Секция «Арт-дизайн». 2020

Уникальный в своей сложности и неопределённости 2020 год, принёс и немало значительных событий и профессиональных достижений команды секции «Арт-дизайн», вот некоторые из них:

Владимир Свердлов получил премию Правительства Санкт-Петербурга в области культуры и искусства за проведение персональной выставки в Музее-квартире Иосифа Бродского в доме Мурузи в мае 2019 года. Валерия Лошак стала лауреатом «Молодежной премии Санкт‑Петербурга» в номинации «Наставник молодого поколения» за деятельность благотворительного фонда «Мы рисуем». Боремир Бахарев был удостоен Почётного знака Санкт-Петербургского Союза дизайнеров «За заслуги в развитии дизайна». Валерия Лошак и Ксения Векшина стали стипендиатами Министерства культуры. 

Боремир Бахарев победил в конкурсе арт-проектов «Waterfront/Водная линия» с проектом «Составной водный объект» для набережной реки Смоленки. А также, вошел в шорт-лист II конкурса «Придумано и Сделано в России» в номинации «Промышленный дизайн – предметы интерьера и декор» с проектом «LINTU». Ирина Боброва также вошла в шорт-лист этого конкурса с проектом «BION» в номинации «Ремесленный дизайн – предметы интерьера и декор».
  
Константин фон Рибен провел персональную выставку «Нить Ариадны» в выставочном пространстве «Ленинград Центр». Ксения Векшина провела персональную выставку «Что я вижу» в Музей стекла на Елагином острове. Наталия Цветкова провела персональную выставку «Эффект Бабочки» в Музее прикладного искусства СПГХПА им. А.Л. Штиглица, а также напечатала ряд научных статей. 

Андрей Скрицкий и Анастасия Дубровская осуществили научную разработку и реализацию инклюзивной дизайн-программы «Дружелюбная среда для людей с особенностями ментального развития» в Музее изобразительных искусств Республики Карелия, г. Петрозаводск. Также Андрей и Анастасия реализовали дизайн-проект информационно-экспозиционного научно-познавательного центра «Столбы» в Национальном парке «Красноярские Столбы», г. Красноярск.

Антон Волков провел разработку и изготовление ряда арт-объектов для «Аллеи героев российского флота» в Музейно-историческом парке «Остров фортов», г. Кронштадт. 

Инна Гринчель выступила куратором и участником в авторском проекте «Непарадное. IV Балтийская Биеннале Искусства Книги». Боремир Бахарев участвовал в городском проекте «Тридцать Три Знака» с работой «Юс большой». Константин фон Рибен принял участие в городском проекте «Сквозь проспект» с работой «Клеточная делегация». Ирина Боброва приняла участие в выставке-эксперименте «Здесь могло быть ваше название» в Мастерской Аникушина с проектом «Система».


Боремир Бахарев. Объект «Юс большой»

Объект «Юс большой» реализован в материале для общегородского проекта «Тридцать Три Знака», идея которого состоит в синергии русской речи, кириллического алфавита и пространства города, который проходил в рамках программы «Музейная линия», задуманной командой Манежа с целью создания открытых культурных пространств и развития комфортной городской среды. Объект «Юс большой» был установлен перед входом в Санкт-Петербургскую Художественно-Промышленную Академию имени А.Л. Штиглица. Подробнее о проекте.

Объект «Юс большой». Автор: © Боремир Бахарев. Фото: © Александра Траубе. 2020

Объект «Юс большой». Автор: © Боремир Бахарев. Фото: © Александра Траубе. 2020
Фото: © Александра Траубе. 2020


Скрицкий Андрей, Дубровская Настя. Дизайн-проект информационно-экспозиционного «Научно-познавательного центра «Столбы»

Заказчик: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк «Красноярские Столбы», г. Красноярск, ул. Карьерная 26а 

Комплекс интерактивного оборудования является ассоциативно-образной моделью геологической структуры объектов национального парка «Столбы». Каждый из модулей связан с определенной темой и в игровой форме демонстрирует научную информацию. Интерактивный модуль «Геология» снабжен кольцами для кручения. Внутри стенда располагается объёмная модель образования гор. Прокручивая кольца посетитель слоями получает конечное изображение. В модуле «Растения» представлены наиболее интересные виды, занесённые в Красную книгу России и края. Прозрачные акриловые купола символизируют капли росы на утренних травах. Раздел «Орнитология» включает раздел «Почему птицы такие разные?», интерактивный модуль «Многоголосье Столбов» снабжен акустическим куполом. Заходя под полог леса, пользователь может нажать кнопки, расположенные рядом с изображениями птиц и послушать их пение. Акустический купол находится сверху, а стены помогают ограничивать звук в пределах комнаты. 

