Мы одной крови. К юбилею СПбГХПА им. А.Л. Штиглица

Сергей Дужников:

Вероятно наш разговор можно было бы предварить словами из «Ревизора» – «…Господа, я пригласил вас, чтобы сообщить…». Хотя, в отличие от исходного текста, сообщить мне хочется известие исключительно приятное, а именно то, что нашей Альма-Матер на днях исполняется 140 лет. Учитывая столь почтенный возраст мы решили пригласить к общению выпускников разных лет, попросив их поделиться своими воспоминаниями о студенческих годах, вспомнить добрым словом преподавателей и попробовать дать определение тому, что же, всё-таки, формирует «стержень» выпускников ЦУТР – ЛВХПУ – СПбГХПА им.А.Л.Штиглица. В нашей беседе принимают участие представители Санкт-Петербургского Союза дизайнеров, ведь вполне закономерно, что в подавляющем большинстве членами Союза являются выпускники нашей бесценной «Мухи».

SPbGHPA.jpg

Александр Тимофеев:

ЛВХПУ им.В.И.Мухиной я закончил в 1976 году. Кафедра называлась «Промышленная графика и упаковка», преподавали Лев Николаевич Линдрот, Василий Сергеевич Муравьёв, Александр Васильев, а ректором тогда и долгие годы был колоритный Яков Николаевич Лукин. Оказавшись в этих стенах я сразу как-то почувствовал, что продолжаю поступь уникальных людей. Особенно, конечно, впечатлял музей, где ты получал возможность обогатиться суммой знаний, накопленных поколениями. Отдельно отмечу, что в процессе обучения мы в группе еженедельно обсуждали результаты нашей работы, что, несомненно, давало дополнительные стимулы. Сейчас это, кстати, называется «интеллектуальный штурм»… К старшим курсам, естественно, руки чесались сделать нечто великое. Однажды я увидел информацию о конкурсе плаката «Олимпиада-80». Набрался смелости, пришёл на приём к Лукину со словами: «хочу поехать в Москву в Олимпийский комитет». Он, конечно, ошалел от такого нахальства – но меня отпустил. Я съездил в столицу, получил официальную тему диплома по дизайну шести олимпийских плакатов и, затем, защитил диплом «с отличием». Кстати напомню, что тогда использовалась исключительно технология аэрографии – с наклеиванием кальки на резиновый клей и прочими делами. А на каждый плакат, делаемый мною на планшете из ДВП, уходило не менее четырёх суток. Затем, сразу после защиты диплома, я взял все шесть планшетов под мышку (а они были не маленькие, 1,2х0,8м каждый) и повёз их на поезде в Москву, за что затем от Олимпийского комитета получил огромные на тот момент деньги – 11.300 рублей. Так хорошо эта сумма запомнилась потому, что деньги сразу пошли на покупку трёхкомнатной квартиры в кооперативном доме – ведь до этого своего жилья у нашей семьи, которую я создал на третьем курсе, не было, а жили мы в комнате, которую мне предоставляла жилконтора за то, что вечерами я у них подрабатывал столяром…

Светлана Мирзоян:

Я закончила ЛВХПУ на 17 лет раньше Александра Васильевича, в 1959 году. Были это первые выпуски ВУЗа, восстановленного из небытия моим любимым учителем Иосифом Александровичем Ваксом в 1943 году, когда война ещё не закончилась. Я преклоняюсь перед этим уникальным человеком – вторым «первым» ректором после Максимилиана Месмахера – ведь он не просто заново создал учебное заведение, но ещё и привёз в Ленинград с «большой земли» ребят, которые иначе никогда не могли бы тут даже прописаться. Так он дал им шанс в жизни и профессии – к тому же их всех одели и обули, а первый торжественный ужин, где каждому налили чашку компота с одной сливой или вишней, запомнился всем и навсегда. Жили они тогда в интернате, находившемся в здании финской церкви на Конюшенной улице, а учились на улице Софьи Перовской, 7, в бывшей «Петершуле». Лишь в 1948 году Алексей Николаевич Косыгин издал постановление, которое позволило учебному заведению вернуться в родные стены на Соляном переулке, а училище получило статус ВУЗа. В послевоенное время остро требовались специалисты – в частности реставраторы, а промышленности нужны были художники, ведь стояла задача не просто производить изделия, а выйти на передовые рубежи среди других стран. И учебное заведение оправдало эти ожидания. Первый выпуск состоялся в 1954 году – среди «молодых специалистов» был Лёня Цикаленко, разработавший затем дизайн автомобиля ГАЗ-24 «Волга», который в 1958 году получил Гран-при в Ницце, и Валентин Кобылинский, автор дизайна карьерного самосвала «БелАЗ». Правильно будет вспомнить и Олега Фролова, работавшего над дизайном «Метеора» в легендарном КБ Р.Е. Алексеева. Мне тоже довелось принять участие в разработке автомобильного дизайна. Распределившись на завод РАФ (а тогда, надо отметить, студенты в обязательном порядке сначала проходили практику на предприятии, а потом в течении трёх лет должны были там отработать) я спроектировала дизайн микроавтобуса РАФ-977, в 1962 году имевшего большой успех на выставке в Брюсселе.

