Кино в картинках

Иногда дизайнеру выпадает особенный опыт визуализации того, что станет потом не предметом или средой, а... рассказанной историей. Историей, полной движения и эмоций. О ремесле рисовальщика кадропланов для кинофильмов (storyboards), об этой скрытой от глаз зрителей части кинопроцесса расскажет Владимир Корольков, член секции «Графический дизайн» Санкт-Петербургского Союза дизайнеров.


Cinema_Izo_05.jpg

Когда мы смотрим фильм – любой фильм, – для нас важна история. Главное, чтобы она была рассказана убедительно, захватывающе и проникновенно. Фильм может быть динамичным или раздумчивым, пафосным или филигранно-ироничным, гомерически смешным или ужасающим до холодного пота. Важно, чтобы он нас захватил. И при его просмотре мы обычно не думаем о том, как именно это сделано. Потому что если думаем, то, значит, фильм попросту не зацепил, не погрузил в свою атмосферу. Но, с другой стороны, иногда интересно заглянуть именно за кулисы, что называется, в кухню процессов. Узнать, кто и как готовит этот сложный продукт, в котором на разных этапах участвует так много разнообразных профессионалов, иногда очень узкой специализации.

Cinema_Izo_04.jpg

Любой сценарий нуждается в визуализации задолго до начала работы на съёмочной площадке. Это помогает не только выстроить собственно сюжетную линию и нюансы её проявления, но и чисто технологические, производственные и логистические операции. И режиссёру, и оператору, и художнику, и продюсеру, и многим другим участникам кинопроизводства необходимо представить себе, как будет выглядеть продукт и что для этого надо сделать: сцена за сценой, кадр за кадром, день за днём. Последовательность вспомогательных рисунков – это не просто поточное иллюстрирование, а проявление специфических навыков и совмещения разных умений, важных именно для кино: рисовальщика, режиссёра, светотехника, рассказчика, монтажёра, т.е, дизайнера в широком смысле слова. Кадроплан (storyboard) или раскадровка, как это называют проще, создаётся для того, чтобы запланировать все тонкости кинопроцессов: от эмоции (например, крупный план персонажа) до технологии (скажем, кинокамера на вертолёте), от костюмов до декораций (пусть и виртуальных), от постановки света до привнесённых эффектов. При этом загодя учитывается и предваряется весь последующий монтаж. То есть, всё, что можно и нужно предусмотреть, создаётся в таком предварительном «фильме», скорее похожем на комикс без текстов.

Cinema_Anons_02.jpg

Конечно, кадроплан – это всего лишь техническое рисование, воплощение чьих-то замыслов, не твоих собственных творческих порывов и озарений. Ведь тут важно максимально точно соответствовать ожиданиям творческой киногруппы, формирующей задание. Но иногда полезно и опережать их: зачастую не обойтись без инициативы, потому что рисовальщик может (и порой должен) предлагать свой собственный взгляд. К тому же визуализация позволяет загодя увидеть потенциальные ошибки в кадре или планировании дела. В таком случае взгляд со стороны бывает полезным. Опыт такой углублённой работы позволял мне «дизайнировать» достаточно тонкие вещи. Доводилось, например, намечая последовательность кадров, запланировать расстановку кинокамер и света для сложной сцены в компактном пространстве. Это было в зале-шкатулке чудесного театра Юсуповского дворца на Мойке. Именно последовательность «точек зрения» становится фактическим руководством к размещению оборудования в стеснённых условиях.

Cinema_Izo_02.jpg

При кажущейся простоте таких рисунков они решают возложенные на них основные задачи: компоновки кадра, движения в нём, ракурса, эмоции, света, акцента и проч. Как смеялся однажды, просмотрев очередные рисунки к фильму, петербургский оператор, с которым я работал: «Ну, вот, уже и свет расставлен». Фильм – это всегда история одновременно разных рассказчиков. Даже рисовальщик кадропланов – один из них. То, как художник увидит сцену (даже при детальном описании режиссёром и художником-постановщиком), может повлиять на её реализацию. Я участвовал в производстве разных рекламных роликов, игровых и документальных телевизионных фильмов: в качестве создателя начальных титров, иллюстратора, аниматора и, наконец, рисовальщика тех самых кадропланов, без которых фильм не начнётся. Комедии, исторические полотна, биографические ленты, боевики, детективы – всё это разная ритмика и разные подходы. Понятно, что для сложной и опасной среды – например, для сцен под водой в истории про подводников – всё должно быть отмеряно семь раз. Именно поэтому серией рисунков задаётся смена ракурсов (а, стало быть, кинокамер), драматичная игра света (а, значит, подготовка партитуры его работы), чередование планов и т.п. Особым вниманием при подготовке съёмочного процесса окружены сцены «экшен», где важно учесть массу элементов: и движение техники, и монтажную динамику, и съёмочные планы, и применяемое оборудование, и спецэффекты, и работу каскадёров. В таких случаях эмоциональность сцены, её динамичность, стремительная активность задаются не только и не столько физическим движением, сколько, прежде всего, сменой планов, ракурсов и крупностей. Именно это отрисовывается в кадропланах.

Cinema_Izo_06.jpg

Обычная технология тривиальных раскадровок – это чёрно-белая графика маркерами, в меру условная, однако достаточная для задания важных параметров. Но для монохромных иллюстраций к анимированным титрам одного сериала о судебной реформе в Российской империи девятнадцатого века я использовал мягкий графит и тонированную бумагу для пастели. Основой для такой иллюстративной работы стали фотографии того времени, живописные и графические произведения (например, Ильи Репина), и, разумеется, детальные обсуждения сцен с режиссёром фильма, художником-постановщиком, оператором, продюсером. Сам развёрнутый кадроплан для ключевых сцен этой двенадцатисерийной картины в итоге составлял около одной тысячи двухсот рисунков. Отдельным забавным моментом было то, что я принял участие в самих съёмках, изобразивши в эпизодическом кадре не кого-нибудь, а судебного рисовальщика – в манерных бакенбардах да пенсне – т.е. газетного иллюстратора, который зарисовывает в зале заседания события судебного производства. Между прочим, такая практика – именно рисования, а не фотосъёмки в суде – сохраняется в американской репортажной традиции и доныне.

Cinema_Izo_03.jpg

Напоследок, отвлекаясь от потаённой, но достаточно стандартной технологии создания кино, хочу пожелать вам: смотрите фильмы, получайте удовольствие и... не думайте о том, как это сделано. Но, возможно, вам будет интересно узнать и что-то ещё из необычного. Для этого приглашаю вас на свой ютуб-канал. В данном случае, это пересказ именно опыта рисовальщика кадропланов.

© Текст и иллюстрации: Владимир Корольков. 2020