Авангарденс. 
Добавь свой цветок

С 9 по 18 июня 2017 года продлится юбилейный десятый фестиваль «Императорские сады России».

Международный фестиваль садово-паркового искусства «Императорские сады России» – это ежегодное масштабное культурно-массовое мероприятие, которое проводится силами Русского музея и на его территории – в Михайловском саду. Фестиваль «Императорские сады России» – это первый ландшафтный фестиваль в России и на сегодняшний день единственный на Северо-Западе.

Центральным событием фестиваля является проведение ландшафтной выставки-конкурса. Участники конкурса создают ландшафтные композиции, садовые инсталляции и арт-объекты на заданную тему. Каждый год коллектив рабочей группы фестиваля разрабатывает новую тему и задание для участников выставки-конкурса, а также формирует сценарный план всего фестиваля, который также включает в себя разнообразную культурно-развлекательную и просветительскую деятельность.

«Авангарденс/Avantgardens» – так звучит тема выставки садово-паркового искусства 2017 года. Участникам было предложено интерпретировать концепции и образы авангардного искусства. Также затронута и экологическая тема, так как 2017 год в Российской Федерации объявлен Годом экологии.

Представители Санкт-Петербургского Союза дизайнеров участвуют в фестивале не первый раз и в этом году мы хотим представить именно их работы.

Боремир Бахарев. Проект «Объемно-пространственная геометрическая композиция».

TROFOTO_6088_09062017.jpg

В основу композиции легли результаты осмысления автором собственных опытов с формой и геометрией, использованных им в своих предыдущих работах и личные впечатления от творчества русских художников начала XX века.

Средовой арт-объект наглядно показывает переход графической составляющей в объем, пространственное взаимодействие и сочетание цвета, форм и плоскостей. Композиция выполнена из основных геометрических фигур (квадрат, круг, прямоугольник), смонтированных на основе модульной сетки. Динамичность объекта подчеркивает его размещение под выбранным углом с помощью специального подиума, который также является частью композиции.

Дизайн-студия Ольги Подольской. Проект «Открой Себе Мир!-2».

TROFOTO_6156_09062017.jpg

Инсталляция представляет собой огромный круг в середине Масляного луга, выложенный синими пластиковыми бутылками, в центре которого – маленькое деревце, которое как будто задыхается от того количества пластика, которое мы выбрасываем. Сквозь «море» синих бутылок идет помост красного цвета. Каждый посетитель сможет попасть в центр композиции и увидеть, как огромен масштаб ущерба, наносимого нами природе!

Почему выбран синий цвет? Во-первых, потому что этот цвет – один любимых цветов художников русского авангарда; во-вторых, синий цвет ассоциируется с предупреждением (!). Именно в таком значении он используется в знаках дорожного движения. Синие бутылки, красный помост и зелень вокруг – создадут яркие впечатления и привлекут внимание. Кроме того, в проекте есть и социальная составляющая – масштабностью самого настоящего бедствия загрязнения окружающей среды пробудить у людей – подростков, взрослых и детей – экологическое сознание. Привлечь внимание к необходимости сортировки и утилизации пластика.

Проект «Сердце сада».

TROFOTO_6063_09062017.jpg

Известно, что многие деревья живут в несколько раз дольше человека, но мало кому приходит в голову мысль о том, сколько интересных событий, мировых переворотов, пришлось на их век.

Самый старый дуб Михайловского сада растет здесь уже 281 год! Кто из нас может вспомнить все события, прошедшие за это время в Санкт-Петербурге? А он помнит… Дуб был посажен в эпоху императрицы Елизаветы Петровны, еще в регулярной части третьего Летнего сада, так в то время называлось это место. Жизнь шла, менялась композиция сада, менялся его зеленый наряд. Именно этот дуб был свидетелем изменений не только в жизни сада, но и всего облика города – строился Михайловский замок и Михайловский дворец. Он пережил революцию 1917 года, Великую Отечественную войну 1941–1945 годов, возрождение города и многое-многое другое.

