря на гербе Санкт-Петербурга могут напоминать рыболовные крючки, а двуглавый орел на скипетре и вовсе остаться незамеченным из-за его чересчур маленького размера и восприниматься как что-то инородное на красном фоне. Отдельно можно сказать и о черном цвете, который добавляет ощущения «грязи». Особенно на транспорте, где расположен герб, потому как именно там нанесены полноцветные наклейки с гербом, а не более уместная аппликация из пленки, которая технологичнее и долговечнее прямоугольного стикера. Проблема создается тем, что распространенный в интернете векторный файл герба, из которого напечатаны наклейки, чересчур перегружен деталями и непригоден для резки на плоттере. Поэтому он только печатается, а не вырезается из пленки.

Модификации герба Санкт-Петербурга

Время идет и сегодня нам хочется видеть вокруг себя более чистое визуальное пространство. Поэтому дизайнеры всего мира стремятся к визуальной ясности и четкости форм, которые сформируют комфортную и современную окружающую нас среду. Герб города, в своей графической форме, не должен оставаться в прошлом. Он должен отвечать тому высокому статусу, который призван собой идентифицировать. Поэтому представленный в данной статье малый герб Санкт-Петербурга, чей рисунок пластически значительно упрощен, позволяет воспринимать его проще и цельнее.

Глеб Вадимович Калашников, консультант департамента по обеспечению деятельности консультативных органов Управления Президента Российской Федерации по кадровым вопросам и государственным наградам, кандидат исторических наук, признал рисунок герба удачным и пригодным для использования.   

Герб Санкт-Петербурга в городской среде
Малый герб Санкт-Петербурга в городской среде. Визуализация

Поэтому первое, с чего началась работа, это упрощение и отказ от черного цвета в пользу лучшей читаемости элементов герба. Затем были выровнены морской и речной якоря по геометрии и пластике. Они равнозначны по высоте и по массам и повёрнуты относительно друг друга строго перпендикулярно. Одним из элементов герба является скипетр с двуглавым орлом на конце. Скипетр я посчитал нужным графически упростить во имя чистоты восприятия, а орла увеличить, так как это важный государственный символ. Орёл изображен с коронами и в едином пластическом стиле с якорями. Необходимо отметить, что изначально в гербе орёл занимал действительно большее пространство, поэтому уместно его сделать более читаемым и с этой точки зрения и поднять чуть выше относительно перекрестия якорей.

Двуглавый орел
Двуглавый орел на скипетре в гербе Санкт-Петербурга. Автор рисунка — Иван Куликов

Красный щит остаётся фактически неизменным, однако форма щита может варьироваться. Так, например, на флаге Санкт-Петербурга два якоря и скипетр вписаны в горизонтальный прямоугольный флаг. Герб города технологичен, удобен в производстве, хорошо читаем, так как масштабируется до любых размеров без потери комфортного распознавания элементов герба.

Аэропорт Санкт-Петербурга
Информационный щит в аэропорту Санкт-Петербурга. Визуализация

Мне бы хотелось, чтобы профессионалы-графики создавали побольше своих авторских версий значимых для города графических объектов. Делились с ними, интерпретировали по-своему, чтобы у нас, например, было как можно больше профессионально сделанных гербов. Делать это нужно естественно и не в рамках государственных программ или конкурсов, а по собственной инициативе. Только так можно сделать этот мир лучше. Именно такие носители визуальных коммуникаций, как навигация, вывески, указатели на улицах, рекламные конструкции и уличная мебель формируют образ, а значит и бренд нашего города, который призван обеспечить туристическую привлекательность и комфортную жизнь горожанам.

Иван Куликов,
член Санкт-Петербургского Союза дизайнеров, председатель секции «Графический дизайн»