Один вечер лета

23 июня, в Екатерининском парке Царского села прошло традиционное театрализованное дефиле проекта «Ассоциации». Участники десятого, юбилейного показа: Татьяна Парфенова, Лилия Киселенко, Стас Лопаткин, Янис Чамалиди, Леонид Алексеев. Каждый автор представил свою коллекцию на тему в определенный исторический период.


Лилия Киселенко. Фото: © Александр Трофимов

Героиня нашего репортажа этого года – Лилия Киселенко, член секции «Дизайн моды» Санкт-Петербургского Союза дизайнеров участник проекта «Ассоциации» с 2009 года. Благодарим директора модного дома Лилии Киселенко, Ирину Селюту за подробный рассказ о событии. 

В этом году мы показали небольшой фрагмент первого балета, поставленного в Санкт-Петербурге. Балет был поставлен на музыку композитора Румана, который был предоставлен шведским двором русскому двору для сочинительства. Весь балет длился четыре часа, назывался: «Cоюз ветров и морей». Хореография была, конечно, другая, в барочной хореографии не было стремительных полетов, а в основном движения рук и ног. После постановки этого балета и было решено учредить академию балета в России, которую мы теперь знаем как академию Вагановой. Руководитель ансамбля Екатерины Великой, Андрей Решетин инициировал постановку балета в рамках барочного фестиваля «Early Music». Мы сделали костюмы и решили показать компиляцию из небольших номеров на «Ассоциациях». Хореографию для постановки балета изучал и разработал Клаус Абрамайт. Она вся построена на гротеске, что поддерживают и дизайнерские решения костюмов.

TROFOTO_5017_23062018.jpg

В постановке отражены, в том числе и традиции светских праздников, которые Петр I ввёл в жизнь России по примеру Европы. Он был большим модником, часто и сам диктовал моду. Мы решили напомнить тот факт, что Петр не любил парики, хотя они были неотъемлемой деталью костюма того времени. В связи с этим, вышли из моды воротники, но Петр I продолжал их носить, за что в Европе его называли дикарём. Для тех, кто интересуется историей костюма есть что почерпнуть в таких решения коллекции. Мне кажется, что нам удалось раскрыть так же и морскую тему включением широких брюк и юбок, комбинезонов с большими капюшонами, как у лоцманов. Костюмы такие, что девушки могут ходить в них просто по улице, стилизовав характерные атрибуты как аксессуары. Задача проекта – не повторить исторические костюмы доподлинно, а вычленить элементы, которые могут быть актуальны для современной моды. Познакомить через этот прием современников с традициями. Например, оборванные, облегченные полы камзолов сегодня дают свободу движения, а ведь в прошлом это были довольно громоздкие сооружения и шились для использования десятилетиями, и порой, не одним поколением.

TROFOTO_5070_23062018.jpg

Творчество Лилии основано на азиатской ментальности в отношении к костюму. Европейский костюм больше рассчитан на статику, как манекен в витрине, повторяя контуры тела, а азиатский – на красоту движения человека. И эти приоритеты Лилия смогла ярко выразить в данной коллекции, такими приемами, как свободный крой, оборванные края, длинные ленты, которые дают легкость, полетность. Времена изменились, все определяет скорость – скорость передвижения, скорость принятия решения, скорость генерирования новых идей. Комфортность костюма должна соответствовать новым ритмам и условиям жизни. В мужских костюмах мы сделали длинные ленты на рукавах – намек на длинные рукава боярских платьев. Петр укоротил России бороды, рукава, полы одежды, придав ей движение и стремительность развития.

TROFOTO_5114_23062018.jpg

С одной стороны, Виктор Крамер (режиссер 2009 – 2013 и 2016 – 2018 гг.) и его команда обладают колоссальным опытом проведения шоу на пленэре, но с другой стороны, есть риск профессионального выгорания, поэтому смена режиссеров необходима проекту, нужен новый взгляд, новый ракурс на возможности площадки. И ходе подготовки, мы встречаемся с разными режиссерами: 2010 г. – «Военный мундир», 2011 г. – «Барокко», 2012 г. – «Античность», 2013 г. – «Посольские дары», 2014 г. – «Англомания» (Василий Бархатов), 2015 г. – «Китайский каприз» (Игорь Коняев), 2016 г. – «Русский стиль», 2017 г. – «Готика».

