Ткань времени


Текстиль. Текстуальность. Тактильность. Техничность. Ткани рассказывают, ткани обращаются к чувственности, ткани рождаются на стыке порой очень неожиданных технологий. И во всех ипостасях текстиля так или иначе проявляется индивидуальность того, кто делает свой выбор.

На территории  многофункциональной площадки шоу-румов, которая недавно появилась в «Гостинке» и носит говорящее имя «Среда», прошел Первый Санкт-Петербургский профессиональный салон тканей и фурнитуры «Открытие». 

14_Textile_01.jpg

Стоит надеяться, что это зачинающая новую традицию попытка свести вместе делателей тканей и тех, кто использует текстиль в разнообразной работе. Любая попытка хороша уже тем, что она предпринимается. После всевозможных потерь, когда обвально прекратили существование многие отечественные ткацкие фабрики, необычайно важно заново находить точки соприкосновения разных участников рынка: производителей, модельеров и интерьерщиков.

14_Textile_02.jpg

Сейчас новые технологии и неутомимый поиск приводят к появлению экстравагантных материалов, которые уже и тканью не всегда назовёшь.

Впрочем, тут следует предоставить слово одной из участниц «Открытия» – Наталии Цветковой.

14_Textile_03.jpg

«Современные текстильные инновации»

В XX столетии происходило интенсивное развитие науки и техники, что и стало причиной появления множества революционных изобретений в текстильной отрасли. На рубеже XIX и XX веков была открыта вискоза - продукт регенерации целлюлозы, которая в результате химического воздействия превращалась в нежно блестящий материал, названный «искусственным шелком». В 1938 году Дюпон изобрел полиамид, немного позже, в 1940-е, изобрели полиэстер. Полиамид и полиэстер, прежде всего, ценили за легкость, прочность, широкие возможности варьировать цвет и текстуру, несложный уход. На базе полиэстера был создан так называемый «полярный флиз», применявшийся в одежде участников полярных экспедиций и альпинистов.

В конце 1950-х была изобретена лайкра - высокоэластичное волокно, которое первоначально применяли при создании утягивающего белья. В моде лайкра начала активно применяться с 1980-х., когда из нее начали создавать обтягивающие модели, хорошо сидящие по фигуре. Лайкру можно добавлять в состав натуральных и искусственных тканей. Благодаря ее эластичности появилась возможность выпускать одежду одного универсального размера и без труда придавать ей такие контуры, для которых раньше потребовался бы очень сложный крой. Эти материалы активно использовали и продолжают использовать в своем творчестве как представители классического направления в мире моды, так и дизайнеры-авангардисты, например, Азеддин Алайя. Лайкра-стрейч, которую использует дизайнер, позволяет создать эффект корсета для всего тела, таким образом, модельер мог своим платьем не только подчеркнуть особенности женской фигуры, но и скорректировать их.

Азеддин Алайя. Лайкра-стрейч, которую использует дизайнер, позволяет создать эффект корсета для всего тел

Разработка новых материалов – это область, в которой в настоящее время наблюдается стремительное развитие. В последнее время появилось большое количество тканей с включением микроволокон.

К достижениям микротехнологий (нанотехнологий) относится открытие микрокапсюляции. В микро-капсулы можно заключать различные субстанции - ароматы, витамины, морские водоросли, а затем внедрять их в пустотные волокна текстильного материала. Это стало причиной появления принципиально нового поколения тканей, содержащих, например, антибактериальные вещества. Так, в состав антибактериальных тканей амикор и амикор плюс входит активное вещество, препятствующее размножению бактерий и, как следствие, появлению запаха от одежды. Сначала подобные технологии применялись в медицине, но затем ее стали использовать в текстильной промышленности и, как следствие, в моде.

Что касается использования антибактериального текстиля в медицине, следует отметить, что подобные ткани являются одним из методов профилактики и лечения инфекции. Например, в «Центральном научно-исследовательском текстильный институте» (ЦНИТИ) в Москве одним из направлений работ является проведение исследований и разработка ассортимента текстильных материалов, обладающих пролонгированными биоактивными свойствами. В качестве биоактивного агента используются нано частицы серебра, антибактериальные свойства которого известны с древнейших времен.