А какие преподаватели у нас были, настоящий «золотой фонд»! Академик Оль, Бучкин, Мацулевич! Все они ранее закончили ЦУТР А.Л.Штиглица – так что советская школа дизайна фактически сохраняла полную преемственность с Российской… Кстати, в моём дипломе было написано: ЛВХПУ им.В.И.Мухиной – и затем, в скобках, «б.Штиглица»… Потом это добавление из названия временно ушло – теперь же Академия по праву получила своё изначальное наименование, а на галерею Молодёжного зала наконец вернулась скульптура основателя учебного заведения Александра Людвиговича Штиглица, некогда выполненная Антокольским…

Александр Фалдин:

Галерея Молодёжного зала мне тоже вспоминается… Всем мухинцам, когда я учился (а закончил я в 1975 году кафедру «Промышленное искусство»), было известно, что Вакс не разрешал ставить вещи на балюстраду, не любил когда на ней сидели – и, проносясь мимо, всегда делал замечания. Наконец, увидев там очередной раз мой портфель, он подошёл и скинул его вниз… а там метров 7-8 высота… Впрочем я знаю точно, что мой портфель не был первым и единственным «парашютистом» – к тому же хорошо, всё-таки, что тогда был скинут лишь портфель, а не я… Из преподавателей вспомню Евгения Николаевича Лазарева и Мариэтту Эрнестовну Гизе – настоящую легенду, ведь у неё учился и мой отец, а, затем, и мои дочери.

Владимир Степанов:

Несомненно, что «мухинская школа» и была, и есть. Лично для меня, как человека, родившегося в 1940 году в Челябинской области, в небольшом городке Сатка, «посвящение в мухинцы» было, наверное, одним из главных событий в жизни. Хотя первым впечатлением стало, конечно, знакомство с Ленинградом, куда я приехал после армии, в 1963 году, несколько дней и ночей провёл на набережных с бумагой и карандашом, а затем твёрдо понял, что уехать отсюда не в состоянии… Эта любовь, к счастью, оказалась взаимной – я подал документы в ЛВХПУ и сразу, на удивление, поступил на кафедру «промышленное искусство», ныне «дизайн». Преподавал у нас, уже упоминавшийся Светланой Вагаршаковной, Иосиф Александрович Вакс, который у меня вёл дипломный проект по теме «Станок для обувной фабрики». Вспомню добрым словом Евгения Ивановича Катонина, ученика Леонтия Николаевича Бенуа и известного на тот момент архитектора, автора, в частности, зданий Фрунзенского универмага и Дома Советов (в соавторстве с Я.М.Лукиным). При этом в 1957 году он, совместно с И.А.Ваксом, разработал дизайн знаменитого трамвая ЛМ-57, прозванного среди ленинградцев «стиляга», и проектировал интерьеры пассажирских теплоходов. Хотя такого предмета, как «эргономика» у нас тогда не было – но зато была «антропология», учившая, фактически, тому же. Думаю, что студентов этого учебного заведения формируют, в первую очередь, сами стены, в которые вложил душу Максимилиан Месмахер, автор проекта здания на Соляном и первый ректор. В Ленинграде-Петербурге есть, пожалуй, лишь два подобных института – это Академия Художеств им.И.Е.Репина и СПГХПА им.А.Л.Штиглица. Впрочем, вспоминая те юные годы, замечу, что процесс нашего образования далеко не всегда отличался серьёзностью, природа брала своё. Одно время, к примеру, мы жили в самом здании училища, где мальчикам и девочкам обустроили две большие комнаты на 2 этаже, человек на 15 каждая. Окна комнат выходили на Соляной переулок, где на праздники собиралась уйма студентов из других ВУЗов. Через «вахту» их не пускали – и мы, конечно, многих затаскивали через наши окна… А праздники в «мухе» были фантастические! К примеру, как-то раз на Новый год в Молодёжном зале ёлку подвесили вверх ногами – такая была дизайн-концепция… До сих пор люблю приходить сюда, на Соляной, при этом каждый раз притрагиваюсь к бронзовым ангелочкам на фонарях, и мне кажется, что это придаёт силы.

