Артефакт

Продолжаем знакомить вас с представителями секции «Арт-дизайн». Инна Гринчель в Санкт-Петербургском Союзе дизайнеров с 1996 года. Недавно мы публиковали материалы о Балтийской Биеннале Искусства Книги, где Инна выступала, как автор, идеолог, дизайнер и куратор проекта. Сейчас, мы побывали в её мастерской. Пространство наполненное артефактами из бумаги, кожи, гипса и чего-то невиданного, как и положено артефакту, коим и является по сути, творчество другого человека.

Мастерская – сокровенное место, где создается нечто… и часто туда не впускают никого, но нам повезло, мы старались вести себя прилично и нас наградили рассказом, который мы представляем вам.

Инна Гринчель

Чем я занимаюсь? Сейчас делаю объекты, исследую формы классического искусства и его современную интерпретацию, работаю с разными материалами, экспериментирую. Если взять классическую голову Венеры и одеть на нее русский платок, то это будет русская красавица, а если одеть хиджаб, то все коренным образом меняется. Можно получить и статую Свободы и колхозницу из одного женского образа. Думаю, я исследую Время.

Греки создали идеал, гармоничное сочетание телесности и духовности в понимании не мистическом, а вполне светском, из серии «В здоровом теле – здоровый дух». Взяв болванки здоровых духом и телом греческих богов и героев, помещаю их в конкретные исторические периоды. Восточные сказки, шекспировские трагедии, полевые работы от строителей пирамид до бабушек с огородом на 6 соток – получаются совершенно неожиданные для меня образы. Мясные Аполлон и Венера сейчас представлены на выставке женского искусства в модной галерее «Свиное Рыло». Получилось философское высказывание о войне полов и феминизме, когда их поставили рядом да еще и на такой радикальной площадке. Принт с мясной темой стал закономерным продолжением моей давней «кожаной истории».

TROFOTO_1164_24022017.jpg
Кожаные и цементные головы
Я в Союз художников вступила с кожаными переплетами и декоративными бутылками-флягами-фруктами. Сейчас мне интересна не просто кожа как необычный художественный или галантерейный материал, а контекст. Начинала я с правильных работ из кожи. Прошла стадии вегетарианства, феминизма, изучения философии. Теперь мне интересна кожа как отсутствующий предмет. Например, эти работы с мясными принтами, где кожу, условно говоря, сняли. Или наоборот, покрытие кожей античных скульптур, как это делал Кусто с памятниками архитектуры. Можно видеть в этом попытку «разукрасить» классику, сделать кич из нее. Да, это первый «слой». Его видят сразу. И даже не вникают часто – чем покрыто, зачем, что. Меня спрашивают иногда – вы скульптор? Вы все это слепили? Мне даже странно, это такие узнаваемые формы, их рисуют в художественной школе и в Академии. Парфеноновский конь, покрытый красной кожей, стоит в Эрарте. Это мой конь? Красный мой, а скульптура принадлежит истории. Есть люди, которые делают слепок с античной формы и немного его изменяют, красят. Тоже красиво. Но смысл моих работ, конечно, не декоративный и не дизайнерско-оформительский. Работаю с формами я как с феноменами культурными. И совершенно изменяю контекст. Это не «украшение», не «элемент интерьера» и не «скульптура». Это философия.

TROFOTO_1168_24022017.jpg
Геракл в коже и скульптуры из бумажной массы
К дизайну интерьера я отношусь хорошо. Я в Мухе закончила как раз факультет интерьера. Мой дипломный проект был самой моей чистой работой – черно-белое строгое решение математического факультета Университета в Петродворце с кристаллическими структурами. Жаль, что осталось на бумаге. Училась я кстати, не слишком хорошо. Потому что интересовалась теорией, а не практикой. И времени не хватало, чтобы успеть нарисовать огромный объем ручной работы – графики, отмывок и зарисовок. Все время я искала самое совершенное решение, а в последнюю ночь перед сдачей проекта не успевала начертить задуманное. Но впоследствии мне было интересно не работать и зарабатывать деньги, а выставляться и изучать что-то новое. Но интерьеры я время от времени оформляю и сейчас. 

grinchel_01.jpg
Интерьер в восточном стиле с предметами авторского дизайна
Недавно работала над проектом лофта, который строился по принципу «отнимания». Это когда убирается все лишнее, кроме того, без чего объект уже не существует в своей целостности. А другой интерьер из моих любимых, наоборот, избыточен в деталях, зноен, благоухает пряностями и там звучит восточная музыка. В переносном смысле, конечно. Там сделана по моим чертежам даже люстра размером два с половиной метра по диагонали. И кожаная лестница с балконом, где повторяется тот же разработанный мной орнамент. В той квартире практически все предметы мебели я рисовала и их заказывали по моим лекалам. Интересная квартира, наполненная предметами, которые я сама придумала. 

grinchel_02.jpg
Интерьер лофта на 24 этаже
Кстати, в связи с «кожаной тематикой», один мой художественный проект – интерьер с гигантскими отпечатками моих пальцев на всем – мебели, занавесках, лампах, картинах назывался «Мебель из кожи художника». Кожа как раз отсутствовала, как кожа. Но рисунок дактилоскопии и идентичность автора остались. Много было публикаций в журналах этих картинок и много эмоций у зрителей. Но это было 15 лет назад, уже не актуально.

TROFOTO_1156_24022017.jpg
Интерьер мастерской Инны Гринчель с предметами авторского дизайна
TROFOTO_1132_24022017.jpg
Интерьер мастерской Инны Гринчель с предметами авторского дизайна
Кураторская деятельность – это тоже одна из форм моей практики. В 2014 и 2016 годах я занималась тем, что придумала и организовала проект «Балтийская Биеннале Искусства Книги». Всего в рамках проекта состоялось по четыре выставки – всего восемь и несколько событий – круглых столов, лекций и мастер-классов. Мне было трудно, потому что все я делала практически сама. Но все те залы, где проходили выставки – музей Анны Ахматовой, IFA, музей Русский Левша, галерея «Борей» были очень благоприятно настроены к проекту и помогали в его реализации. Без этой помощи я ничего не смогла бы сделать.

Также сами участники помогали в развеске, организации мероприятий. Некоторые художники, например Николай Копейкин – специально распечатал иллюстрации маленькой книги на нескольких листах пенокартона размером с целую стену, что позволило сделать очень неплохую экспозицию . На самом деле, я очень благодарна всем участникам проекта. У меня самые приятные впечатления об этом времени. Работа художника предполагает сосредоточение, замкнутость, нацеленность на реализацию своей задачи в материале. А работа куратора – это общение, письма, звонки, разговоры, монтаж и открытие выставок. Веселье сплошное после месяцев затворничества. Так что я чередую периоды творческой работы над своими объектами, которые перестают в проекты и работу куратором, когда я собираю выставки и проекты из чужих работ. А дизайн интерьера помогает мне не слишком отрываться от реальности.

Благодарим Инну за душевный прием!


Материал подготовила Александра Траубе
Фото: © Александр Трофимов. 2017