В настоящее время нано-текстиль становится все более популярен: это всевозможные несминаемые ткани, которые не нужно гладить благодаря особому покрытию волокон; это не пачкающаяся одежда и ковры, поверхность которых покрыта микроскопическим ворсом, с которого скатываются, не впитываясь, капельки воды и частицы пыли.

Одним из наиболее интересных направлений развития современного текстиля в настоящее время становятся «электронные ткани» т.е. ткани, в состав которых включены микро волокна, способные к проведению электрических импульсов. «Электронный текстиль» способен передавать информацию и обмениваться сигналами с удаленными системами через транзисторы.

Самыми ранними предметами одежды, созданными с использованием электронного текстиля, были «умные рубашки» («Smart Shirts»), разработанные американскими исследователями Отдела Электротехники и Вычислительной техники Университета Вирджинии и Технологического института штата Джорджия. Система электроволокон, которую внедрили в рубашки, была специально разработана, чтобы контролировать состояние здоровья её владельца – давление, температуру, пульс и передавать данные к удаленной системе в режиме реального времени для того, чтобы лечащий врач мог дистанционно проанализировать состояние пациента и, в случае необходимости, принять меры.

02.jpg

По принципу распознавания импульсов, идущих из окружающей среды, работает одежда для слепых, «предупреждающая» о приближении человека к различным объектам. Одежда рабочих химической промышленности способна «чувствовать» запах токсинов и обнаруживает их быстрее, чем они навредят человеку. 

03.jpg

Daniel Cooper «Charmelon Jacket», меняет цвет при повышении уровня промышленных выбросов в атмосфере

Интересным примером использования электрических импульсов в одежде является «Бесконтактный жакет» («No-Contact jacket»), который создали Адам Виттон и Иолита Ньюджент. Внутри жакета расположены элементы, проводящие электричество. При сжатии или надавливании на ткань элементы входят в контакт, и образуется электрический заряд. Подобный жакет был создан как одежда для женщин, чтобы защитить их от нападения.

Существенным недостатком подобных тканей является необходимость источника питания, например, батарейки, постоянное ношение которой может негативно отразиться на здоровье человека. Однако, уже сегодня, благодаря экспериментам ученых, стало возможным перезарядить текстильный объект небольшого размер дистанционно в пределах нескольких метров источника энергии. Технические эксперименты с проводящими волокнами показали, что солнечная энергия также может использоваться в создании тканей.

Текстиль, созданный с применением оптических или светодиодных волокон, способен светиться. Например, в работе дизайнера из Новой Зеландии Джулии Браули «Отражение во времени» использована подобная ткань. В настоящее время также создано много интерьерных тканей с включением светодиодных волокон.

04.jpg

Художница Кэти Шикер создаёт жаккардовые ткани, которые включают в себя свет как преобразующей элемента орнамента. В ткань вплетены нити, которые способны светиться в темноте, в результате чего орнамент меняет цвет при изменении освещения.

07.jpg

Современные дизайнеры по текстилю активно внедряют в свои работы компьютерные технологии. Художница по текстилю Лия Бечлей является известным специалистом в области электронного текстиля, и ее исследования были удостоены награды на Международном симпозиуме по носимым компьютерам 2006 г. и отмечены в многочисленных статьях в популярной прессе, включая New York Times.

Одна из самых известных её работ – «живая стена». Это обои с магнитными пигментами и проводящими электрический ток красками, встроенными в поверхность орнамента. Краски не являются токсичными. Обои синхронизированы с другими объектами внутри дома. Прикасаясь к различным частям поверхности можно включать и выключать устройства – музыкальный центр, телевизор, освещение. Каждый элемент орнамента подключен к платформе Arduino, которая, в свою очередь, подключена к компьютеру по беспроводной связи.

Сегодня ткани можно создавать практически из любого материала. В текстиль можно внедрять керамику стекло, пластик, пенопласт, резину и бумагу. Одной из передовых стран в развитии современного текстиля является Япония. Богатые текстильные традиции не просто передаются здесь из поколения в поколение, но и постоянно развиваются в соответствии с техническим прогрессом.

В настоящее время одним из самых распространённых текстильных материалов является полиэстер, который благодаря своим свойствам может разнообразно использоваться. В результате обработки полиэстера горячим паром или кислотой, при использовании различных способов текстурирования, этот материал становится похожим на фактуру камня, стекла или керамики. В области создания трёхмерного текстиля на базе полиэстера работает известный японский дизайнер по текстилю Джаниши Арай. Интересной складчатой поверхностью обладает, например, его ткань «Флуктуация», которая находится в коллекции Музея Современного Искусства в Нью Йорке.

