Звёздное здоровье

«Давным-давно, в далёкой галактике»… Впрочем, зачем далеко ходить? Это происходит в нашей Галактике, в нашей Солнечной системе, на планете Земля, прямо в Петербурге. Оптимистичная компания, взяв резвый старт, начала подъём, уверенно отстрелив уже первые ступени. «Полёт нормальный». Речь идёт о таком непростом продукте, как женская одежда. И не просто женская, а повседневная одежда – комфортная «вторая кожа» для работы. И вот тут-то интересно посмотреть, как возник образ марки и его графическое воплощение. Мы рассказываем о работе студии Александра Трофимова Trofotodesign над системой идентификации марки BELKA. С Натальей Полуниной и Александром беседовали Владимир Корольков и Александра Траубе.


TROFOTO_3977_01062018.jpg
Александр Трофимов и Наталья Полунина в шоу-руме BELKA. Фото: © Владимир Корольков. 2018 
Давным-давно, а именно 58 лет тому назад, собака Белка в паре с подружкой Стрелкой провела сутки в ближнем космосе. Это была короткая, но насыщенная рабочая экспедиция. И вернулись собачки благополучно. Мало кто помнит, какими «мимимишными», как сейчас сказали бы, были эти общительные живые символы первых отечественных попыток пилотируемой космонавтики. Своим преданным служением они обозначали одну из высот необыкновенных достижений своего времени. А сейчас слово «Белка» обросло какими-то иными коннотациями и может рождать самые неожиданные ассоциации. Да и разработчик знака и логотипа BELKA признался, что для него на начало работы с маркой это имя было прежде всего… конфетами («Наташины ассоциации для меня тогда не были очевидны»). Но для Натальи Полуниной, владелицы марки и её модельера-вдохновителя, Белка – именно собачка-космонавт – это романтизм преодоления, грандиозные цели и неуклонное следование выбранному пути, это высокая планка желаний и столь же высокая мотивация в их достижении.

Деловая женщина – это вовсе не «белка в колесе». Напротив! Это осознанный романтизм и воодушевление, когда к мечте ведут реальные усилия, порой, конечно, на грани героизма – те самые ежедневные победы и новые оптимистичные планы, из которых ткётся полотно нашей жизни. Это отчасти иллюстрируется и местом, где происходит разговор с Натальей и разработчиком марочной идентификации Александром – конструкторское бюро BELKA со своим show-room теперь расположилось в пространстве Artplay, которое собирает разнообразных творцов в сообщество дизайнеров-производителей.

Имя марки возникло вспышкой. Как говорит Наталья, она воспользовалась услугами компании из тех, что продают уже готовые названия. Она просто увидела, что, наконец-то, нашлось, совпало – это оно! «Полностью соответствует моим ощущениям». То есть к Александру уже пришло имя с вполне определённой аурой образов.

belka_logo.jpg

Владимир: Какие были опасности?

Александр: Опасность… Мне казалось, что это есть вообще везде. Но это было не так. (Действительно, удивительно, что имя было чистым в смысле патентной защиты и «незамусоленности» – В.)

Наталья: Чуть раньше я ездила в Париж на выставку тканей. Я представляюсь как BELKA и рассказываю про русский космос. И это круто, потому что все слышали – «Белка-Стрелка».

Владимир: А ваши покупатели это считывают?

Наталья: Мы рассказываем им об этом.

Владимир: Насколько важно сохранять некий флёр [романтики]?

Наталья: Для меня важно. Мы всё время пытаемся это донести, в том числе и через логотип.

Александр: По сути, все коллекции были связаны с этими словами: космос, 60-ые, рок-н-ролл…

