Три Д

20 сентября в зале Генриха II-го Академии им. Штиглица состоялось «закрытое открытие» Дней датского дизайна (Days of Danish Design). Если и есть у нас недостача дизайнерских «витаминов», то именно такие события восполняют их, не только студентов подстёгивая в работе, но и проверяя «линии силы» у профессионалов.


_MG_8254.jpg

Эти «Д» звучат как тавро, обозначающее репутацию. Тут хотелось бы, конечно, добавить и четвёртое «Д» – доступность (в смысле демократичности цены), – но это не так. Предметы датского дизайна дороги. И, возможно, для банального отечественного вкуса в этом кроется открытие: оказывается, платить надо не за позолоту и имитацию римской роскоши, а за понятную идею и безупречное, выверенное и устойчивое качество исполнения. Представленные в экспозиции образцы – это «негромкие» предметы, лишённые всякой пышности, наносного лоска и мнимой дороговизны, воплощающие в себе точное «рацио» и сдержанное «эмоцио». Балансирующие на грани самодостаточности функционального изящества, где верно понятый комфорт стал убедительной эстетической категорией. Для тех, кто вовсе не знаком с этой частью современной скандинавской культуры (в очень широком смысле, включающем и традиции, и эстетику, и технологии), подобная выборка полезна втройне. Устроители события как раз и нажимали на пользу диалогов профессиональных сообществ. 

_MG_8313.jpg

Программа этих встреч включала в себя «круглые столы», семинары и мастер-классы с такими темами, как «Феномен современного дизайна Дании и его влияние на развитие дизайна жилых интерьеров», «Эстетика простоты в датском дизайне», «Путь развития продукта предметного дизайна. От идеи до бестселлера», «Свет как инструмент датского дизайна» и многими другими.

_MG_8291.jpg

Впервые проводимая в «Мухе» такая инициатива состоялась благодаря усилиям компании LABORATORY GROUP при поддержке Посольства Королевства Дания в Москве. Более полусотни элементов предметного и интерьерного дизайна, приехавших из Дании, в дальнейшем будут представлены на российском рынке как достойные послы от варягов. Среди организаторов, участников и гостей события были: Георгий Данилов (арт-директор LABORATORY GROUP), Dan Takiar Petersen (Nuura), Мария Ышыкдемир (коммерческий директор концепт-стора L'Appartement), Kristina Dam (Kristina Dam Studio), Дмитрий Дегтярёв (OSKO HAUS), Lene Skipper Hermansen (Warm Nordic), Johan Christian Chen (FRAMA), Anders Thams (MOEBE), Павел Ульянов (Основатель проекта Chairmuseum), Веселицкий О.В. и Бабурова Н.В. (каф. Дизайна среды Академии им. Штиглица), Хельмянов С.П. и Грязнов В.В. (каф. Промышленного дизайна Академии им. Штиглица), Блинов А.К. (зав. каф. Дизайна мебели Академия им. Штиглица), Бондаренко И.И., Миронов К.В., Ширинкин О.В. и Горчанинов О.В. (каф. Интерьера и оборудования Академии им. Штиглица), Елена Козырева (член союза архитекторов, каф. изобразительного искусства СПбГУ), Анна Третьякова (дизайнер интерьеров ИКЕА), Екатерина Прозорова (зам. директора Школы Дизайна ArtFuture по выставочной деятельности).

