Международный фестиваль шрифтового дизайна «Typetersburg» будет ежегодным

В начале августа, в Санкт-Петербурге, с большим успехом проходил фестиваль шрифтового дизайна «Typetersburg». Санкт-Петербургский Союз дизайнеров активно освещал работу фестиваля и сейчас мы встретились с Сергеем Рассказовым, главным организатором мероприятий, чтобы подвести итоги и поговорить о будущем «Typetersburg».

Сергей Рассказов

Сергей Рассказов на открытии фестиваля шрифтового дизайна «Typetersburg». Санкт-Петербург. ЦВЗ «Манеж». 6 августа 2016

В Санкт-Петербурге фестиваль шрифтового дизайна проводился в 2008 году. Прошло уже долгих восемь лет и в 2016-м ты организуешь «Typepetersburg». Думаешь ли ты проводить фестиваль шрифтового дизайна в будущем, сделать его регулярным?

В 2008 году в Петербурге проходила конференция «ATypI» – это главный ежегодный шрифтовой симпозиум, который проводится каждый год в новой стране. Петербургу повезло принимать этот симпозиум в связи с 300-летием реформы кириллицы, которую провёл Пётр I в 1708 году. В этом году «ATypI» пройдёт в Варшаве 13-17 сентября. Я обязательно туда поеду.

В чем отличия в подготовке и проведении шрифтового фестиваля 2008-го года и события этого года?

Особенность «ATypI» – это узконаправленное внутрипрофессиональное событие, созданное именно только для шрифтовых дизайнеров. Участие в этой конференции составляет от 300 до 600 евро, что значительно сужает целевую аудиторию, ограничивая её только практикующими шрифтовиками, которые шрифтом зарабатывают на жизнь.

Фестиваль «Typetersburg» – принципиально иное событие, которое создавалось доступным для более широкой аудитории. Цель фестиваля – объединить профессиональное дизайнерское сообщество из различных областей в одном месте, под лозунгом общей темы, которая всех объединяет. Именно шрифт – то, что есть везде. В многостраничных изданиях, веб-дизайне, архитектуре, упаковке, брендинге, предметном дизайне и так далее. То, без чего не может обойтись ни один человек на земле в современном мире.

Фестиваль несёт как образовательный характер, так и создаёт площадку для профессионального общения между коллегами из России и стран всего мира. Фестиваль изначально создавался международным и присутствие 5 иностранных докладчиков и ведущих воркшопов, а так же главной международной выставки шрифтового дизайна TDC за 2015 подтвердили серьёзность намерений.

И, что самое главное, международный фестиваль шрифтового дизайна «Typetersburg» будет ежегодным. Он привязан своим названием к месту действия и станет визиткой карточкой Петербурга в дизайнерской среде.

По восторженным отзывам посетителей Фестиваля «Typetersburg» стало понятно, что мероприятие удалось. Планка мероприятия, действительно, поднята достаточно высоко. В будущем, что тебе хотелось бы улучшить?

Действительно уровень удалось выдержать на пределе возможностей и с каждой дополнительной минутой фестиваль удавалось делать всё лучше. Через год главная цель – увеличить масштаб фестиваля ещё в несколько раз, сделать дополнительную составляющую, которая будет рассчитана не только на 500-700 дизайнеров со всех уголков страны и зарубежья, но и на 5000-7000 обычных горожан Петербурга, не связанных напрямую с дизайном.

Главная цель – донести до этой аудитории сам факт существования такой профессии и пробудить интерес и уважительное отношение к качественному и грамотному шрифтовму и графическому дизайну. В каком виде всё это будет, пока есть время, чтобы подумать, но это главная цель следующего года.

Фестиваль планировался около 3 лет, а название пришло год назад, тогда же я зарегистрировал домен фестиваля. Но последние 3 месяца подготовки фестиваля вывели фестиваль на мировой уровень, который значительно превзошёл все мои планы.

В чем состоят основные отличия в шрифтом дизайне зарубежных и отечественных дизайнеров? Какие национальные школы шрифтового дизайна можно выделить?

Сейчас отличий практически не осталось. Технологии практически те же самые, как и уровень качества. Единственное весомое отличие в количестве специалистов у нас и у них. Но, у нас уже воспитано больше 10 шрифтовиков мирового уровня, которые сотрудничают с лучшими мировыми производителями шрифтов и поспевают десятки серьёзных молодых специалистов.

Второе отличие – сейчас зарубежные шрифтовики активно начинают применять современные технологии программирования при создании шрифтов. Это то, чему наши шрифтовики будут активно учиться в ближайшие годы.

Юрий Гордон на фестивале Typetersburg
Юрий Гордон выступил с лекцией «Вкус чтения и вкус набора» на фестивале шрифтового дизайна «Typetersburg». ЦВЗ «Манеж». 7 августа 2016

Как обстоят дела, по твоему мнению, со шрифтовым дизайном в Санкт-Петербурге? 