Владимир Свердлов:

Да уж, есть что вспомнить. До «мухинского» я уже успел отучиться в Харьковском художественно-промышленном институте, где у нас преподавал профессор Шапошников, выпускник школы Bauhaus – а затем приехал в Ленинград, где поступил в ЛВХПУ и его закончил в 1979 году. Учился на кафедре «Промышленное искусство», как и Владимир Степанов, заведующим кафедрой был Виктор Пахомов, а ректором ВУЗа Я.Н. Лукин. Преподавали у нас Владимир Шистко, Виктория Сурина. С тем, что тут учат сами стены – абсолютно согласен! При том эти стены стали для меня счастливыми не только в творческой, но и в личной жизни, ведь в 1978 году в моей студенческой семье родились две девочки, Катя и Надя. Помню, что тогда на радостях я пришёл к соученикам и заявил: «у вас есть шанс выиграть бутылку шампанского, если угадаете, кто у меня родился». Никто не угадал и бутылка осталась у меня. А потом я пошёл к ректору, Лукину, и сказал, что у меня родилась двойня и поэтому мне положена дополнительная оплата. Тогда действовало соответствующее положение и за каждого ребёнка полагалось 40 рублей. «Дайте ему 45 рублей!» – говорит Лукин. «Но почему же 45, ведь детей то двое?» – спрашиваю я. «Ладно, - отвечает Лукин, - я выпишу тебе 55 рублей. Но извини, поскольку в кассе сейчас денег нет, больше чем 45 рублей ты всё равно не получишь».

Олег Веселицкий:

Я закончил ЛВХПУ на десять лет позже Володи Свердлова, в 1989 году. Учился на кафедре «Интерьер и оборудование», ведущими преподавателями были В.А.Петров, Ф.К.Романовский, коим я бесконечно благодарен. Возглавлял ВУЗ тогда Георгий Петрович Степанов, он же заведовал нашей кафедрой. ВУЗ дал мне ощущение достаточной подготовки для профессиональной деятельности и уверенность в себе. Традиции и объединяющие качества «мухинцев» – отношение к Альма-Матер как ко второму дому, питающий гений места, формирующий уникальную атмосферу (виват Месмахер), объединяющий дух творчества, учёба друг у друга, неформальные отношения педагогов и студентов, школа рисования и живописи. По рассказам старших товарищей, в 60-е была традиция демонстрировать в кинозале свежие фестивальные фильмы, итальянские, французские, именно тогда набирал силу «неореализм». В 80-е помнятся рок-концерты (Кинчев, «Аквариум» и другие). А моё первое личное и запомнившееся впечатление о «Мухе», в том числе и повлиявшее на выбор учебного заведения, было такое. Впервые робко открыв тяжёлую дубовую входную дверь я нос к носу столкнулся со студентом, одетым в белогвардейский френч и фуражку (без знаков отличия, разумеется)… И это был не карнавал, а всего лишь обычный учебный день. Онемев от увиденного, я тут же понял, что это судьба, и вопрос выбора учебного заведения отпал сам собой.

Иван Куликов:

Пока среди участников нашего круглого стола я, так получается, самый молодой, закончив ВУЗ в 2005 году по кафедре «Коммуникативный дизайн». Впрочем, искренне соглашусь с тем, что было сказано до меня относительно уникальных свойств Альма-Матер. Ректором, когда я учился, был Алексей Юрьевич Талащук, а лучшими профильными преподавателями, давшими мне основы профессии, были Владислав Михайлович Федосеев, Елена Яковлевна Голубева, Татьяна Михайловна Журавская, Ольга Феликсовна Никандрова, Антон Валерьевич Тимофеев, Надежда Анатольевна Павлова... Именно они дали мне те профессиональные знания, которые я сегодня стараюсь воплотить на практике. Иногда что-то получается лучше, иногда хуже, но я пытаюсь добиваться поставленных целей, ведь главное качество «мухинцев», как мне кажется – это упорство и универсальность, гибкость мышления, высокая скорость выполнения сложных проектов не в ущерб качеству, умение эффективно работать в стрессовой ситуации при условии сжатых сроков сдачи заказа, возможность говорить «на одном языке» и взаимодействовать в команде. При этом моя студенческая жизнь сегодня вспоминается как некий праздник – те же летние пленэры в Петропавловской крепости, крыши в районе улицы Пестеля и Фонтанки, откуда писались этюды, внезапные вечеринки, костюмированные маскарады в «мухинском» кинозале, ночные развески работ в период сессии. Учиться всем нам было легко и весело.

