Дизайн вдохновляется искусством

За последние два десятилетия в Голландии сформировалось целое поколение креативных дизайнеров, яркой отличительной чертой которых является любовь и уважение к искусству своей страны. Их внимание к традициям Голландии удивительным образом способствуют решению проблемы глобализации, которая за последние десятилетия для дизайна стала крайне актуальной.

Творческая деятельность многих современных нидерландских дизайнеров и крупных брендов, которые обращаются к традициям, как раз и является ответом на проблему глобализации — они вводят тренд на глокализацию. В большинстве европейских стран локальные тренды формируются из обращения к истории искусства — прикладного, изобразительного, народного. Национальный культурный код продолжается в предметах дизайна, из элитарного искусства распространяясь в массовое.

Традиции декора, формообразования и производства делфтского фаянса как раз и являются ярким примером национального культурного кода Голландии, к которому обращаются многие современные дизайнеры Нидерландов. Здесь мы рассмотрим современные творческие методы интерпретации традиционных мотивов делфтского фаянса дизайнерами и крупными брендами в XXI веке.

В настоящий момент в дизайн-практике Нидерландов можно выделить два ведущих способа интерпретации традиций фаянсового производства:

1) практически полное копирование росписи, формы и способов производства;
2) значительная авторская переработка традиционной схемы росписи и формы предметов в соответствии с личной концепцией и идеей дизайнера.

Ярким примером первой стратегии почти полного копирования исторических образцов является ведущая коллекция нидерландского керамического бренда Royal Delft — «The Original Blue». Компания Royal Delft считается наследницей всего традиционного голландского производства предметов фаянса, и она успешно справляется с поставленной задачей, производя керамические предметы по традиционной делфтской технологии. Основной акцент бренд делает на коллекции «The Original Blue», предметы которой своей формой и декором соответствуют традициям голландского фаянса. Такие изделия изготавливаются в традиционной гипсовой форме и вручную расписываются кобальтом традиционными голландскими мотивами (собирательные образы цветов, изображения птиц, растительный орнамент).

design_inspired_by_art_02.jpg

Изготовление предметов, которые почти полностью соответствуют фаянсу XVII — XVIII веков, занимает большую часть производственного процесса, однако, компания также выпускает значительное число экспериментальных коллекций, которые являются результатом сотрудничества с дизайнерами. Дизайн-коллекции бренда Royal Delft являются ярким примером того, как компания реализует второй вариант интерпретации традиций фаянсового производства. «Proud Mary», «Nijntje», «Peacock Symphony», «The Wunderkammer», «Moooix Royal Delft» — все эти коллекции, выполненные совместно с дизайнерами, наглядно демонстрируют особенность второй стратегии. Предметы дизайн-коллекций бренда Royal Delft, решая актуальные проблемы современного дизайна, в значительной степени подвергают значительной авторской переработке традиционные образы сине-белой росписи голландского фаянса.

design_inspired_by_art_04.jpg

Культурный код Голландии в этих предметах выражается дизайнерами через художественный образ традиционной сине-белой росписи с преобладанием флоральных мотивов, через обращение к традиции коллекционирования предметов фаянса и через традицию их экспонирования в интерьере. Однако, дизайнеры коллекций помимо обращения к традициям берут во внимание и актуальные проблемы современного дизайна, умело соединяя их с традиционными образами голландского фаянса. Предметы обращаются к актуальной идее минимализма, что выражается через присутствие значительного объема пустого белого пространства.

design_inspired_by_art_01.jpg

Предметы «Proud Mary», «Blow Away Vase» и ваза компании MOOOI обращаются к еще одной важной теме современного дизайна — к эмоциональному воздействию дизайнера на зрителя через разработанный им дизайн предмета. Помимо ярко выраженного традиционного художественного образа голландского фаянса в этих предметах присутствует и значительно выраженный игровой компонент: фигурку «Proud Mary» можно разобрать и собрать в новой последовательности в зависимости от желания владельца скульптурки, «Blow Away Vase» создает новый образ вазы, которая как будто улетает от зрителя, а ваза компании MOOOI дополнительным декором «золотые яйца» отправляет воображение зрителя к образу сказки «Алиса в стране Чудес».

К проблематике глобализации и глокализации, минимализма и идее эмоционального воздействия на зрителя апеллирует и ведущий дизайнер Нидерландов — Марсель Вандерс. Дизайном своих предметов Марсель Вандерс обращается к традиционному образу голландского фаянса, соединяя его с современными тенденциями в мире дизайна, в результате чего получаются авторские, удивительно актуальные предметы.

design_inspired_by_art_03.jpg

Предметы Марселя Вандерса объединяют в себе традиционную для голландского фаянса сине-белую роспись с преобладанием флоральных мотивов с современными формой и технологией. Дизайнер использует свой уникальный творческий метод, чтобы привлечь внимание зрителей к проблемам глобализации и сохранения уникальной художественной культуры Нидерландов. Фигурка MEG из коллекции «The Spirits of Nature», ваза «The Killing of the Piggy Bank» и фигурка Мики Мауса, выполненная в знаменитом стиле «One Minute Delft Blue», наиболее подробно демонстрируют нам творческий метод Марселя Вандерса. Заключается он в гармоничном сочетании традиционных образов голландского фаянса, которые выражены через колорит росписи и преобладание в ней цветочных изображений, эстетики минимализма и концепции эмоционального взаимодействия предметов с потребителем. Предметы Марселя Вандерса удивительным образом воздействуют на наши эмоции, так как они все содержат в себе значительный игровой компонент. Весной этого года знаменитый музей Royal Delft заключил новое соглашение о сотрудничестве с брендом Moooi. Отныне Royal Delft занимается распространением керамических ваз от Moooi по всему миру. Теперь, когда компания Royal Delft получила от Moooi эксклюзивное всемирное право не только на производство продуктов, но и на их продажу, коллекция Delft Blue Moooi теперь будет доступна в магазинах и интернет-магазинах Royal Delft, а также во всем мире. Кроме того, Royal Delft и Moooi еще больше расширят сотрудничество в ближайшие годы и еще пополнят коллекцию новыми предметами на тему голубой делфтской росписи.

На фоне острой проблемы глобализации дизайн стал проводником идей локальных ценностей в массовую аудиторию, и значимую роль в этом процессе имеют дизайнеры, их индивидуальный творческий метод и подход к интерпретации традиционных образов.

Текст: © Арина Нечаева, искусствовед. 2023
Фото: © Royal Delft