Итак, имя уже было. Было даже первое его написание (но к этому мы не станем возвращаться). Оставалось из этих атомов создать новую молекулу знака. Кстати, невозможно не отметить, что и сами проекты возникают порой из случайных атомов и притяжений: Наталья встретила Александра, с которым вообще-то уже была знакома, именно на территории Artplay на открытии «Недели дизайна» год тому назад. Слов за слово – и невозможно было не сказать о поиске образа. В итоге получился знак, в котором зашифрованы, да и то не глубоким ребусом, а вполне читабельно и остроумно, символьность первого ракетоплавания и простой образ английской булавки (ну, и немного винила – куда ж без музыки тогдашних преобразований?!). Но именно спутник-булавка соединяет в себе высокую мечту и тривиальный инструмент для её достижения. Изящно и доходчиво. Абрисы спутника (того самого вошедшего в лексикон других языков Sputnik) и этой очаровательной булавки искались не сами по себе, а в прямой связи с воспроизводимостью разными масштабами и материалами. Например, жаккардовая вышивка для служебной бирки на одежду сохраняет её пропорции без потерь. А навесной картонный ярлык, «отбитый» чёрной плашкой, держит образ в деловитой строгости, где соседство простого символа и цветной модели одежды создаёт необходимую имиджевую пару респектабельности и свободы. Простая монохромность символики означает сдержанность и самодостаточность. Но одновременно и не навязывает излишних «якорей», которые могли бы тормозить развитие визуальной части марки. Выверенная строгость и простые правила игры, собственно, как и самый принцип формирования силуэтов одежды, сообщают о самоуважении, рачительности, дозированном эгоизме и продуманной вежливости по отношению к клиенту.

TROFOTO_8732_24022018.jpg

Начав с каталога – ещё до разработки знака, – Александр постепенно вышел на комплексное обслуживание марки. Элемент за элементом стала складываться система взаимодействия с потребителем. Так возникла и затея с открытками. Форматы самопрезентации марки менялись в зависимости от образов очередной коллекции.

Наталья: Мы все коллекции сопровождаем выпуском открыток. Первая была иллюстрирована в стилистике 60-ых. Девушки в шлемах – чистая романтика, которая была связана с космосом. В рок-н-ролльной коллекции каждая вещь была посвящена конкретной [музыкальной] композиции. Сейчас у нас авангард 20-30-ых.

TROFOTO_2765_15052018.jpg

Образ деловитых и оптимистичных преобразований, пропитанный верой в неизбежный прогресс, аккумулирован в портретах «рабочей девчонки». Тогда, почти сто лет тому назад, новый человек и его устремления стали «музой» и темой воспевания для многих художников. Теперь закольцованность образов и их буквальное микширование рождают почти музыкальные рефрены. Способность к переменам и энергия созидания лепят нового реформатора, даже если это касается лишь узкой сферы профессиональных интересов современной женщины. На вопрос о том, складывается ли уже «музей марки», Наталья смеётся: «Открыток нет, мы все роздали».

TROFOTO_3994_01062018.jpg

Александр не умеет себя хвалить, но видно, что работой он доволен. Тем более что она ещё находится в движении, в развитии. И созданные секторы брендбука, как стандартного руководства корпоративной идентификации, вовсе не означают цементирования нормативов. Концепция продукта развивается и способна абсорбировать оперативные нужды молодой марки и непростого локального рынка, на который она ориентирована. Всякие ожидаемые «украшения», вроде фирменных паттернов, пройдя неизбежную стадию сомнений, убраны. Чтобы, с одной стороны, не упрощать образную систему ненужным декоративизмом, с другой – как раз достичь звонкой простоты, когда одного звучного имени достаточно для ясной самопрезентации.

Владимир: По поводу цветности, кто задавал чёрный?

Александр: Он задавался, скорее, коллекцией  Painted Black. Мы предполагаем, что цвет теоретически может появиться.

Наталья: Цвет есть в одежде.

Александр: Здесь во многом диктует технология. И по рукам себя бьёшь – хочется сделать много, но приходится минимизировать. Я руководствуюсь слоганом своей студии: «Сложное в простом». Я понимал, что будет ещё много коллекций, и цветность может быть любая, а лаконичное решение [марки] даёт возможность [подчёркивания] многообразия самой коллекции.

И тут же иллюстрацией к развитию темы выступает футболка на хозяйке бюро – красный фон с чёрной силуэтной графикой, предыстория которой любопытна отдельно. Оказывается, это фрагмент почти 70-метрового сюжета Per aspera ad astra («Через тернии к звёздам») работы Карла Дифенбаха, немецкого гуманиста и символиста. Графика была бесплатно предоставлена Наталье как модельеру в пользование музеем в замке Адамара, а затем адаптирована Александром для печати. Ведь респектабельность или деловитость ничуть не противоречат оптимистичному взгляду на жизнь и способности меняться и играть. Кстати, возможно, эти футболки вернутся в музей уже в качестве их сувенирной продукции.