09.jpg

Традиционная японская техника узелкового крашения «шибури» нашла свое воплощение во многих современных тканях. Так, работа Рейко Судо «Медуза» создана из полиэстера, обработанного горячим паром. В результате мелкие складки сформированы таким образом, что на ткани остаются объёмные «пузыри», напоминающие шляпки медуз. В ткани Юх Окано «Океан» в структуру полотна были введены резиновые включения, за счёт чего стало возможным формирование поверхности с высоким рельефом. В ткани «Лес», также созданной Юх Окано, использовались металлические диски, которые включались в поверхность ткани на время её крашения, а затем удалялись. Известная японская техника работы с бумагой – оригами также нашла отражение в современном текстиле (Рейко Судо «Origami Pleat Scarf»).

13.jpg

Очень интересной трёхмерной тканью представляется работа Йошихиро Камура «Педокал». Здесь использована техника флок – нанесение на основную ткань ворсового покрытия. Интересно, что в качестве основы была взята сетка с достаточно крупными ячейками, на отдельные участки которой был нанесен клей. При высыхании клея с налипшим на него ворсом образовался трехмерный эффект.

14.jpg

Компания «Inoue Pleats Company» стала первым предприятием в Японии, начавшим производить трёхмерный текстиль большом объёме. Вот лишь некоторые из их тканей – «Crystal Σ», «Square L», «Wrinkle P».

17.jpg

Другое направление поисков новых форм в современном японском текстиле – это эксперименты с разнообразными волокнами и способами заключительной обработки тканей, позволяющими различно интерпретировать такие техники как войлоковаляние, вышивка, квилт и т.д. Некоторые художники по текстилю декорируют поверхность ткани, используя такие необычные предметы как ржавые гвозди (Рейко Судо, Nuno Corporation).

18.jpg

Современные дизайнеры используют в текстиле рефлексирующие включения, такие как металлические нити и различные плёнки. Использование в текстиле металлизированных волокон является традиционным приёмом, широко распространённым в текстильном искусстве разных стран с древнейших времён (в вышивке и ручном ткачестве). Металл - в виде проволоки и сетки - применялся в производстве тканей и в ХХ в. С 1950-х годов японский дизайнер Джаниши Арай начал использовать в текстиле металлизированную плёнку. Процесс работы с материалом получил название «melt off» в том случае, когда плёнка растворялась в волокнах создаваемой ткани. Если же плёнка наплавлялась на ткань в виде «решётки», то процесс создания ткани получил название «burn-out».

Примерами тканей, выполненных в технике «melt off» могут служить ткани «Лунный свет» и «Глубокое море». В работе «Лунный свет» Джаниши Арай использовал традиционную технику «шибори» (узелковое крашение) и произвёл металлизацию ткани в процессе крашения. Использование шерстяных и нейлоновых волокон позволило создать бархатистую структуру этой ткани. В работе «Глубокое море» применялись полиэстер и алюминиевые волокна, а затем была произведена тепловая обработка (+200), что позволило создать интересные складки на поверхности этой ткани.

19.jpg

Сегодня в текстильной промышленности много точек соприкосновения с производством бумаги. В поверхность ткани наряду с синтетическими нитями включаются бумажные, что позволяет создавать оригинальные фактурные эффекты. В основе бумаги могут быть льняные, хлопковые и даже шёлковые волокна, создающие мягкую поверхность ткани и обеспечивающие лёгкость окраски. Интересной работой, выполненной с использованием бумажных волокон, является ткань Рейко Судо, сотканная на жаккардовом ткацком станке.