TROFOTO_5155_23062018.jpg

Проект «Ассоциации», безусловно, царский подарок ведущим дизайнерам Санкт-Петербурга от руководства и сотрудников Царскосельского Дворца. Обсуждение темы следующего проекта, выбор места для представления, знакомство с фондами костюма, встречи с коллегами и сотрудниками музея, подготовка к показу на площадке – все это происходит в такой вдохновенной атмосфере, с таким погружением в исторический слой, что у многих участников проекта сезонные коллекции рождаются под сильным влиянием идей, возникших во время работы с «Ассоциациями». И, конечно, совершенно незабываемым становится заключительный аккорд этого уникального события – гала показ всех участников в Золотом зале дворца с последующим фуршетом на Камероновой галерее под пение птиц и сверчков в опустевшем засыпающем парке, напоенном стойким ароматом цветов Фрейлинского сада.

TROFOTO_5325_23062018.jpg

В начале каждого года происходит первая встреча всех участников и Ольга Владиславовна Таратынова, директор музея, рассказывает о знаменательных событиях этого года или юбилеях, связанных с музеем, предлагает темы грядущего проекта. В ходе обсуждения рождается название и выбор площадки на территории парка. Парк огромный и абсолютно прекрасный, поэтому никогда не возникают ситуации конкуренции, гораздо важнее, как можно скорее определиться с местом показа, чтобы успеть все подготовить. Никогда не слышала про события подобные «Ассоциациям» в мировой практике, в котором принимают участие дизайнеры, хотя мы достаточно осведомлены о неделях моды и выставках костюма, которые проходят по всему миру. Конечно, многие дизайнеры создают костюмы для театра, но это все-таки сольный выход, а в «Ассоциациях» есть возможность познакомиться с интерпретациями истории сразу нескольких творцов. Самое сложное и неподдающееся контролю – это погода, это то, о чем мы всегда думаем и волнуемся, не поведёт ли она нас и зрителей. Только лето 2013 года обрушилось проливным дождём и грозой во время третьего повтора, все шоу повторятся три раза, чтобы зрители успели все посмотреть. Но эта гроза тоже стала шоу, достойным участия и просмотра. Все остальные года погода в этот день была прекрасная.

С одной стороны, есть желание развить этот проект в неделю моды haute couture (мысль Татьяны Парфеновой). С другой стороны, своим названием проект задал широкий спектр развития и по тематике, и по аудитории. Мы живем в пятимиллионном городе, который посещают сотни тысяч туристов ежедневно. Проект мог бы быть не однодневным, сочетать в себе концертные номера живой музыки в зависимости от тематики. Можно расширить круг участников, привлечь новое поколение. Можно дать возможность ведущим рестораторам города угощать публику блюдами и яствами соответствующей теме эпохи для максимального погружения в исторический пласт.

Театрализованное дефиле проекта «Ассоциации» в Царском селе. Фото: © Александр Трофимов

2 июня 2018 года в Зубовском корпусе Екатерининского дворца открылась выставка, где показана история этого проекта в Царском селе. Мы восстановили костюмы из коллекций прошлых лет. В дар музею передана коллекция 2015 года «Китайский каприз». Нам самим очень интересно оглянуться назад, увидеть тот путь, который мы прошли вместе с коллегами и сотрудниками музея. Царскосельский Дворец обладает огромной коллекцией придворного костюма, военного мундира. Музей хранит костюмы императорской семьи, включая нижнее белье. Многие из этих костюмов достойны прямого копирования для использования в современной жизни. Например, куртка для охоты Николая II – твидовый пиджак с английским воротником, множеством накладных карманов с клапанами, пропорции, крой абсолютно актуальны, а ведь сто лет прошло. Хорошим мастером создан. Реставраторы музея восстановили его утраченные фрагменты безупречно. Надо сказать, что хранение костюма – одно из самых сложных в музейном деле. Костюм разрушается даже просто от света. Ему, как и человеку, нужен «отдых». Поработал на манекене на выставке, а затем необходимо «полежать» в запасниках в темноте при строго определенных температурах и влажности. Многие из них вообще не доступны зрителям из-за плачевного состояния.

Поэтому, спешите видеть! Как только открывается выставка костюма – сразу туда! В нашей стране выставка костюма – редкое событие. Неизвестно, когда в следующий раз представят тот или иной экспонат, те бесценные крупицы истории из жизни людей, достижениями которых мы безотчетно продолжаем пользоваться.

Ирина Селюта
Директор модного дома Лилии Киселенко,
член секции «Дизайн моды» Санкт-Петербургского Союза дизайнеров.

Фото: © Александр Трофимов. 2018