Понаехавшие

Пожалуй, можно назвать уникальным такой «большой сбор» художников и галеристов – арт-салон, организованный «Пермской ярмаркой» в зале Экспо-центра. То, что не однажды прокатывалось там, где проект был рождён, впервые прибыло разномастным десантом в наш город, привыкший к титулу «культурной столицы». Проект «Понаехали» призван соединить рассыпанные по стране личности и подходы, масштабы и предложения, и, видимо, выразить некий срез актуального состояния арт-рынка.

Более четырёх сотен авторов и коллективов из более чем полусотни городов 18 стран собраны в этой по-своему показательной панораме сегодняшнего дня. Художники и галереи разны. И не только видами искусств: тут представлены живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, куклы и т.д. Они исповедуют и разные форматы обращения к зрителю, и разные принципы работы, и разные стилистические пристрастия. Здесь можно увидеть почти всё: от легкомысленной сувенирщины до серьёзного и страстного созидания. То, что рамки выставки-ярмарки вбирают в себя такие разные проявления художества (далеко не всегда высокого полёта), одни склонны рассматривать как несомненный и объединяющий плюс, другие относят к минусам, «сваливающим в кучу» творческие поиски и мелкую коммерцию. Как бы там ни было, а опыт этот выглядит впечатляющей пробой чего-то нового и, будем надеяться, перспективного. Где ещё как не в Петербурге, городе пришлых иноземцев, место такому фестивалю творчества с ироничным и грубоватым самоназванием?

Фото: © Александра Траубе. 2020

Буйный или аккуратный цвет, тонкие монохромы на бумаге и яркий батик, мелкая пластика и скульптура от бронзы до гранита, акварель и линогравюры, стекло и керамика, гипс и фарфор, ткани и поделочные камни, дерево и акрил, абстракция и гиперреализм, маринизм и анималистика, оригиналы и принты – чтобы всё это воспринять, надо уделить салону неспешное время. Много привычного нам реализма, зачастую беспомощно-подражательного, порой слащаво-наивного, но иногда вдруг вспыхивающего настоящей наблюдательностью, сильной академической школой и впечатляющим эмоциональным обобщением. Есть страстный и искренний экспрессионизм, есть слабая любительщина, есть точная мастеровитость, есть поточно-холодное тиражирование. То есть предложения почти на любой вкус и кошелёк. Вот разве что латунные сковороды «французского блошиного рынка» выглядят тут, мягко говоря, не совсем уместно, что отчасти смазывает картину. Но, видно, на то она и ярмарка, чтобы тут мог заявить себя всякий, кто призывает так или иначе украшать свою жизнь.

Первые впечатления участников, с которыми мы разговаривали, касались недоумения именно по поводу «формата» и отсутствия зрителей (мы беседовали с ними в середине воскресного дня). Хоть не все из них могут оценить эффективность рекламы и информационной поддержки этого события в городе: некоторые узнали о нём совершенно случайно. В связи с этим их ожидания пока непонятны. Мы (Александра Траубе и Владимир Корольков) поговорили с разными авторами и галеристами, пробуя ухватить нечто важное, что они могли и хотели бы получить от этого собрания в Санкт-Петербурге. Вопросы повторялись: от «Зачем вы здесь?» до «Какую частотность этого события вы бы рекомендовали?». Попробуем услышать столь разных участников выставки. Разумеется, эту спонтанную выборку никак нельзя рассматривать в качестве объективного «портрета» арт-салона (потому и не конкретизируем участников), но какое-то представление о «разности потенциалов» это, надеемся, даст.

Малхаз (Грузия), имеющий две галереи в Москве, сожалеет о том, что участвует в этой выставке. Считает время потраченным впустую. Плюс неприятные впечатления, не добавившие светлых эмоций. Пара петербургских покупателей оказалась «сложной», но вовсе не в смысле какой-то вычурной требовательности. В сентиментальных видах Тбилиси они признали Италию, сказав об этом с зачарованным придыханием, уже готовые раскошелиться, но, когда выяснилось, что это «всего лишь» Грузия, с холодной каменностью в лицах удалились. Впрочем, природный оптимизм не даёт супружеской паре экспонентов скатываться в ответную предвзятость.