Бумагу получают путем свойлачивания соломы, древесины или других волокнистых материалов. Внешний вид и текстура бумаги зависят от сырья, использованного для ее изготовления. Модельеры всего мира сегодня работают с бумагой и с флисовыми материалами, которые получают по технологии, сходной с производством бумаги, например, с тайвеком (Дюпон). Тайвек состоит из полиэтиленовых волокон высокой плотности, соединяемых в условиях высокой температуры и давления. Материал устойчив к воздействию многих химикатов и изначально задумывался для производства защитной одежды, но сегодня его используют в модных коллекциях в футуристическом стиле (Хусейн Чалаян «Airmail dress». Подобные платья легко превращаются в покрывала для кресел и крышки для столов. Кроме того, интересным представляется тот факт, что тайвек активно используется и в других областях дизайна, например, при создании абажуров для светильников, графической продукции (конвертов, баннеров, наклеек). Такие свойства этого материала как пластичность, термоустойчивость и прочность дают широкие возможности для его применения.

«Бумажные» материалы нового поколения прозрачны, отличаются высокой теплоизоляцией, легкостью, прочны, долговечны, хорошо стираются, устойчивы к загрязнению, не бахромятся (швы и кромки изделий из этих тканей не нужно обрабатывать), из этих тканей можно делать сложные выкройки. Кроме того, они легко подвергаются последующей обработке как вторсырье – что, немаловажно, если думать об охране окружающей среды. Эти материалы относятся совсем к другому типу эстетики: плотные, они хотя и не падают свободными складками, но зато позволяют настолько точно подгонять отдельные детали выкройки, напоминающие геометрические, как в технике оригами, кусочки, друг к другу, что дизайнерам удается с их помощью придавать человеческому телу совершенно необычные контуры.

В течение последних лет в Японии проводится ежегодный международный конкурс «Japan Textile Contest», на котором дизайнеры из разных стран, как частные, так и работающие в различных компаниях представляют свои разработки. Основная цель данного конкурса – создание креативных тканей для современной одежды.

Мне удалось участвовать в этом конкурсе в 2004 г. с работой «Весна идет?», в 2005 г. с тканью «Глубокое море» и в 2006 г. с работой «Зимнее небо».

24.jpg

В конкурсе «Japan Textile Contest» также принимают участие студенты. Очень интересная ткань была создана студенткой Университета Осаки Шиния Исида. Её работа называется «Меняющаяся ткань». Поверхность работы включает медную проволоку, изменяющую поверхность ткани. Кроме того, при производстве данного образца применялись процессы нагревания и плавки. Ткань является не горючей и, по мнению жюри, может быть применена в современном интерьере. Несмотря на её большой вес, ткань была признана очень интересной и современной.

Среди других студенческих работ можно отметить «Марш микроорганизмов» Ори Абе (Нагойя), «Фрукт» Сатоми Ватанабе» (Токио), «Собор» Норико Таказоно (Нагойя), «Яркая депрессия» Мицуки Фунахаши (Нагойя), и «Полосы в пространстве» Кента Мимура (Осака). В каждой из этих тканей интересно и оригинально раскрывается авторская идея, что и было важно для организаторов данного конкурса.

28.jpg

Современный японский текстиль представляет собой синтез традиций и авторского дизайна, органично трансформированных в производство массового продукта. Высокое качество и тактильные свойства современных японских тканей обеспечены постоянным творческим взаимодействием ремесла, искусства и индустрии. Таким образом, промышленному продукту удаётся сохранять уникальность и поэтичность, свойственную тканям ручного изготовления. Многие из современных японских тканей выглядят совершенно новым словом в текстильной промышленности. Однако они выполнены с использованием традиционных технологий, известных человечеству на протяжении многих веков, но при изготовлении их использованы современные материалы и технологии.

Отделка ткани - последняя стадия в производственном процессе – в настоящее время играет не менее важную роль, чем само текстильное производство. Внешняя отделка часто касается декоративных характеристик ткани. Сюда относятся; набивка рисунка, термообработка (она нужна для создания на поверхности рельефа или трехмерных элементов), матовые, глянцевые или отражающие покрытия, напыления, различные способы химической обработки. Уровень развития печатных технологий позволяет моментально переносить рисунок с экрана компьютера на ткань. Изготовление шаблонов и вся последующая грязная и трудоемкая работа по набивке ткани становятся ненужными.

Среди интересных способов декорирования тканей следует отметить так называемый «лазерный принтер», при использовании которого на ткань наносится рисунок путём выжигания ранее нанесённой краски. В качестве тканей используется, например, джинсовая ткань. Рисунок ткани закладывается в компьютер. Подобный принтер в 2013 г. был представлен на Международном Биеннале дизайна во французском городе Сен-Этьен.