В ходе обучающих занятий со школьниками, посвященных разделению мусора, мы пришли к выводу, что прежде всего необходимо учить детей понимать состав упаковочного материала – это важный этап для дальнейшей корректной сортировки отходов. Первый игровой модуль раздела «Сортируй играючи» рассказывает о таких материалах как бумага и картон, на примере оригами. На стенде присутствуют объёмные бумажные и картонные модели выполненные из данных материалов. Посетитель сможет самостоятельно изготовить лисицу, используя страницу из ненужного журнала, схема представлена на стойке. Боги пластиковой долины – объёмные маски, выполнены из пластиковой упаковки. Их смешные и трудно понимаемые названия легко усваиваются в игровой форме. Насчитывается 7 видов пластика, но только 5 из них являются перерабатываемыми в России. Данные боги будут живы 1000 лет, сколько поколений детей сможет с ними познакомиться? Оттого они и боги, что почти бессмертны. 

Специально для НП «Столбы», нами было придумано уникальное название обучающей инсталляции – «Стеклофон», которая рассказывает о разделении цветного стекла, его свойствах и вторичной переработке. Аналогичные музыкальные инструменты существует, на них играют уличные музыканты и мы предлагаем нашим посетителям тоже присоединиться!

skritskiy_dubrovskaya_2020_08.jpg

skritskiy_dubrovskaya_2020_06.jpg

skritskiy_dubrovskaya_2020_02.jpg

Скрицкий Андрей, Дубровская Настя. Инклюзивная дизайн-программа «Дружелюбная среда для людей с особенностями ментального развития». 

Заказчик: Музей изобразительных искусств Республики Карелия, г. Петрозаводск, ул. Карла Маркса 8, куратор – Козловская Наталья

Дизайн-программа «Дружелюбная среда для людей с особенностями ментального развития» была разработана в 2018 году в теории, как часть диссертационного исследования Дубровской Насти и включила в себя несколько разделов: сенсо́рная комната, наполненная арт-терапевтическими модулями, специализированная система навигации, рекомендательное методическое пособие для занятий с посетителями на базе комнаты. Художественным руководителем и дизайнером выступил А.А. Скрицкий, который в паре с автором и командой специалистов, детально спроектировал, изготовил и инсталлировал сенсорную комнату и специализированную систему навигации.

Новизна разработки сенсорной комнаты в рамках дизайн-программы, заключается в полном переосмыслении всего оборудования и дизайна пространства в целом. Функции сенсорной комнаты можно охарактеризовать следующим образом: обогащение сенсорного опыта посетителя, восстановление эмоционального баланса человека, приобретение навыков общения и наработка социального опыта, в умелых руках психолога или педагога комната может стать инструментом для структурирования или вербализации ощущений, новых знаний о мире. Однако в данном случае существует еще одно очень важное дополнение. Сенсорная комната была наделена интеграционной функцией. Сама эта комната и арт-терапевтические модули выполняют роль проводника за счёт расширения сенсорного опыта в искусстве и комбинаций свойств объектов на стыке области дизайна, формы и изобразительного искусства. В некоторых модулях используются работы художников из фондовой коллекции музея, что позволяет увидеть их в ином ключе, за счёт смены масштаба, динамичной подачи, в сочетании с объёмно-пространственным решением, с возможностью наложения звуковых эффектов.

Неотъемлемой частью дизайн-программы является    специальная система навигации, которая в изображениях демонстрирует возможности и правила поведения в необычном пространстве. Каждая табличка визуализирует сообщение в виде рисованного сюжета и короткого текста, описывающего действие. Такая система помогает лучше ориентироваться в пространстве и взаимодействовать с модулями.

Дизайн-программа включает в себя еще одну очень важную составляющую – рекомендательное методическое пособие, для возможной работы с детьми на базе сенсорной комнаты. Пространство сенсорной комнаты является необычным и требует некоторых навыков введения в него, а также научения посетителей видеть и правильно пользоваться предложенным материалом.

skritskiy_dubrovskaya_2020_01.jpg

skritskiy_dubrovskaya_2020_10.jpg
В состав сенсорной комнаты вошли 11 арт-терапевтических модулей. 1. Световой портал. 2. Динамичная скульптура «Квадрат». 3. Тактильный настенный модуль «Застывшие капли». 4. Сенсорный модуль «Меховая стена». 5. Акустический цилиндр. 6. Кинетическая скульптура «Шар». 7. Игровая колонна с деревянными фигурами. 8. Мягкий настил для занятий и отдыха. 9. Игровая колонна с отверстиями и веревками. 10. Динамичная скульптура «Радужный конус». 11. Цвето-динамический графический модуль. 12. Система навигации. 13. Световой модуль «Радужный луч» (проекция, не отражена в составе сенсорной комнаты)

skritskiy_dubrovskaya_2020_13.jpg

skritskiy_dubrovskaya_2020_09.jpg


Владимир Свердлов. «Без названия»