Кирилл (Санкт-Петербург) говорит, что никогда не выставляется на сугубо художественных выставках, и в этом смысле такое участие – его первый опыт. Потому для него это крайне интересно. Пиар-составляющая важна, хоть он сомневается, что найдёт здесь именно «своего зрителя». Он был бы не против, если бы подобный салон проходил раз в полугодие. Его стенд кардинально отличается, как он считает, от окружения, поскольку он художник-дизайнер, создающий предметы для luxury-сегмента. Познакомиться с огромным числом людей, знающих мир художников, но далёких от мира интерьеров – это для него позитивная задача. Конечно, по сравнению с московскими, парижскими или миланскими выставками, где он участвует, «народу очень мало», но «то, что он есть – уже здорово». Он считает, что, как ни странно, многие попросту не знают о событии.

Ирина (Санкт-Петербург), представляющая свои работы на коллективном стенде кукол (полсотни авторов) считает, что «среднего покупателя» для неё нет, поскольку приходят люди с очень разными представлениями о кукле, как предмете: для кого-то это интерьерный фетиш-объект, а для кого-то тёплый друг, с именем, характером и историей. Ей очень приятно находиться здесь, хоть обязательной задачи продать свои изделия нет: новые знакомства и общение с людьми очень важны и нужны. Частотность дважды в год была бы, наверное, полезной для такого салона, в том числе, скажем, в предновогоднее время. Другая Ирина (Москва) с этого же стенда (собственно, она его организатор) опасается, что удалённость от города работает против события. Полагает выставку очень нужной: и для художников и для зрителей, включая покупателей. Ведь зритель «создаёт ауру». Считает усилия организаторов салона по его поддержке колоссальными, что не исключает участия самих экспонентов в информировании своей аудитории.

Кирилл (Пермь) впервые участвует в подобном формате, вписавшись в квартет единомышленников (скульптура и графика) , и потому ожидает мнений профессионалов о своих работах. На продажи не особенно надеется, в том числе из-за удалённости форума от города. Рекламу в метро видел, но не может судить об её эффективности. Если ему понравится, он бы, пожалуй, участвовал с периодичностью раз в год. Считает, что должен быть куратор, формирующий выставку, чтобы включалось некое мерило профессионализма. Впрочем, о ярмарочном формате салона все участники были предупреждены заранее.

Руслан (Краснодар), представляя Арт-клуб, считает подобную выставку праздником, где общение важно так же, как и продажи. Впечатления и вдохновение уже оправдывают участие в арт-салоне. Рекламы события он не видел и несколько сетует на недостаточность потока зрителей. Ведь деньги покупателей для художника означают свободу в том, чтобы заниматься своим делом. С удовольствием продемонстрировал «арабский строй» музыкального фрагмента, который сыграл на симпатичной миндалевидной свистульке, керамической окарине (ударение на «и»).

Для Анастасии (Нижний Новгород) это уже 13-я выставка, и она считает хорошим знаком для себя участие в таком необычном и масштабном проекте. Общение для неё безусловно важнее продаж, поскольку живопись, уходя к зрителю, «как послание в бутылке», не всегда показывает его восприятие («кто и как его прочитает, никогда не знаешь»). А тут, на выставке, это становится живым и очевидным. Многие участники от «Арт-России» для неё здесь почти как родственники. Неожиданна её реплика о том, что питерские веганы реагируют на её фруктовые натюрморты.

Илья (Пермь), представляя свою команду, говорит, что впервые заявляет о своём проекте – и на питерском рынке, и вообще. Интерьерная, прикладная роль арт-объектов, в т.ч. живописи, выступает здесь в качестве «пробы себя». Совпадение с идеей бизнеса (если «арт» предлагается для коммерческих пространств) становится мотиватором для коллектива, который воспринимает холсты в качестве визуализированной корпоративной философии. Команда планирует выйти на проектировщиков интерьеров. Вопрос настенного постера «Вы предприниматель?» ранжирует и уточняет эту заинтересованность: арт-дилер, художник, инвестор, галерист, арт-менеджер, куратор, дизайнер? Зрителей, на взгляд собеседника, «не так много, как хотелось бы». Тем не менее надежда найти партнёров – это главный стимул для участия в салоне «Понаехали». К слову, по его мнению, в самой Перми за два десятилетия выставка стала катализатором определённой комьюнити. Коммерческое оправдание там уже очевидно.

Татьяна (Калининград) работает в разных техниках и считает, что приехать в Питер с выставкой – это мечта. Оказаться здесь со своими работами любому художнику, особенно начавшему, – «это круто». Тем более, если удастся найти контакты, в т.ч. с галереями. Продажи уже пошли (часть её керамики забирают). Считает, что художник всегда находится в процессе обучения и роста. Вот почему подобные встречи так полезны. В Петербурге она впервые. Зрителей, к сожалению, пока (для воскресенья) маловато, но Татьяна с оптимизмом ожидает, что и в рабочее время, на неделе, найдётся правильный посетитель. В нашем с ней разговоре в том числе возникла идея взаимодействия с галереей, на что она отреагировала, смеясь: «Вот для этого выставки и существуют!».