В Петербурге растёт шрифтовая культура. Я стараюсь прикладывать к этому руку – за последние годы лично и в качестве организатора я провёл множество лекций и мастер-классов для широкой аудитории. Общий охват контактов оцениваю в 4000-6000 человек только вживую. Всё чаще в городе появляются рукописные работы высокого уровня. Во многом это происходит благодаря сильной школе каллиграфии Петра Чобитько «от Аза до Ижицы», которая существует в Петербурге вот уже 10 лет.

Так же я вижу всё больше лицензионных качественных шрифтов на улицах города. Люди, наконец, начинают уважать шрифтовых дизайнеров, покупая их, часто, многолетний труд.

Но есть и обратная сторона медали – в связи с бурным интересом к шрифту, много начинающих авторов создают низкокачественные и непригодные шрифты, которые распространяются бесплатно. При первичном просмотре обычный обыватель не заметит разницы, но в конечном итоге такие шрифты с безграмотными формами кириллических букв распространяются в городской среде в геометрической прогрессии. Люди видят эти шрифты и таким образом формируют собственную визуальную культуру.

Я считаю, что в конечном итоге, появление множества бесплатных шрифтов перейдёт в качество и авторы этих первых шрифтовых попыток, станут крутыми специалистами. Но выпущенных из бутылки джиннов будет нелегко загнать обратно в бутылку. Для дня сегодняшнего бесплатные некачественные шрифты наносят схожий вред, как нелюбимый многими шрифт Arial, который до сих под является самым популярным шрифтом в визуальной среде Санкт-Петербурга

Какие примеры шрифтового дизайна вывесок, изданий тебе нравятся, на кого можно равняться?

Пока целенаправленно созданием вывесок занимаюсь в Петербурге только я. Равняться больше пока не на кого.

Я заметил, что на фестивале большинство публики составляют молодые люди до тридцати лет. Именно на эту целевую группу был рассчитан фестиваль? Фестиваль создавался для популяризации шрифтового дизайна или для узкого круга специалистов?

Главным успехом фестиваля было то, что практически вся аудитория собралась на фестивале из молодых практикующих специалистов от 25 до 35 лет. Нижнюю планку целевой аудитории фестиваля я ставил 22-23 года, осознанно отсекая всех студентов, кроме тех, кому тема шрифта действительно интересна.

Аудитория фестиваля – были относительно молодые специалисты с опытом работы от 3 до 15 лет. Первый фестиваль создавался в первую очередь для людей внутри профессии, чтобы заявить и обозначить, что в Петербурге есть серьёзное дизайнерское сообщество, достойное фестиваля международного уровня. И я сумел собрать, практически за месяц, 450 гостей фестиваля в самое неудачное время летних отпусков.

Мастер-класс по леттерингу в Школе шрифтового дизайна Сергея Рассказова
Воркшоп Якоба Энгберг Петерсена по созданию рукописных вывесок в Школе шрифтового дизайна Сергея Рассказова. 5 августа 2016

Почему логотип TYPETERSBURG имеет только латинское начертание, ведь фестиваль проходит в России? Понятно, что в идее заложена игра букв и международный фестиваль подразумевает, казалось бы, такое начертание, но не кажется ли тебе, что таким образом кириллицу вытесняет латинский шрифт?

Я один из главных поборников и пропагандистов кириллического и русскоязычного дизайна в Петербурге. Я, как никто другой, могу позволить себе такое поступление принципами. Так что я осознанно выбрал латиницу, чтобы сделать фестиваль и его название доступными для международной аудитории. В оформлении фестиваля много кириллицы и без этого. Но главное, будучи доступным для иностранцев, фестиваль своим содержанием сможет добиться заметного большего распространения высокой культуры кириллического шрифтового дизайна не только в России, но и остальном мире. Оправданная жертва.

Сергей Рассказов и члены Санкт-Петербургского Союза дизайнеров на фестивале «Typetersburg»
Иван Куликов, Александр Трофимов, Александра Траубе, Сергей Рассказов, Маргарита Рассказова на фестивале «Typetersburg». ЦВЗ «Манеж». 7 августа 2016

Сергей, дайте, пожалуйста, своё личное определение – что такое «шрифт»?

Лучше всего стоит начать с того, что наш термин обозначает слишком многое, для чего во многих странах существуют десятки дополнительных терминов. Отсюда все сложности в понимании. Доходит до смешного, когда у нас существуют два рода деятельности и две профессии, которые при первом прочтении значат одно и то же:
1. «Дизайн шрифта» – создание шрифтов и профессия «шрифтовики» – люди, которые создают шрифты.
2. «Шрифтовой дизайн» – дизайн, связанный с использованием шрифтов (типографика, вёрстка, шрифт, летеринг и т.д.). Дизайн шрифта – лишь одна из составляющих шрифтового дизайна. И профессия «шрифтовые дизайнеры» – люди, способные не только сделать шрифт, но и применить эти знания в графическом дизайне, летеринге, типографике и т.д.

Именно шрифтовому дизайну посвящён фестиваль. И шрифтовых дизайнеров я создаю в моей Школе.


Беседу вёл Александр Трофимов,
заместитель Председателя Санкт-Петербургского Союза дизайнеров

Фото: © Александр Трофимов. 2016

Фоторепортаж с фестиваля здесь