33.jpg

Открытия в области новых текстильных технологий произвели настоящий переворот в этой сфере. Внимание к новым текстильным технологиям можно наблюдать и в нашей стране.

19 марта 2015 г. в Москве в залах Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства состоялось открытие I Биеннале инновационного текстиля «Изобретая моду», где было представлено большое количество экспонатов, посвященных истории тканей, их свойствам, а также современным инновационным разработкам в текстильной области. Придерживаясь заявленной темы текстильных инноваций, авторы выставки попытались показать, что даже такие традиционные материалы как шелк и хлопок, известные в Китае и Индии, были в свое время инновационными для других стран Древнего мира.

В исторической части экспозиции особенно интересной, на наш взгляд, была представленная биссосная нить – так называемый «морской шелк» – получаемый не от тутового шелкопряда, а от моллюска. Кроме того, были показаны ткани из Музея художественных тканей МГУТиД им. А.Н. Косыгина, – многоцветные шелка Персии и Индии, поражающие своей яркостью и «многодельностью».

На выставке были отмечены такие значительные изобретения как чулочная машинка, жаккардовый станок, появление анилиновых красителей и синтетических волокон. Без преувеличения можно сказать, что все эти изобретения в свое время оказали огромное влияние на историю человечества.

Большое количество экспонатов Биеннале посвящено текстильным инновациям XXI в. Здесь представлено много промышленного текстиля, применяющегося в различных экстремальных ситуациях или в опасных для жизни и здоровья человека средах. Например, был показан противоэнцефалитный костюм «Биостоп», совместно разработанный группой компаний «Энергоконтракт» и учеными-энтомологами. В основу костюма положен принцип ловушек, в результате чего тканевые складки особого кроя задерживают клещей на участках, обработанных специальным препаратом, отравляющим насекомое. Такая одежда показала свою 100% эффективность по результатам испытаний.

Защите каждого человека от негативного воздействия окружающей среды посвящен объект «Скафандр для мегаполиса», который, по мнению разработчиков – Научно-производственного предприятия «Звезда» - должен иметь множество функций и приспособлений для выживания в экстремальных экологических условиях современного города. Этим же разработчикам принадлежит представленный на Биеннале профилактический нагрузочный костюм «Пингвин», предназначенный для создания осевой нагрузки на опорно-двигательный аппарат и мускулатуру космонавта, находящегося в условиях невесомости. Подобные объекты, несомненно, позволили организаторам Биеннале сказать на открытии выставки, что здесь представлен текстиль «от кокона до космоса».

Современный человек, живущий в мире супер скоростей, несомненно, нуждается в специальной одежде. Итальянская компания «Dainese», один из участников Биеннале, разрабатывает подобные ткани с 1972 г. Их новейшие защитные системы гарантируют комфорт и безопасность спортсменам, занимающимся мотокроссом, сноубордом, ездой на горном велосипеде и другими экстремальными видами деятельности. Например, этой компанией разработаны защита для спины с системой вентилирования; куртка «черепаха», имеющая «панцирь», а также много эластичных вставок и участков из «дышащих» тканей; титановые наколенники, встроенные в костюм; перчатки с кевларовыми протекторами и т.д.

Австрийская компания «Schoeller The Spinning Group» представила на выставке футболки, не впитывающие неприятные запахи и способные защитить человека от переохлаждения и ультрафиолетового излучения.

Интересным примером использования высоких технологий в современной моде является творчество дизайнера Людмилы Нарсоян. Она создает бесшовные трикотажные платья, в состав которых помимо традиционных шерсти и синтетики входят кевлар, поликолон и тефлон. Поверхность таких платьев отталкивают неприятные запахи и влагу, они не горючие.

На выставке также были представлены модели молодых российских дизайнеров, выпускников Британской высшей школы дизайна. Так, Юлия Борискина показала детское платье из неопрена; Надежда Конрад представила жакет из хлопка с эффектом рыбьей кожи; Светлана Сальникова – куртку, выполненную с применением технологии лазерной резки.