Альберт и Евгений (Казань) с увлечением и в охотку рассказывают о том, как впервые оказались в Петербурге. Оптимизм казанской команды показал весёлую сплочённость творцов. Они с удовольствием поддержали проект пермяков, с которыми давно знакомы. Формат «Себя показать и других посмотреть» сочетает в себе и общение и продажи. Кто-то приехал просто потусоваться, чтобы не плакать неделю где-то в стороне. Самостоятельное финансирование участия ничуть не огорчает собеседников, поскольку есть «вещи, которые важнее денег». Внезапные встречные вопросы «Для чего вы живёте?» задают разговору философскую ноту. Потому и тема православных религиозных сюжетов и форм в авторской интерпретации оказывается его естественным продолжением. Неканоническое прочтение «стандартов», по словам автора, ничуть не встречает сопротивления или отторжения зрителей и церковников. А вопросы рождает. И они, эти вопросы, становятся основой для новых диалогов и нового взаимопонимания. «Воспоминания» о времени Возрождения также показало стремление выходить из канонов. Кстати, пришедшаяся к слову пушкинская строка «... и случай – бог-изобретатель» иллюстрирует спонтанность и непредсказуемость творчества, в чём всегда скрывается волшебство.

Алексей (Санкт-Петербург) представляет галерею, квартирующую в арт-лофте, и говорит о том, что в их пространстве художники являются и хозяевами и кураторами своего места. Знакомства на площадке салона – один из важнейших и полезных зачинов. Ему здесь очень нравится. И уровень работ, представленных в Экспофоруме, на его взгляд, выше, чем обычно ожидается для такого места. Уникальный формат превращает это по сути в выставку современного искусства. Ежегодный повтор считает оптимальным для такого салона. Уральская родословная события греет его отдельно (он родом из Екатеринбурга). А узнав, что по соседству на одном из стендов в качестве манка присутствует живой лис, служащий попутно и моделью, вдохновился, признавшись, что лиса – его тотем. Заметную незначительность зрителей прощает тем, что дело только началось. Продажи безусловно значимы, поскольку картина, на его взгляд, по-настоящему «рождается, когда она продаётся». Поговорили и о том, как художнику стыковаться, например, с интерьещиками: Алексей приветствует любую профессиональную коллаборацию.

Султан (Казахстан) представляет студию двух авторов и говорит, что на выставке ей в первую очередь интересно увидеть уровень, познакомиться с художниками и, конечно, оценить возможности коммерческой реализации своих продуктов. Увиденное здесь уже толкает к вдохновению. Как и позитивная реакция на их собственные произведения. Многие представленные этой парой художников сюжеты несут в себе традиционную для казахов функцию оберегов, к которым дом так привычен.

Валентина (Красноярск) в качестве хозяйки галереи сама удивляется тому, что она на этом арт-салоне: «Здесь собралось много друзей. Мы давно не виделись. Я давно не была в Петербурге». На выставке большее значение имеет общение. И хоть ожидания сдержанны, коммерческая составляющая для неё ничуть не менее важна. Зрителей, говорит, никогда не бывает достаточно. Конечно, ей хотелось бы видеть здесь ещё и покупателей. Считает, что петербургский зритель очень искушён. И потому показывать ему стоит нечто нетривиальное. «Вот такого вы здесь [на арт-салоне] не увидите», - показывает она на очень выверенные, аскетичные и строгие пастельные натюрморты, чем-то напоминающие силуэтность Моранди. Также показывает другого художника из привезённых ею: холсты на противоположных стенах бокса полны экспрессии и непосредственности. Галеристка сравнивает их энергетику и отстранённость с шаманизмом.

Андрей (Санкт-Петербург) считает, что «картины не должны стоять» [в мастерской]. Реклама, общение и продажи составляют органичное триединство этого салона. Художник очень доволен и уровнем организации и уже начальными результатами, которые обещают ему заказчиков и проекты. Но он не готов судить, насколько среднестатистический петербуржец осведомлён об этом масштабном мероприятии. Его собственное самопродвижение в сетях показывает эффективность даже «сарафанного радио». Думает, что ежегодный формат арт-салона дал бы художнику возможность мобилизоваться и готовить для выставки что-то адресное.