Арсений Киселёв:

Иван Куликов не совсем прав – я закончил наш ВУЗ в 2011 году, так что с полным правом могу претендовать на пальму первенства относительно «молодости». Впрочем, я уже имею возможность преподавать в СПГХПА, что считаю для себя серьёзной ответственностью. «Мухинская школа», несомненно, задаёт очень высокие стандарты, в большой степени благодаря уникальным преподавателям. Ведь у нас, на кафедре «Промышленный дизайн», вели В.Г. Бандорин, А.А. Никитин, С.В. Мирзоян, Н.Г. Якуничев, С.П. Хельмянов, А.В. Билко, В.В. Шабанов, В.В. Терёшин. И это только те люди, которые преподавали специальность. Мне кажется, что Академия закаляет характер и волю дизайнера, как кузнец закаляет сталь. По сути, учебный процесс в мягкой форме имитирует реальную профессиональную работу дизайнера, ведь студенту даётся возможность плавно войти в рабочий ритм, когда на маленьком отрезке времени тебе нужно выполнить колоссальный объем работы. Так прививаются навыки и психологическая гибкость для быстрого переключения с задачи на задачу в процессе их успешного выполнения в необходимые сроки. И это очень полезный навык. Ну а самая веселая пора в Академии – это, бесспорно, сессия. Несколько недель настоящего творческого транса, когда происходит много самого фантастического. Впрочем, все, кто учился здесь в разные годы, тоже найдут, что об этом вспомнить.

Сергей Дужников:

Коллеги, я искренне признателен вам за общение. Хочется надеяться, что «лоскутное одеяло» памяти, которое нам сегодня удалось вместе соткать, будет не только интересно, но и полезно всем бывшим и будущим «мухинцам». А от себя добавлю, что тоже закончил ЛВХПУ им.В.И.Мухиной в 1985 году по кафедре «Промышленное искусство» в самом начале перестройки, успев захватить и последние годы СССР, и лихие 90-е. Впрочем, в результате сегодняшнего разговора я прихожу к несомненному выводу, что у «мухинцев» нет возраста – ведь всё, что происходило ранее, абсолютно ложится на сегодняшний день. То есть, всё-таки, он есть и вопреки всему существует – тот уникальный язык, первые буквы алфавита которого были написаны Александром Людвиговичем Штиглицем 140 лет назад.

Веселицкий Олег Владимирович, член СПбСД с 2012 года. Член Союза художников, доцент кафедры «Интерьер и оборудование», кандидат искусствоведения, председатель секции «Интерьер и оборудование» СПбСД
Дужников Сергей Юрьевич, член СПбСД с 1993 года. Основатель и руководитель дизайн-студии «DuSign», председатель секции «Промышленный дизайн». Заместитель председателя Правления СПбСД,
Киселев Арсений Алексеевич, член СПбСД с 2014 года. Старший преподаватель кафедры «Промышленный дизайн» СПбГХПА им. А.Л. Штиглица
Куликов Иван Иванович, член СПбСД с 2006 года. Основатель и креативный директор дизайн-группы «Терминал дизайн», председатель секции «Графический дизайн» СПбСД, старший преподаватель кафедры «Графический дизайн» СПбГХПА им. А.Л. Штиглица
Мирзоян Светлана Вагаршаковна, член СПбСД с 1987 года. Член Союза художников, кандидат искусствоведения, профессор СПбГХПА им. А.Л. Штиглица
Свердлов Владимир Борисович, член СПбСД с 1995 года. Председатель секции «Арт-дизайн» СПбСД
Степанов Владимир Иванович, член СПбСД с 1987 года. Член Союза художников, заслуженный художник РФ
Тимофеев Александр Васильевич, член СПбСД с 1987 года. Основатель и руководитель дизайн-студии «Акра». Председатель СПбСД с 2007 года
Фалдин Александр Владимирович, член СПбСД с 1990 года. Член Союза Художников, заслуженный художник РФ, академик Академии графического дизайна



Дорогие друзья!

Мухинцы, ученики и преподаватели. Все, для кого это место стало важным в жизни. Станьте создателями фотоальбома, посвященного 140-летнему юбилею академии. Добавляйте снимки из своих личных архивов, расскажите о том, что происходило вами в академии или училище. Не прячьте свои старые фотографии, они принесут радость многим.

Уникальное учебное заведение, которое соединило нас навсегда. Давайте поделимся, как это было!

> смотреть альбом