Роскошная неторопливость!

Санкт-Петербургский Союз дизайнеров двадцать лет спустя после рождения секции «Арт-дизайн» откроет первую общую экспозицию её членов. Роскошная, о многом говорящая, неторопливость! 


convergence_anonce_1.jpg

Во времена медийного зуда, когда уверенным в своем существовании можно быть только в процессе ознакомления с новой публикацией о себе, такая выдержка кажется едва ли не «длительным временем» Фернана Броделя. В этом сообществе и на самом деле собственное ощущение, проживание и творение времени. Объединяя людей востребованных, оно в целом не поддалось той иссушающей интенсивности жизни, которая культивируется в среде эффективных и успешных деятелей.

За две декады минувших лет многое у нас свершилось во взаимоотношениях дизайна и искусства. Утвердились новые представления о формальном методе, постфактум и на перспективу объединившем художников, дизайнеров, архитекторов, теоретиков. Посетители больших и малых смотров современного искусства навострились из разу в раз осуществлять дотошные разыскания: в каких именно произведениях дизайнерский подход одержал неуместную викторию? Разноплановые выставки (например, «Роберт Индиана», «Структуры», «В поисках ленинградского стиля» – все в Русском музее) показали, наоборот, плодотворность для крупных художественных явлений своего рода дизайнерских прошивок. Наконец, в ближайшем к «Конвергенции» слое определяли и вводили в институциональные рамки арт-дизайн. Результаты порадовали не всех: доктринеры и предводители разочарованы; искатели живых смыслов обогащены. Выяснилось: единого определения нет и в помине; три разных содержательных линии в его понимании очевидны (приоритеты формы, эмоции и авангарда), но не стыкуются друг с другом; стать специальностью и профессией арт-дизайну вряд ли суждено.

Двадцатилетие творческой жизни экспонентов «Конвергенции» было ознаменовано иным. Причастные намеченной выше «большой истории» во взаимоотношениях искусства и дизайна, они нашли в себе мудрые силы, чтобы защититься от гнёта дискуссий и противоречий организованной действительности. Единство в секции – без планомерности и обязательности кафедральной жизни или краткой и несколько неудобной каждому сплоченности творческой группы – позволило им очертить, оградить территорию собственных исканий, обретений, и в этих ажурных контурах вести неторопливую работу – творить авторский, незаёмный путь арт-дизайнера.

Выставка убеждает: в основе арт-дизайна лежит глубоко индивидуализированная проектная культура, на путях которой объединены философское и образное мышление, технологичность, забота и помышление о современниках. Художественная выразительность здесь достигнута не за счёт инвалидности предметных функций или мимикрии под изчиста-недосягаемое искусство, а благодаря внутренней свободе, позволяющей все условия труда идеализировать и облюбовать, проектировочные действия сопрячь с движениями души и полнокровным освоением мира, созидательный процесс объединить с проявлением личности. Перед нами дизайн без оговорок – арт-дизайн, за плоды которого никто ответственности не несёт... – только автор!

Алексей Григорьевич Бойко,
кандидат искусствоведения, доцент кафедры дизайна СПбГУ, лауреат Государственной премии России в области литературы и искусства