Марина (Санкт-Петербург), показывая своё декоративное стекло на одном стенде с работами коллег (стекло, дерево, медь), говорит о том, что никогда не участвовала в подобном формате выставки, столь крупной ярмарке. Пока что это нравится. Интерес посетителей радует. Считает, что конкурентов ей [в её сфере] нет. Хотела бы видеть своё творчество доступным и нужным разному зрителю. Также ей хотелось бы большего взаимодействия художников, дизайнеров, галеристов. Минусом площадки считает удалённость от города («мало кто может пожертвовать двумя часами дороги»). При этом всё здесь обустроено комфортно. Формат арт-ярмарки привлекает людей подготовленных, и это не может не радовать. Признаётся, что уже возникли совместные идеи для новых проектов. При том, что на выставку её привела случайность (это к вопросу об информационной достаточности). К вопросу же о кураторстве добавляет, что сделанный здесь упор на художников, а не на «магазины», приятен особенно.

Фото: © Александра Траубе. 2020

В дискуссионной зоне в своей лекции «Почему коллекционеры покупают это» галерист и арт-менеджер Марат Гельман говорил о разных слоях такого феномена, как современное искусство, неотрывно связанное с его рыночной составляющей. Четыре пласта (сувенирные арт-объекты, интересы девелоперов, художник как выражение культурной идентичности страны и авторство в качестве самостоятельного имени) формируют очень разные локальные рынки. В связи с этим докладчик так же говорил о разном: копия и оригинал, ручная работа и тиражность, музей, как препятствие, консерватизм рынка в стандартах восприятия долговечности произведений (холст/масло или скотч). Искусство как знак богатства и как мерило эстетических критериев. Новизна произведения с тех пор, как художник стал сам себе заказчиком. Новизна в широком смысле грамоты: завтрашних художников учат специалисты прошлого поколения по книжкам позапрошлого поколения. Разная мотивация в поисках самоидентификации художников. В том числе, например, в части, касающейся вкусов: выход из «простых» народных привычек может превращаться в новый язык (см. Пикассо). О ругательном жупеле «коммерческого» или «салонного» искусства. О маркетинге, который не работает в искусстве. О том, как важно для художника, чтобы Россия избегала самоизоляции и оставалась значимой частью мира, поскольку все важные центры рынка культуры находятся за её пределами. О том, что когда модернизация (читай: свобода воли и выбора) сменяется архаикой (читай: ограниченность) – это, среди прочего, означает поворот «от художника». О смене заказчика: следующим клиентом будет город с его постиндустриальной формой и «цифровой безработицей». При этом «бесполезность», как основная черта произведения искусства, первой становится жертвой провалов в случае экономического кризиса. «Этим искусство отличается от дизайна», – сказал Марат Гельман. Никто ведь и не станет спорить с тем, что дизайн оперирует прежде всего пользой. Бесполезное (искусство) и полезное (дизайн) именно этим разграничивают свои пространства. И т.п...

Завершая проход по выставке, заметим, что завод художественных красок «Невская палитра» со своим товарным предложением смотрится здесь очень органично, хоть его стенд оформлен, к сожалению, необычайно скудно и неинтересно. Среди лозунгов смешливого, чемоданного оформления выставки есть и такой: «Тоже понаехал? Пора разбираться в прекрасном». Видимо, поэтому один из стендов предлагает воспроизведения «Леонардо да Винчи», «Феофана Грека», «Репина» и «Брейгеля». Что ж, ищущий да обрящет. Кстати, неожиданный для нас казус был связан с тем, что один из экспонентов заподозрил профессиональную фотоаппаратуру в том, что отснятое можно бесконтрольно тиражировать, лишая автора законного заработка. Пришлось успокоить художника тем, что ракурсы наших снимков не позволяют превратить это в товар. В интересное время живём: одни обеспокоены потерей аутентичности, другие, напротив, отказываются от шаблона авторских прав, вступая в новые отношения с возможным клиентом. Приглашаем и вас решить для себя, что ныне является актуальным и перспективным.

Текст: © Владимир Корольков. 2020
Фото: © Александра Траубе. 2020

Фоторепортаж Александры Траубе с мероприятия можно посмотреть здесь.
line_900_black.jpg

Выставка «Понаехали»

15–23 февраля 2020 года

Конгрессно-выставочный центр «ЭкспоФорум»,
Петербургское шоссе, 64, корп. 1, пав.G