Помимо использования новейших волокон в одежде, на Биеннале были показаны инновационные способы окрашивания тканей. В частности, подробно рассказывалось о возможностях цифровой печати. Кроме того, отдельный стенд был посвящен так называемой «структурной окраске». Ориентируясь на исследования Г.И. Кричевского, авторы выставки отмечают, что структурная окраска существует в природе более 500 млн. лет. Ее научное изучение началось в XVII в. Исааком Ньютоном, описавшим радужную окраску хвоста павлина. Во второй половине ХХ в. в результате совместных исследований биологов, физиков и химиков были предприняты попытки имитации структурной окраски. В конце ХХ – начале XXI вв. ученые обнаружили, что в природе окраска объектов может создаваться не только в результате применения окрашенных веществ, но и за счет организации геометрически упорядоченных структур, имеющих микроскопические размеры. При взаимодействии света с этими структурами происходят явления дифракции, интерференции, рассеивания световых лучей, приводящие к появлению цвета. Принцип оптического появления цвета положен в основу современных тканей «структурной окраски».

Интересными объектами, представленными на выставке, стали изделия, созданные при помощи 3-D принтера – футуристическая шляпа и пластиковое «кружевное» платье.

В рамках Биеннале проводился конкурс на создание арт объекта из современных высокотехнологичных тканей. По результатам конкурса было выбрано шесть победителей, которым были предоставлены ткани российской фирмы «Текс-Центр».

Одним объектов-победителей стало интерактивное платье «Confluens», созданное группой «Wisper». В основу объекта положен принцип мимикрии. «Абсолютно прозрачное, платье практически незаметно в помещении без людей. При появлении человека, благодаря встроенной системе сенсоров, оно приобретает цвет и фактуру.

На биеннале был представлен мой проект «Облеченная в свет», также победивший в конкурсе. В современном быстро меняющемся мире одежда должна быть с одной стороны удобной, с другой – «независимой». Исходя из подобной идеи, мне пришла в голову мысль о создании серии арт-объектов, способных быть и одеждой, причем надеваться по-разному, в зависимости от настроения человека, и частью современного интерьера, например, светильниками. Помимо непосредственно тканей, в создаваемые объекты были включены светодиоды.

Проект «Облеченная в свет» включает четыре объекта, каждый из которых символизирует определенную стихию: «Воздух», «Вода», «Земля» и «Огонь». Темы стихий также поддерживаются орнаментами, расположенными внутри каждого объекта.

39.JPG

В объектах применялись посеребренная ткань, обладающая экранирующими свойствами, предохраняющими человека от вредных компьютерных излучений, ткань «МИФ», применяющаяся в медицине для изготовления противоожогового текстиля, а также ткань с серебряным покрытием.

Биеннале «Изобретая моду» привлекло внимание большого количества специалистов, работающих в области текстильного и модного дизайна. Создание новых тканей – это область, лежащая на стыке науки и искусства. Можно с уверенностью сказать, что инновационный текстиль – это перспективное направление, которое будет продолжать развиваться как в области создания промышленных образцов, так и проектирования футуристических дизайнерских объектов.

line.jpg

В статье использованы материалы:

  1. Инна Логунова. Космический скафандр для мегаполиса. Первая российская биеннале инновационного текстиля покажет одежду будущего // Профиль. 21 марта 2015 г.
  2. Цветкова Н.Н. Инновационные технологии в современном текстиле. // Месмахеровские чтения – 2015: материалы международной научно-практической конференции 20-21 марта 2015 г.: сб. науч. ст. / ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А.Л. Штиглица; ред.-сост. Г.Е. Прохоренко. – СПб: СПГХПА им. А.Л. Штиглица, 2015. С. 451-455.
  3. Цветкова Н.Н. «От кокона до космоса» - по материалам I Биеннале инновационного текстиля «Изобретая моду». // Мода и дизайн: исторический опыт – новые технологии. Сборник статей. СПб, 2015. С. 195-198.
  4. Sarrah E. Braddock Clark and Marie O’Mahony. Techno Textiles 2. - New York.: Thames & Hudson, 2006.
  5. Chloe Colchester. The New Textiles. Trends and Traditions. New York: Rizzoli International Publications, Inc., 1991.
  6. Lesley Millar. Textural Space. The Surrey Institute of Art and Design University College. 2001.
  7. Quinn B. Textile Visionaries: Innovation and Sustainability in Textile Design. Laurence King Publishing, 2013
  8. Leah Buechley // exploratorium.edu: Exploratorium. 2014. URL
  9. http://www.teks-centre.ru