Капительное задание

Слово «капитальный» давно ассоциируется у нас с чем-то тяжеловесным, громадным, основательным, сложным и затратным, привязанным как минимум к строительству. Мы несколько упускаем из виду одну из главнейших коннотаций слова – его «заглавность».


TROFOTO_1690_26062021.jpg

Капитулы как коллегиальный церковный совет, капитальный шрифт римской монументальной строгости и, наконец, капитель – буквально в качестве «головы» колонны. Как архаичная женщина, несущая корзину на голове, воспринимается нами цельной, красивой и сильной основой жизни, так и капитель, несущая на себе балку портика или проёма, стала для нас, петербуржцев, одним из символов связной ордерной системы, без которой немыслима Северная столица (созданная стараниями итальянцев, французов, швейцарцев и проч., принесших сюда привычки романского наследия).

Вот и капитель Боремира Бахарева, члена Секции арт-дизайна СПб СД, специалиста студии TrofotoDesign, стала ещё одной малой формой Петербурга и частью проекта «CWO (Compound Water Object) Составной Водный Объект» городского конкурса. Стоит напомнить, что этот конкурс проводился организаторами международного проекта «Waterfront/Водная линия» – Институтом исследования стрит-арта и Датским институтом культуры в Санкт-Петербурге. В нём участвовали авторы (индивидуально и группами) из Санкт-Петербурга, Ленинградской, Архангельской и Мурманской областей, Республики Карелия, а также из Дании, Исландии, Норвегии, Финляндии и Швеции. Их арт-проекты предлагались для открытых пространств Петербурга: набережных Чёрной речки, речек Ждановки, Смоленки и Пряжки, набережной на Юго-Западе у Балтийского бульвара, Приморского парка Победы и Южно-Приморского парка, парка «Сосновка» и Галерной гавани. Контекстуально это хороший приём, задающий новую сетку координат. Как стала привычной для нас лихачёвская «небесная линия», которая прочерчивает узнаваемые контуры исторического центра Петербурга, так можно настаивать и на «водной линии», в которой реки, каналы, протоки и ручьи, совмещаясь, рисуют сложную систему дельты Невы.

TROFOTO_1687_26062021.jpg

Работа Боремира Бахарева нашла себе место у набережной реки Смоленки, недалеко от Малой Невы. Существовавшая здесь основа – торчащая из воды проржавевшая швартовая труба, уже покрытая граффити, – дополнена капителью коринфского ордера. Элемент выполнен из стали с фактурой ржавого металла, что также совпадает с темой воды, причалов и... времени. Принцип комбинирования тут реализован изящно и многозначно: игра с культурными кодами превращает объект средового дизайна в нечто мифологически важное. Такие реминисценции тут уместны как нигде, поскольку капители являются неотторжимой частью сложного, строгого или кудрявого образа архитектурного Петербурга.

Проект городского «малого убранства» в своём скромном формате способен выразить какие-то неявные ценности, обычно воспринимаемые нами по умолчанию, как само собой разумеющиеся и, видимо, вечные. Вот тут-то и стоит поразмыслить над тем, что городская материя ранима: уязвима как влиянием времени, так и насилием человеческой лени, жестокости, безграмотности или алчности. Возникающие аллюзии создают некую параллельную реальность, в которой проявляется чуть ли не отголосок Атлантиды, утраченной цивилизации. Чем-то сходной с коронованной маской венецианской «царицы» в фильме Федерико Феллини «Казанова», где она всплывает (а затем тонет) в водах Гранд-канала. Призрак ушедших традиций, возможно, намекает на такую хрупкость городского пространства и связанных с ним ценностных ориентиров.

Боремир Бахарев – позитивный и небанально мыслящий проектировщик, способный буквально «из ничего» создать знаковое тело, музыкальный трепет и непринуждённую, но сложную игру. Обычно он с удовольствием и поразительной эффектностью преображает материал, форму и цвет, находя абстрагированные, но при этом очень цельные воплощения. Однако здесь он аккуратно и сдержанно вклеил «банальность» в небанальный контекст. Возникло нечто новое и яркое, со своим собственным голосом. В помощь ему выполнить весь объект в материале взялось ателье Егора Бавыкина, и в совместном творческом процессе капитель была сделана и смонтирована на опору.

Боремир Бахарев и Егор Бавыкин на презентации арт-объекта «Составной водный объект».
Боремир Бахарев и Егор Бавыкин на презентации арт-объекта «Составной водный объект».

Наслоения разных материалов, форм и смыслов – неизбежное качество развития города. Обычно это происходит так, что, например, стрит-артисты вторгаются в известную и устоявшуюся среду с её знаками привычной классической архитектуры. Нередко такое вхождение радикализма (далеко не всегда грамотного и толкового во вкусовом смысле) воспринимается исключительно как вандализм, то есть покушение и разрушение, на манер разъедающей ржи. Тут же всё произошло «от обратного»: сначала на брошенном объекте прижились граффити, а затем одинокая труба (читай, колонна) стала опорой для развития темы в сторону её «облагораживания». И здесь нельзя не упомянуть об одной существенной внезапной коллизии. Чиновный люд, прознав о проекте, спешно – буквально накануне монтажа капители – закрасил трубу, лишив её того самого очарования непридуманных субкультурных связей. Принцип «шоб чисто красиво было» тут сыграл злую шутку, убрав один из важных моментов соседства и взаимопроникновения, без чего урбанизм в принципе невозможен. Сработал однобокий и подобострастный метод исправлений: долгое время на существующее «безобразие» никто не обращает внимания, но как только указующий перст в него втыкается, так или иначе привлекая внимание, «управленцы» спешат закрасить промахи. Кстати, речи об исправлении самой среды, как правило, не идёт: косметика тут решает всё. Однако, надеемся, именно этому объекту предстоит жить долго. Может статься, граффитисты, используя вставший зимой лёд, всё-таки «восстановят» то, что и должно было быть основой для межкультурного симбиоза.

TROFOTO_1790_26062021.jpg

Любой подобный объект моментально тянет к себе архаичные привычки и банальные шаблоны взаимодействий горожанина и городского окружения. Что зачастую свидетельствует о накопленном голоде по красивой, функциональной, добрососедской и умной среде. Вот и тут зрители стали бросать монетки к капители, уже не всегда осознавая, зачем это делается: на счастье, удачу или возвращение. Напрочь забыты истоки таких жестов, связанные в прежних культурах с жертвоприношениями и задабриванием неподвластных человеку сил. Впрочем, малая плата, пусть и условная, за нечто, улучшающее жизнь, лишней не бывает. В любом случае, это знак внимания.

Если говорить о мирном, неконфликтном сосуществовании разных культур в одном городском – объектном и ментальном – пространстве, то такие проекты как нельзя лучше демонстрируют дружелюбное врастание этих слоёв друг в друга, создавая новое поле сотрудничества его обитателей и, возможно, новой любви к Санкт-Петербургу.

Текст: © Владимир Корольков. 2021
Фото: © Александр Трофимов. 2021