Универмаг «Фрунзенский»: колосс Эпохи, поднятый с колен

Универмаг «Фрунзенский»: колосс Эпохи, поднятый с колен


image2.jpeg      image3.jpeg      image4.jpg

Это здание – архитектурная доминанта части Московского проспекта с конца 30-х годов прошлого столетия. Судьба грандиозного здания укладывается в несколько сухих строчек: построен в 1934-1938 гг. по проекту архитекторов Е.И.Катонина, Л.С.Катонина, Е.М.Соколова, К.Л.Иогансен, инж. С.И.Катонина. Стиль – переходный от конструктивизма к сталинскому неоклассицизму. Внутреннее пространство здания отвечало требованиям проектирования универсальных магазинов советского времени: главный вход вел в просторный холл-атриум с лестницами, переходящий в торговый зал. Тот в свою очередь делился на отделы колоннами, вдоль стен зала располагались торговые галереи». В 1988 универмаг пострадал от пожара и был закрыт. В 1992 г. был реконструирован. В 2001 году включён КГИОПом в «Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность». Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения  на основании распоряжения комитета по государственному контролю использованию и охране памятников истории и культуры №10-22 от 21.07.2009 г. В настоящее время – повторно реконструирован в Бизнес Центр.

Вот к последнему по времени этапу жизни «Фрунзенского» я и приложила свои руки, голову, сердце и все умения.

Начало.

Все началось в 2013 году, когда «Фрунзенский» был приобретен компанией «Сенатор» в которой я работала.

– Иди, смотри, знакомься, – сказали мне, – Нужно будет суметь приспособить к современным нуждам, возродив, вдохнуть жизнь, вернуть блеск и величие. Первое впечатление, конечно, было тягостным. И даже не столько из-за разрушений, вызванных долгими годами простоя, но больше из-за «реконструкций» 90-х годов. Главное, были утрачены авторские интерьеры, составлявшие суть и гордость этого замечательного строения. Колоннада атриума восхищала. Удивление вызывали ряды бетонных балясин, более поздней эпохи Сталинского классицизма. Долго я бродила по зданию и формулировала вопросы:

– Каким были интерьеры, задуманные авторами? Когда появился 5-й этаж, нарушающий архитектонику здания? Является ли фонтан авторской идеей? Было ли архитектурное решение «Фрунзенского» соперничеством с заокеанскими архитекторами, или это взгляд в далекое прошлое, навеянное русским классицизмом? Неоклассицизм, арт-деко, ретроспективизм? Чего больше в настоящем, еще не изуродованном лике? Я должна была найти ответы на эти вопросы, предложить варианты восстановления, не утратив истинного лица этого прекрасного сооружения.

Задачи

Мне предстояло разработать интерьеры вестибюля, с атриумом и парадной лестницей, и прилегающих к ним помещений: лифтовые холлы, коридоры, офисы. Совместно с генеральным проектировщиком «НТ Проект» требовалось разместить современные лифты грузоподъемностью 1000 кг, не нарушив существующего объемно-планировочного решения. На выполнение проекта предоставлялось полтора года.

Мозговой штурм

image6.png
вариант 1
image7.png
вариант 2
image8.png
вариант 3
image9.png
вариант 4
image10.png      image11.png
вариант 5

Концепция

Разработанная мною концепция построена на сочетаниях узоров русских народных орнаментов, тесно сплетенных с мифами и легендами о единстве и противоборстве 4-х стихий, о бесконечности вселенной, о перерождении одного явления в другое. Орнаменты идеально вписались в архитектурный облик вестибюля «Фрунзенского» с его монументальными колоннами, уходящими в небо, и необъятными пространствами. Цветовая гамма тоже не случайна. Черный цвет – это земля, и воды, наполняющие ее, знак плодородия и благополучия. Желтый и золотой – цвет солнца и света. Идеальная картина гармонии мира.

interior_kim_01.jpg

Средства Выполнения

Авторское объемно-планировочное решение осталось неизменным:
– в анфиладе мощных каменных колонн (я сделала их еще «брутальнее», увеличив сечение);
– в высоте атриума в 5 этажей;
– в центральной трехмаршевой лестнице

Этой части архитектуры хочется уделить особое внимание. Сложилось впечатление, что ее возводили без всякого проекта, заложив в основу трехкратный запас прочности. Конструкции балок, колонн и косоуров образовали необычную вязь, как ребус, разгадка которого заняла много времени. Пространство вестибюля было реорганизовано: стены облицованы натуральным камнем индийского месторождения, орнамент на потолке симметрично отражен в гранитном орнаменте пола. Система освещения (белые ромбы из полотен натяжной ткани) как белые листы жизни, которые мы должны заполнить свершениями и добрыми деяниями. В народном творчестве семантика знаков и символов – это совокупность сакральных смыслов, магических эффектов. Многие символы являются оберегами. Душа – это сгусток положительной энергии с крыльями, то есть птица, а еще – это символ проснувшегося национального самосознания, духа разума. Потолки галерей первого этажа украшены четырьмя огромными витражами из цветного стекла, тематически и композиционно связанных – «торжество разума над стихиями»: покорение земли, воды воздуха и огня. Центром каждой композиции является роспись по стеклу с последующим обжигом, отражающей направление технического развития периода индустриализации СССР (автор И.Б.Томский).

interior_kim_02.jpg

interior_kim_08.jpg

interior_kim_06.jpg

Гипсовые декоры выполняла фирма «ОнимаСтройДекор» по разработанным мною чертежам и эскизам и под моим жестким «авторским надзором». Поставку и облицовку камнем выполняла компания ООО «Палатин». Проектирование раздела «Конструкции» было доверено «НТ Проект» Проектирование и монтаж систем вентиляции и кондиционирования доверили ООО «Арктика», были найдены технически решения, способные вписаться в созданный проект интерьера. По нормам в вестибюлях общественных помещений необходимо размещать решетки подпора воздуха на случай задымления помещения. В результате совместной работы, решетки подпора воздуха приобрели затейливую форму и нестандартный размер. Эскизы разрабатывались мною индивидуально. Выполнение доверила мастерским Мухинского училища (Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академии имени А. Л. Штиглица). Разделы ЭО ЭОС разрабатывали и монтировали ООО «Энергокомплекс». Всем проектировщикам и исполнителям огромное спасибо за бережное отношение и к объекту, и к дизайну!

Ольга Ким