Китай и Индия. Разделенная коллекция

Добро, все-таки, стоит делать – вероятно, это лучший памятник, который мы можем оставить о себе на земле – и лучшего примера, чем история жизни, забвения и триумфального возвращения барона Штиглица здесь трудно найти.


1953_002.jpg
Центральное училище технического рисования. Историческая фотография.

…Пылкий поклонник Шиллера и Гете, Александр Людвигович Штиглиц не собирался идти по стопам своего отца, российского гражданина в первом поколении, сделавшего головокружительную деловую карьеру. Самому Николаю I, «с сожалением представлявшему себе возможное прекращение дел столь знаменитого дома», пришлось «милостиво уговаривать» юного барона не бросать семейное дело.

Барон не бросил – но юношеский идеализм жил в нем до конца дней. Он вкладывал миллионы в железные дороги, в новейшее оборудование для текстильных фабрик, в развитие банковской системы – и был крупнейшим благотворителем и меценатом, содержал приюты и школы, жертвовал государству и частным лицам. При этом А.Л. Штиглиц был одним из крупнейших в мире собирателей шедевров декоративно-прикладного искусства. Поэтому, после реализации своего самого «креативного» благотворительного проекта – создания Училища технического рисования в Санкт-Петербурге – он выделяет деньги на создание при училище специального здания музея, предназначенного стать для учащихся наглядным пособием «с древнейших времен». Вкладываемые суммы были, по тем временам, колоссальными – к примеру, они во много раз превышали последующие пожертвования Мамонтова и Морозова. Строительство музея по проекту М.Е. Месмахера началось в 1885 г.

В то время частных училищ с такими музеями не существовало ни в одной стране мира. Это начинание стояло на одном уровне с Кенсингтонскими музеями в Лондоне (будущим Музеем Виктории и Альберта), Музеем ремесла в Вене, Музеем прикладного искусства в Фонтенбло. Здесь была представлена самая крупная коллекция прикладного искусства в России. Ни одно собрание в стране, за исключением, вероятно, царского, не могло сравниться с музеем училища.

Значительной частью коллекции являлось собрание искусства Востока, служившее образовательным целям. Сюда входили систематически приобретавшиеся китайские и индийские изделия. В китайской части коллекции особенно выделялись изделия из перегородчатой эмали, в индийской – уникальные ювелирные украшения и работы золотых дел мастеров.

После смерти барона Штиглица вся ответственность за училище и музей прикладного искусства легла на Надежду Михайловну, приемную дочь барона, и зятя, Александра Александровича Половцова, а позднее и на их детей. Коллекция музея прирастала благодаря завещанным бароном средствам и образованности, вкусу и чутью семьи Половцовых, игравших значительную роль в ее становлении и развитии.

В 1926 г. статус музея изменился – его самые ценные восточные коллекции были разделены и переданы в Эрмитаж и Кунсткамеру.

Акция, прошедшая 16 февраля 2006 г. в Санкт-Петербургской Государственной художественно-промышленной академии, призвана была хотя бы частично вернуть все на свои места. Темой дня стала выставка «Китай и Индия. Разделенная коллекция» – концепция, реализованная благодаря активному участию Государственного Эрмитажа, Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН и Музея прикладного искусства СПбГХПА. На выставке в музее Академии были представлены ценнейшие изделия из китайской и индийской коллекций А.Л. Штиглица. В ходе мероприятий состоялся премьерный показ документального фильма «Завещание барона Штиглица», а СПбГХПА открыла две постоянные экспозиции, составленные из работ выпускников XIX и XXI вв.

Организатором акции стал Центр национальной славы России, Попечительский Совет которого присутствовал здесь практически в полном составе. В него входят Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, председатель Совета директоров НК «ЛУКОЙЛ» В.Ю. Алекперов, президент группы компаний «Тройка Диалог» Р.К. Варданян, художественный руководитель – директор Государственного Академического Мариинского театра В.А. Гергиев, генеральный директор ВГТРК О.Б. Добродеев, генеральный директор ОАО «ГТК-1» А.Н. Лихачев, губернатор Санкт-Петербурга В.И. Матвиенко, первый заместитель Председателя Центрального банка РФ Т.В. Парамонова, директор Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровский, губернатор Ленинградской области В.П. Сердюков, министр культуры и массовых коммуникаций А.С. Соколов, ректор Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии А.Ю. Талащук, министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко и др. Председатель Попечительского Совета ЦНСР – Владимир Иванович Якунин, президент ОАО «Российские железные дороги».

Будем надеяться, что инерция добрых дел, запущенная А.Л. Штиглицем, будет продолжаться.

P.S. От себя хотел бы поблагодарить за помощь и поддержку в реализации успешного дизайн-проекта: А.Ю. Талащука, Е.А. Резвана, В.К. Зноева, А.Т. Жигалко, В.Л. Фейгина, В.Н. Тимошенко, А. Кудрявцева, С. Галинина, сотрудников музея СПбГХПА

Текст: © Сергей Дужников, дизайнер-координатор проекта.