Дуб стал «сердцем» Михайловского сада, его главным центром. В 2014 году его внесли в Реестр старовозрастных деревьев России и присвоили звание «Дерево-памятник живой природы». Уже 10 лет дуб наблюдает за фестивалем «Императорские сады России». А теперь и сам стал его участником. Цель инсталляции «Сердце сада» – привлечь внимание людей к теме экологии, что очень важно в наших загазованных городах. Давайте сохранять деревья и события, которые они хранят в своей памяти!

Наталия Цветкова. Проект «Эффект бабочки».

TROFOTO_6094_09062017.jpg

Инсталляция представляет собой композицию из четырех бабочек – «День» и «Ночь». Выполненные в технике ткачества, две дневные и две ночные бабочки, закреплены на растяжках между деревьями.

Выбор цветового решения основан на теории Василия Кандинского, одного из родоначальников русского авангарда. В книге «О духовном в искусстве» художник пишет, что цвет вызывает определенные и специфические изменения в психическом мире человека, порождая устойчивые смысловые ассоциации. В соответствие с этой теорией активные краски (желтая, красная и оранжевая) выражают идеи радости, торжества, полноты бытия. Синий с переходом к черному – покой и даже печаль. Зеленый – самый спокойный – благотворно действует на уставшего человека. Бабочка «День» выполнена в желтых, синих и фиолетовых цветах, что создает игру противоположных цветовых движений. Тем самым передается душевное состояние человека, которое он испытывает, когда каждый прожитый день полон разных – иногда противоречивых – возможностей. Бабочка «Ночь» выполнена в желтых и черных цветах со вставками зеленого цвета и символизирует покой. Бабочки сотканы на ручном ткацком станке из полиэтиленовых пакетов, что представляет экологическую тему в моем творчестве – создание «природных» объектов из «неприродных» материалов.

Светлана Данилова и Александр Демин. ФГБУВО «СПБГАСУ». Проект «К».

TROFOTO_6170_09062017.jpg

В этом году наш университет отмечает 180 лет своего существования, кафедра дизайна решила участвовать в фестивале и благодарит за финансовую поддержку ректора ВУЗа Евгения Ивановича Рыбнова.

Проект предлагает погрузиться в многоплановое особое пространство инсталляции, где зрители становятся активными участниками творческого процесса. Создаваемая пространственная среда предполагает не только насыщенный сценарий внутренней жизни – мастер классы, воркшопы, лекции на открытом воздухе, но и предрасполагает к минутам философского созерцания и уединения. Идея непрекращающегося до настоящего времени противостояния смыслов эпохи авангарда раскрывается через игру классических форм внешнего периметра композиции, контрастов цвета и плоскостей, смелого синтеза материалов и живого объемного прочтения темы «черного квадрата», нацеленного на восприятие мира объёмно и во всём разноцветии.

Тайный смысл основного прототипа композиции – «Чёрного квадрата» К. Малевича, интерпретируется как мир, окружающий нас, который только на первый, поверхностный, взгляд выглядит плоским и черно-белым. Границы восприятия и их материальность – условны, а реальность – многомерна. Чёрный квадрат – плоская одноцветная фигура. Но, быть может, это лишь передняя сторона чего-то большего, например, куба? Ведь мы знаем, что, если строго фронтально глядеть на объемный предмет, может сложиться ложное впечатление о его плоскости. Посетителям предлагается выйти за пределы видимого и сместить точку зрения. В проекте «квадрат» получает свое развитие в виде наполненности объема природными и растительными компонентами, что отражает современные тенденции архитектуры и дизайна среды к созданию эко-устойчивых, «зеленых» объектов и ландшафтов, программа использования и философия которых нацелена на важную необходимость улучшения микро и макроклиматических параметров окружающей среды. Всё это, безусловно, отражается на общем комфорте, благополучии, здоровье не только людей, но и планеты в целом. Внутри же куб для зрителей раскрывается качественно иным пространством, «зазеркальем», с бесконечным горизонтом информации – символом будущего и неумолимости прогресса. Внести свой вклад этот проект, может каждый. На стенах внутреннего павильона еще есть свободные места для установки растений.

Каждый автор представил свое решение взаимодействия объекта со средой парка. Хотелось бы предложить дизайнерам Союза продумать совместную концепцию участия в фестивале в следующем году.

Программа фестиваля.

Фоторепортаж с мероприятия

Материал подготовлен: Александра Траубе.
Фото: © Александр Трофимов. 2017