Проект «Зеленый перстень Петербурга»

В Комитете по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга подвели итоги конкурса на разработку концепции благоустройства территории Александровского парка.

Первое место получил проект «Зеленый перстень Петербурга», созданный авторским коллективом Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета под руководством Светланы Даниловой и Александра Дёмина (доцентов кафедры «Дизайн архитектурной среды» СПбГАСУ, членов Санкт-Петербургского Союза дизайнеров).

Концепцию благоустройства территории Александровского парка представляет Светлана Данилова

Александровский парк – один из первых публичных парков Санкт-Петербурга. Перед участниками конкурса стояла задача сделать его современным многофункциональным пространством и решить проблему автомобильной парковки. Авторы «Зеленого перстня» предложили сделать Александровский парк центральным звеном пешеходного маршрута от крейсера «Аврора» до Крестовского острова, на пути которого предусмотрено 17 остановок с сезонными кинопередвижками для показа исторических фильмов. Также на территории парка предполагаются велодорожки, пешеходные зоны и даже сад-огород. Проезд для автомобилей планируется полностью закрыть. На улице Яблочкова – от метро «Спортивная» до Александровского парка – проектировщики предлагают расширить тротуары, создав зону отдыха с кафе и ресторанами.

project_green_ring_01.jpg

Cоздание комфортной и интересной среды как для жителей, так и для гостей, преемственность в развитии функциональной организации и планировочной структуры парка а также экологическая и инженерно-техническая безопасность – это основные принципы представленной концепции «Зелёный перстень Санкт-Петербурга».

Были решены задачи по созданию единой парковой среды, доступной для пешеходов, организации общедоступности всех территорий парка и объектов культурного наследия, обеспечению пешеходной доступности объектов культурного наследия и объектов общественно-делового назначения, архитектурно-планировочной организации выхода к водным акваториям Кронверкского пролива и Невы, организации визуальных коридоров для восприятия шпиля Петропавловского собора, организации парковок автотранспорта в пешеходной доступности от парка и парковок автотранспорта на территории парка для инвалидов, формирования непрерывной системы пешеходных коммуникаций на территории парка и организации велосипедных дорожек по территории парка и на прилегающих территориях.

project_green_ring_02.jpg

Функциональное зонирование с учетом градостроительных особенностей территории с выделением рекреационной зоны, зоны торговли и общественного питания, зоны культурно-массовых мероприятий, развитие экспозиционных и спортивно-игровых пространств, приведение к единому архитектурному облику объектов на территории парка  в первую очередь, объектов общественного питания, пунктов полиции, раскрытие потенциала примыкающих к парку образовательных и культурных пространств, путем создания культурного кластера под открытым небом через интеграцию в историческую среду  взаимосвязанных общедоступных тематических пространств  (туристических историко-познавательных маршрутов, арт-объектов, площадок открытого показа кинофильмов и кинореконструкций), включение объектов и акцентов из легких сборно-разборных конструкций, соответствующих «памяти места» и выполненных по историческим фотографиям и чертежам (входные ворота, паровоз и железная дорога), а также информационных объектов и стендов, позволяет внести ноту традиционной эстетики эпохи эклектики и модерна в формировании образа парка – такие задачи стояли перед разработчиками.

Проектные решения

Проектом предусматривается перекрытие сквозного транспортного движения через парк. Сохраняется только возможность подъезда к существующим зданиям и сооружениям в парке для их обслуживания и предотвращения чрезвычайных ситуаций.

parking.jpg

Для решения проблемы парковки автомобилей посетителей парка и обслуживающего персонала предприятий и заведений, расположенных в парке, предусматривается 4 автомобильные парковки. 

parking avtomat.jpg

Две из них расположены за границами парка как объекта культурного наследия, и две – в границах парка. Первые две – это автоматизированная парковка по ул. Блохина, устроенная путем реконструкции существующего жилого дома по адресу с сохранением фасадов и проведением внутренней перепланировки, и полузаглубленная парковка на Сытном рынке на месте сносимых временных торговых павильонов. Кровля этой парковки – эксплуатируемая, используется, в том числе и для проведения гастрономических фестивалей. Это будет оживлять и сам рынок. Сытнинскую улицу, связывающую рынок и парк, предлагается преобразовать в пешеходную, с возможностью проезда спецтранспорта.

Вторые две парковки – это парковка у здания «Мюзик-холла» с въездом с Саблинской улицы и подземный паркинг на месте сносимых АЗС «ПТК» и ресторана «Паруса». Кровля подземного паркинга используется для устройства открытого амфитеатра, используемого для отдыха и наблюдения окружающего городского ландшафта и просмотра аудиовизуальных представлений на больших экранах и светомузыкальных шоу.

4 (1).jpg

Устройство велодорожек в представленном проекте привязано к системе велодорожек, предусмотренной Комитетом по развитию транспортной инфраструктуры Администрации Санкт-Петербурга.

Александровский парк предусматривается включить в систему пешеходного маршрута от крейсера «Аврора» до Крестовского острова. По пути следования в ключевых точках маршрута устраиваются сезонные площадки открытого показа и исторических кино-реконструкций. Важной составляющей этой идеи является преобразование улицы Яблочкова – от метро «Спортивная» до парка – уширяется тротуарная часть с интеграцией озеленения, террас кафе и мест для отдыха.

1_vid.jpg

Пешеходная связность парка с окружающими территориями, расширение прогулочной зоны, повышение доступности культурно-исторических достопримечательностей, в т.ч. и Артиллерийского музея, обеспечивается пробивкой пешеходного направления вдоль Кронверкского протока и устройство военного моста (который будет являться частью экспозиции музея) для попадания на территорию музея. Также предусматривается пешеходные направления вдоль канала в виде понтонных конструкций и помостов из террасной доски на временных металлических винтовых опорах.

axo_gorkovskaya.jpg

У входа в метро организуется специальная зона отдыха и ожидания, с возможностью установки павильонов и туалетов на исторических местах расположения. Для павильонов предусмотрены различные варианты архитектурного решения. В зоне, прилегающей к станции метрополитена, предлагается расширение зоны мощения с устройством компенсационного озеленения в виде посадок деревьев с использованием газонных решеток для предотвращения вытаптывания газонов и повышения комфорта передвижения пешеходов. Планируется разноуровневая подсветка территории: встраиваемые в мощение светильники, опоры освещения, подсветка фасадов зданий, подсветка деревьев, 3D-мэппинг – для создания сценарного прочтения среды с уникальными световыми образами. Особое внимание уделяется подсветке канала – с уникальной передовой технологии засветки водной поверхности.

axo_kronverk.jpg

axo_naber.jpg

axo_rynok.jpg

naberezhnaya_nochmal small.jpg

В целом, организуется пешеходный подход к двум важнейшим видовым точкам центра Санкт-Петербурга – западней и восточней Петропавловской крепости, что завершает «Зелёный перстень Санкт-Петербурга», а новые пешеходные направления, связывающие Александровский парк с окружением, включает парк в ожерелье Санкт-Петербургских архитектурных сокровищ.