Cтарт как результат. О конкурсе Graduate Fashion 2023

3 июля 2023 года состоялся конкурсный показ «Лучшие выпускные коллекции — Graduate fashion 2023», что позволило выпускникам двух ведущих вузов Санкт-Петербурга представить свои работы экспертам и заинтересованной публике, а также – увидеть на общей площадке и оценить уровень квалификации и креативности, и поразмышлять о возможных перспективах в сфере моды.

В конкурсной номинации «Коллекция» приняли участие 12 выпускников Художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица и 14 авторов из Университета промышленных технологий и дизайна.

Коллекция Александры Плаксей, СПбГУПТД. Фото: ©Александр Трофимов. 2023
Коллекция Александры Плаксей, СПбГУПТД

Общий смотр коллекций показал, что студенты выбирают схожие темы и методы моделирования и можно было отметить несколько коллекций-близнецов из разных вузов. Лейтмотивом показа стал корсет (секс, молодость, романтизм, доспехи…), фигурировавший во многих коллекциях, как женских, так и мужских, и носимый не только на талии, но и на бедрах. Во многих моделях присутствовали мягкие формы, немного увеличенные, но пропорционально выверенные объемы, интересные находки в крое и обработке изделий (работы Татьяны Кубанец-Файнгольд, Александры Плаксей). Студенческие вариации на тему бомберов, мягких курток, плащей и свитшотов оригинальны, вполне реальны для внедрения в производство и, конечно же, актуальны для Питера.

Университет промышленных технологий представил несколько коллекций со сложно сконструированными жакетами, в том числе с идеально нарисованными и отшитыми воротниками «щучий хвост» (работы Полины Поляковой и Полины Ожигановой). Академия имени Штиглица показала замечательные образцы черной и скульптурной коллекций (работы призеров Камилы Фазульзяновой и Чемяконой Софьи). Следует сказать, что общий уровень швейного мастерства довольно высок, дипломники использовали очень разные материалы: от бархата, кружева, органзы, винила и экспериментальных глины и силикона до макетной бязи. При этом во многих коллекциях они были творчески доработаны или преобразованы авторами в лучших традициях питерской школы.

Коллекция Татьяны Кубанец-Файнгольд, СПГХПА им. А.Л. Штиглица. Фото: © Александр Трофимов. 2023
Коллекция Татьяны Кубанец-Файнгольд, СПГХПА им. А.Л. Штиглица

Стилистически молодые дизайнеры традиционно предпочли готический романтизм, экологический кэжуал, конструктивизм и этнические мотивы. А вот авангардных коллекций было немного. И это характерно не только для российских студентов. Общая тенденция моды последних лет — практицизм, коммерциализация за счет сокращения креативной составляющей. Таким образом, и среди студентов, которые ориентируются на подиумы и модные новости, растет желание сделать «крепкие» вещи, не рисковать. Поэтому нет гипертрофированных образов и сложной проработки формы с выходом на новые пропорции и линии, нет абсолютно новых приемов в работе с материалом, нет смелости, от которой захватывает дух и замирает сердце. Не случайно Ирина Селюта резюмировала свое впечатление о коллекциях словами: «Научиться шить — не достаточно!». Конечно, эксперты — это люди, которых сложно удивить в силу насмотренного и накопленного опыта, но все они безошибочно реагируют на то, в чем сокрыто творческое откровение. И кажется, они его не нашли в этом году…

Ирина Селюта и Александра Соколова в жюри конкурса. Фото: © Александр Трофимов. 2023
Ирина Селюта и Александра Соколова в жюри конкурса

Наверное, поэтому многочисленному жюри было так сложно выделить фаворитов. Призовые коллекции Евгении Семерок и Софьи Чемяконой объединило то, что они не только выделялись из общего строя, но и были наиболее завершенным авторским высказыванием на «заданную тему». Насколько девушкам удастся найти свое место и сохранить уникальный голос — покажет время.

Стоит отметить, что работы студентов Академии имени Штиглица выглядели более модными, в них было меньше ностальгирующих мотивов и тематики ретро. И это свидетельствует о большей самостоятельности студентов и отличном профессиональном тонусе преподавателей. Коллекции Университета разнообразнее по темам и придуманным деталям, за чем тоже стоит огромная работа преподавателей, но не всегда очевидно предназначение моделей определенной аудитории. Тем не менее, оба вуза, а именно — профильные кафедры, находятся в отличной форме, и конкурс продемонстрировал, что проблемы, порожденные «удаленкой», затронувшей в полной мере выпускников этого года, преодолены с успехом.

Коллекция Софьи Чемякиной, СПГХПА им. А. Л. Штиглица. Фото: © Александр Трофимов. 2023
Коллекция Софьи Чемякиной, СПГХПА им. А. Л. Штиглица

Помимо основной номинации в конкурсе были заявлены «Сценический костюм», в котором организаторы объединили работы художников кино и творческие коллекции дизайнеров, по каким-то причинам не попавшие в номинацию «Коллекция», а также — номинации «Текстиль», «Видео» и «Портфолио». Безусловно, все направления подготовки и достижения выпускников достойны того, чтобы быть представленными общественности, но необходимо продумать формат конкурса таким образом, чтобы он, действительно, презентовал лучшие работы широкой публике, давая тем самым старт ко вхождению выпускников каждого года в профессию и в дизайнерское сообщество.

Текст: © Майя Кузнецова. 2023
Фото: © Александр Трофимов. 2023
Фото на анонсе: Коллекция Полины Ожигановой