Экология визуальных коммуникаций Петербурга

Представляем проекты членов Санкт-Петербургского Союза дизайнеров, стипендиатов Министерства культуры за 2017 год.


Отчет стипендиата Государственной стипендии в области литературы и искусства за 2017 год
line.jpg 
Тема: «Экология визуальных коммуникаций Санкт-Петербурга».
Автор: Рябинина-Задерновская Варвара Евгеньевна

ryabinina_portrait.jpg

Идея ввести в обиход понятие «графическая экология» пришла мне во время написания кандидатской. Я задумалась над тем, что в последнее время мы очень много говорим об экологии окружающей среды, подразумевая под этим ее загрязнение разным материальным мусором.

Согласно определению, мусор — это отходы человеческой деятельности. Этот термин применяется ко всем бесполезным, непригодным для дальнейшего использования, побочным продуктам, возникающим в процессе или в результате деятельности человека. Мы живём, покупаем, потребляем и в результате этих действий производим огромное количество отходов.

Многие природоохранные организации уже давно бьют тревогу. И призывают людей обратить внимание на то, что экологический кризис, связанный с производством мусора, уже наступил. Они предлагают задуматься над тем, какое беспрецедентное давление мы оказываем на нашу планету. Потребление и количество отходов увеличивается, и в настоящее время человечество потребляет уже на 50% больше того, что может быть восполнено биосферой.

Неудивительно, что эта проблема находит отражение и в большом количестве плакатов...

1.jpg

… и в различных социальных трансформирующих проектах, таких, например, как проект фотографа Грегга Сегала 7 дней мусора.

2.jpg


Серия фотографий американского фотографа Грегга Сегала, на которой он запечатлел людей, буквально, купающимися в мусоре, который они, по его просьбе, не выкидывали в течение недели.

Или эксперимент Роба Гринфилда Trash me.

3.jpg

Экоактивист Роб Гринфилд осенью 2016 года целый месяц проходил в костюме с огромными карманами, куда складывал весь свой мусор, с целью на личном примере показать окружающим, какое количество отходов производит человек.

Результатом разумного подхода к потреблению является появление таких концепций, как, например, Zero Waste Home.

4.jpg

Француженка Би Джонсон живет в Америке и является автором известного блога, бестселлера, а также множества лекций, посвященных безотходной жизни. На фото – баночка со всем мусором, который она вместе с мужем и двумя детьми произвела за год. Ну и, собственно, её дом –чистый, светлый и... минималистичный.

Не только отдельные люди, но и целые города переходят на безотходное потребление. В японском городе Камикатсу (Kamikatsu) еще в 2003 году приняли экологическую городскую программу, согласно которой сортировка всего мусора производится по 34 позициям.

5.jpg
Источник
Загрязнение окружающей среды становится источником для большого количества различных городских социальных активностей.

6.jpg

Чистые Игры –командные соревнования по сбору и сортировке мусора.
Фудшеринг – проект по спасению нормальной, съедобной еды, которую закон предписывает выбрасывать.
Движение Раздельный сбор – группа активистов и волонтеров, выступающих за развитие в России системы цивилизованного обращения с отходами.

Более того, само понятие экологичность, становится все более и более популярным. Все больше и больше обычных людей озабочены утилизацией отходов и минимизацией экологического следа. По сути, все это грани одного явления — кризиса перепотребления. По словам Д. Бермана, автора книги «Do good design. Как дизайнеры могут изменить мир»,
«мы во власти неконтролируемого безумия, подстегиваемого быстрой эволюцией изощренности, психологии, скорости и доступности визуальных средств обмана, специально разработанных с целью убедить нас в том, что нам «совершенно необходимо» больше вещей, чем у нас имеется».