В работе заложены многие смыслы, это дань многовековым проблемам взаимоотношений нашей страны с так называемыми партнерами. Они часто хотели разбить «стекло» нашего «окна» и плохо представляли последствия! И это главное! Эстетика проекта в духе русского авангарда, то есть – поставангард. Размеры: 210х55х55 см. Материал: дерево, капроновый шнур, сталь, акрил «Киви» прозрачный.  

sverdlov_2020.jpg
Фото: © Александра Траубе. 2020



Александра Траубе. Арт-объект из коллекции «Шамати».  

Это седьмая раковина из коллекции. Может быть использована как украшение для волос или шарфа, а также как кольцо. Работа получила «Паспорт уникального ювелирного изделия» высшей экспертной коллегии «Junwex» и ll место на конкурсе «Junwex Петербург 2020» в номинации «Ювелирный эксперимент». Годы создания: 2015-2020 гг. Материал: серебро. Выполнено в технике литья. Восковая модель создана методом ручного капельного выращивания.   

Александра Траубе. Арт-объект из коллекции «Шамати». Годы создания: 2015-2020 гг. Материал: Серебро. Выполнено в технике литья. Восковая модель создана методом ручного капельного выращивания. Александра Траубе. Арт-объект из коллекции «Шамати». Годы создания: 2015-2020 гг. Материал: Серебро. Выполнено в технике литья. Восковая модель создана методом ручного капельного выращивания.
Фото: © Александра Траубе. 2020 


Константин Рибен. Скульптура «Нейронный Пегас»

По греческой легенде дом Пегаса находится на горе Геликон, из этой горы течёт источник вдохновения для поэтов и художников, образовавшийся после удара копытом Пегаса о землю. Скульптура «Нейронный Пегас» представляет собой пластическую визуализацию мысли, связку нейронов, вспышку памяти. Постамент, на котором стоит фигура Пегаса, олицетворяет идейный поток вдохновения. Скульптура Пегаса выполнена 3D ручкой из пластика, устойчивого к UF излучениям, постамент – металлокаркас, зеркальная нержавеющая сталь, конструкция дома выполнена из полнотелого поликарбоната 10 мм, высота скульптуры – 120 см. 

riben_2020.jpg


Наталия Цветкова. Диптих «Дефанс»

I место на Международной выставке-конкурсе современного искусства «Современный авангард. Реинкарнация XXI». В настоящее время эта работа участвует в XIX Международной Биеннале «Из Лозанны в Пекин» (Музей Университета Цинхуа, Пекин).

tcvetkova_2020_01.jpg


Валерия Лошак. Арт-объект «Валенок – «Цветущий луг»

Проект предусматривает создание декоративного арт-объекта для одной из детских больниц Санкт-Петербурга. Специфика проекта обусловлена его социальной направленностью: размещение художественных работ в учреждениях, где находятся нуждающиеся в лечении или реабилитации дети, помогает их маленьким пациентам. Таким учреждениям необходимо украшение интерьера: монументальный арт-объект становится в нем источником арт-терапевтического воздействия, улучшающего психоэмоциональное состояние детей. При участии юных петербуржцев был создан Валенок «Цветущий луг». Я предполагала, что в творчестве будут участвовать маленькие пациенты, однако оказалось, что сейчас во всех детских больницах Петербурга с марта 2020 г. введен запрет на подобные  мероприятия по причине пандемии. Поэтому в создании арт-объекта на безвозмездной основе участвовали ученики моей студии и их друзья из малообеспеченных семей. Мной создана основа Валенка, а дети валяли красочное оформление. Арт-объект носит имя «Цветущий луг», символизируя красоту пейзажей нашей страны. Валенки по всему миру ассоциируются с Россией, ее традициями и невероятными просторами и через арт-объект мы зримо показываем её детям и взрослым! По низу валенка – бирюзовая речная вода, наверху – бескрайнее небо, и в центре – буйство цветов и трав, разноцветье красок!

loshak_2020_01.jpg


Ксения Векшина. Настенное панно «Северный ветер», диптих

Интерьерная композиция из стекла для загородного частного дома. Каждая часть работы состоит из пяти частей – листовых стекол, созданных в технике спекания. Имеет ярко выраженный рельеф.

vekshina_2020_01.jpg