_MG_8259.jpg
_MG_8292.jpg

В живом и лёгком разговоре, открывающем череду встреч, Георгий Данилов заметил, что интерес к датскому дизайну выражает глобальный центростремительный импульс, а Мария Ышыкдемир говорила о том, что современный дизайн Дании основан на исторических первоисточниках: цитирует их и продолжает развивать устоявшиеся стандарты уже в новой реальности. Также она напомнила о принципах «разумного потребления», что выражается в числе прочего и в долгожительстве предметов домашнего убранства. Дмитрий Дегтярёв говорил о технологиях и формальном языке современных фахверковых домов, которые в новой реальности находят свежие обоснования здравому соседству с природой. Олег Веселицкий и Наталья Бабурова рассказали о методологии работы в Академии, представив студенческий Комплексный проект «дизайн-организации туристской инфраструктуры Калевальского Национального парка». Сергей Хельмянов напомнил, что для отечественной культуры в промышленном дизайне составляющая «пром» была важнее части «дизайн» – стране нужен был продукт в больших количествах, – но напомнил о таких датских гига-марках, в которых легко соседствуют эстетическое качество с уровнем промышленной выделки, как ECCO, LEGO, Skygen или Bang&Olufsen. Викентий Грязнов отметил тот факт, что именно дизайн в качестве сильного инструмента поддержки способствует успешной «продаже» Дании на мировом рынке. Однако и этот пик интереса не будет длится вечно. Павел Ульянов добавил, что собственно бренд «скандинавский дизайн» возник в середине 50-х годов прошлого века благодаря успешной передвижной выставке, которая открыла этот феномен для Америки, а в своей презентации говорил о неоспоримой связности скандинавского дизайна. Разве что шведы первыми обозначили мощную социальную составляющую дизайн-усилий, а финны, как индустриально продвинутые, смогли поддерживать массовое производство. Дания, отставая в поточном изготовлении, была сильна в кустарных традициях – речь шла о мебели – с исключительным качеством малосерийного производства, способная дополнять это гибкостью реакции на запрос. Здесь ординар производственной культуры лежал в основе общественного благополучия и бытового культурного уровня. Среди прочего в основе лаконизма и простоты дизайна лежит и религиозная традиция, предполагающая разумную аскезу. Обращение к функциональным и стилевым основам в датском дизайне сейчас означает не только поиск нового, но и оптимизацию уже найденного. Маятник, качающийся между функционализмом, т.е. сугубой пользой, и декоративизмом, как воплощением «избыточной» красоты, после мирового кризиса 2008 года пришёл к стадии упрощений, что, кстати, совсем не равно примитивизации. Взвешенный антропоцентризм задал эргономические постулаты дизайна. В отличие от немецкого функционализма, исповедовавшего эстетику в качестве основы, датчане опираются на «честный функционализм». Безупречное воплощение проверенных страндартов делает предметы датского дизайна произведениями вне времени. Приведённый докладчиком постулат «Это стул из хорошей семьи» как нельзя лучше демонстрирует связность традиций и способность предмета мебели выступать в роли «наследства», того правильного вложения средств, когда элемент быта становится ценностью не только ностальгических семейных взаимосвязей. Секрет «вечной молодости» – это следование базовым ценностям минимализма и удобства, которые выражают и давно устоявшиеся цеховые традиции. Аура исторической и вкусовой преемственности, которая окружает эти предметы, создаёт видимое поле их эстетической связности и рациональной обусловленности: датскую мебель и предметы быта не заподозришь в гламурной аффектации и сиюмоментном пускании пыли в глаза.

_MG_8276.jpg

Экспозиция предметов датского дизайна, составляющих иллюстративную часть события, заняла почти половину Молодёжного зала Академии им. Штиглица. Особенным полезным качеством этой выгороженной лёгкими ширмами выставки привезённых скандинавских образцов стало соседство с нею работ студентов Академии: интерьерные проекты и мебель, металл и стекло. Именно такое, непосредственное и живое соседство позволяет создать сравнительные слои и аллюзии. Что может быть лучшим стимулом для восприятия новых идей? И продуцирования, возможно, новых тем для собственной работы. Итак, зачин сделан. Датский дизайн вновь обозначил себя в России, и на этот раз большим системным разговором. Что дарит надежды на новое осмысление открывающихся возможностей. Кооперация творческих и бизнес-площадок прямо призывалась названием первого круглого стола, который предлагал думать о взаимодействии двух стран «на фоне общемировых тенденций в индустрии предметного дизайна и дизайна среды».

_MG_8282.jpg

Текст: Владимир Корольков.
Фото: Александра Траубе.