TROFOTO_2778_15052018.jpg

Владимир: Тогда ещё вопрос о цвете. Графическая студия участвует в определении цвета в коллекции?

Наталья: Нет. Участвует в подаче коллекции. В Петербург приезжал Кендзо Такада, нам захотелось подготовить что-то о городе. И мы дарили открытки под названием «Городские декорации».

Александр: Мы решили, что надо снимать без моделей, лишь одежду на вешалках в городе. (Надо ли говорить о том, что профессиональную фотосъёмку Александр традиционно берёт на себя? – В.)

belka_01.jpg


Александра: Мы часто судим по внешнему виду, по одежде, а здесь человека просто нет. Мне кажется, что это красивая подача художественного и дизайнерского решения. (Тут Александр вспоминает, каким спонтанным, но удивительно точным по подсказкам был сам процесс съёмки в городе, когда локации и объекты – питерские решётки, например, – возникали сами собой – В.).

Александр: Места для съёмки находились сами, как будто мною кто-то руководил. Возможно, из космоса…

Эти семь сюжетов для «Городских декораций» стали набором открыток. А в набор деловых ценностей превратились такие категории, как точность, доверие, профессионализм и качество.

Точность – это касается не только шрифтовой простоты, не только сдержанности. Это сквозит и в знаке, и в поддерживающей продукции, и в фотообразах, и в самих моделях одежды, к разработке которых Александр не имеет отношения, но контекстуально он постоянно должен быть «пропитан» ощущением цельной связности всех элементов работы.

Доверие – важнейшая категория невидимых отношений, которые возникают не только между заказчиком и исполнителем, но и между модельером и его покупательницей. Весь комплекс восприятий опирается на нюансы, включая сопровождающую графику, а тут следует быть честным и «заряженным». Тогда это транспонируется уже помимо воли (помогая продавать, если уж на то пошло).

Профессионализм – это не только опыт наработанного, но и способность воспринимать новое. Способность к обучению, накапливанию, анализу, удивлению, восторгу. Не все профессиональные черты дизайнера можно увидеть (а, главное, понять) буквально, но если это есть, неизбежно возникает умножение разных компетенций – клиента и разработчика, – которое приводит к усилению опыта обеих сторон.

Качество – одна из основополагающих сторон работы. Качество тканей, качество лекал, качество нюансировки и обработки, наконец, качество графического сопровождения и продуманности всех его элементов – всё это работает на усиление позиций марки и на воспитание лояльности потребителей. Функциональность, красивая геометрия и продуманная цветность выстраиваются в систему ценностей этой марки.

Владимир: Были [в работе] клинчевые ситуации?

Наталья: Мы достаточно взрослые люди и умеем договариваться. При работе над лого мы искали вместе, пока не поняли – это оно!

Александр: Знаки у меня рождаются так: работа сначала больше внутренняя, и результат не виден. Но мозг всё время в поиске, впечатления рождают образы, они работают между собой, и потом она [работа] «враз» выстреливает.

Наталья: Я-то рисую коллекции и понимаю всё то, о чём говорит Александр.

Александра: Чем дорого сотрудничество?

Александр: Нет давления, работа в радость!

Владимир: То есть заказчики-друзья не стали проблемой?

Наталья: Саша – профессионал! Творческий полёт и понимание всего бизнес-процесса. Это подкупает. И я не вижу другого партнёра.

Понятно, что подобный процесс всегда становится взаимно-вдохновляющим. Придумки модельера подталкивают графика к новым поискам, а системное мышление графического дизайнера встречно выстраивает ориентиры и координатную сетку общей работы. Взаимодействие, а не навязывание своих вкусов – это совсем не автоматически подразумеваемый формат сотрудничества. Далеко не каждый дизайнер понимает и принимает эту систему равновесия как основной постулат в работе. О «звёздной болезни» тут говорить не приходится. Ни со стороны заказчицы, знающей, ЧЕГО хотеть, ни со стороны графического дизайнера, знающего КАК воплотить стратегические и тактические решения в убедительной визуализации. Ну, что ж, работа продолжается, и хочется сказать: «Счастливого полёта!».