Естественно дизайнеры так же откликаются на происходящие в обществе явления. В результате проникновения экологических ценностей в нашу жизнь происходит экологизация различных профессиональных областей, и графического дизайна в том числе. Действительно, большинство носителей графического дизайна имеют материальный носитель. А раз это так, то этот носитель рано или поздно окажется в мусорной корзине. Поэтому экологичный графический дизайн зачастую рассматривается как работа с материалом, т. е. использование экологически безопасных материалов и технологий

Но окружающая среда — это не только материя. Мы живем в информационном мире, информации становится слишком много, и большая ее часть поступает через зрение. И визуальное загрязнение ничуть не менее опасно, чем материальное. Потребность в визуальной чистоте становится практически осязаемой. Все больше людей стараются очистить свое личное визуальное пространство от лишней информации. Все больше появляется статей о графическом покое и визуальной тишине.

То же самое происходит на городском уровне. Я уже писала про то, что в 2007 году бразильский город Сан Пауло первым в мире инициировал отмену щитовой рекламы. А в 2014 году власти французского города Гренобль не только первыми в Европе запретили всю коммерческую уличную рекламу, но и приняли решение на месте билбордов высадить деревья. Подобные инициативы поддерживаются сегодня во многих городах мира.

7.jpg
Источник
Визуальная среда любого современного города представлена огромным объемом графической информации, которая поступает через каналы визуальной коммуникации — различные знаки, символы, системы кодирования информации и прочее. При этом они не только замусоривают окружающую визуальную среду, но и являются своевременными и актуальными маркерами эпохи, оказывая значительное влияние на ощущение места и времени.

Конечно, визуальная среда города формируется совокупностью природного, архитектурного и графического ландшафтов, и Санкт-Петербург в этом отношении город уникальный. Его визуальная среда формируется, в первую очередь, сочетанием характерного «плоского», горизонтального ландшафта: вода, небо, бесконечная перспектива акватории Невы, и не менее характерной архитектурной застройки.

8.jpg

При этом мы также постоянно вращаемся в информационной сфере, которая является неотъемлемой частью нашей жизни. Ее влияние на человека становится сильнее с каждым днем. В современном городе, и Петербург не является исключением, носители визуальной информации повсюду сопровождают человека. Это и реклама, и знаки дорожного движения, и информационные вывески, и многое другое.

9.jpg

И чем больше информации, а ее количество стремительно растет, тем больше носителей визуальной информации, тем сильнее их воздействие на человека. Соответственно, все сильнее влияние средств их проектирования. В связи с этим возрастает роль графических средств передачи информации, и, в частности, графического дизайна, как профессиональной деятельности, направленной на проектирование визуальной среды современного города.

То есть визуальная среда Санкт-Петербурга представляется мне как луковица: сердцевина – это природный ландшафт, как неизменная данность, определяющая визуальный характер города. Следующий слой – архитектура, она, в силу своей долговечности, формирует основной характер визуального восприятия. И последний слой – информационно-графический, самый недолговечный, изменчивый, но при этом формирующий характер восприятия современности. Относительная молодость Санкт-Петербурга как города позволяет восстановить по фотографиям влияние средств графической информации на восприятие архитектурных сооружений.

Приведу в пример здание универмага Пассаж на Невском проспекте в Санкт-Петербурге. На сохранившихся фотографиях хорошо видно, как менялся облик здания в зависимости от его графического оформления в различные исторические эпохи. Очевидно влияние графической информации на восприятие архитектурного объекта как элемента городской среды, которое формируется посредством типографического своеобразия и пластической организации графического пространства.

10.jpg

Несмотря на то, что графическая среда Санкт-Петербурга очень разнообразна и значительно меняется в зависимости от времени и пространства. Обобщив, можно выделить ее основные составляющие, к которым относятся:
– наружная реклама (вывески, плакаты, видео-реклама, реклама на транспорте и т.д.);
– городская навигация (указатели, карты, схемы и т.д.);
– стрит-арт (граффити, современное искусство);
– праздничное оформление улиц (инсталляции, плакаты и т.д.).

Все эти неотъемлемые части графической среды города и формируют графическую экологию, определяют особенности взаимодействия человека с окружающим графическим пространством. А то, как выглядит и как функционирует графическая среда касается каждого, кто занимается графическим дизайном. Это наша ответственность перед городом, перед его жителями и гостями и перед самим собой.