О Ленинградском институте дизайна (ЛФ ВНИИТЭ). Фрагменты воспоминаний

В 2017 году профессиональные дизайнеры страны отмечают 30-летний юбилей Союза дизайнеров СССР, а также 55-летие официального утверждения в СССР дизайна как профессии.

И, конечно, в этот знаменательный год хотелось бы вспомнить добрым словом некоторых «отцов» ленинградского дизайна (художественного конструирования), стоявших у его истоков, тех удивительных и увлечённых людей, которым мы обязаны профессиональному становлению этой современной творческой профессии. Несомненно, прежде всего вспоминается – и не без основания – ставший буквально Легендой Ленинградского дизайна, мудрый, добрый, строгий, умный, многогранный Иосиф Александрович Вакс, которому все ленинградские «аксакалы» дизайна обязаны своим образованием и профессиональными умениями...

После создания под эгидой Ленинградского Совета народного хозяйства (Совнархоза) в 1962 году Специального художественно-конструкторского бюро (ЛСХКБ), переоформленного в 1967 году в Ленинградский филиал ВНИИ технической эстетики (ЛФ ВНИИТЭ), его возглавил талантливый архитектор Александр Сергеевич Титов вместе со своими двумя помощниками-заместителями: Сергеем Александровичем Соломоновым и Виктором Владимировичем Мельцером. Именно им, вместе с руководителями отделов Виктором Андреевичем Пахомовым, Виктором Эммануиловичем Винтманом и Игорем Евгеньевичем Серебренниковым, мы обязаны формированию удивительного творческого коллектива и креативной ауры в Михайловском замке, который и сегодня вспоминается в многочисленных публикациях о дизайне как пример наиболее эффективного и результативного творческого взаимодействия различных специалистов в области дизайна и смежных дисциплин.

В дальнейшем ЛФ ВНИИТЭ возглавил Сергей Араратович Гарибян — высококвалифицированный архитектор, мудрый руководитель, удивительно интеллигентный и мягкий человек, а первыми заместителями (по дизайну) после С.А.Соломонова (перешедшего на руководящую должность в головное в судостроительной отрасли подразделение САКБ – Специальное Архитектурно-конструкторское бюро) были последовательно: Евгений Николаевич Лазарев, Алексей Васильевич Соколов, а в период 1978-1991 гг. — автор этой публикации.

Сотрудники ЛФ ВНИИТЭ на ступенях Михайловского замка (1989 г.)
Сотрудники ЛФ ВНИИТЭ на ступенях Михайловского замка (1989 г.)
Однако хотелось бы особо отметить неоценимую (и неоценённую) роль единственного и бессменного заместителя директора ЛФ ВНИИТЭ по экономике и хозяйственным вопросам В.В.Мельцера – как по поиску заказов на предприятиях региона для загрузки работой почти двухсотенного коллектива высококвалифицированных специалистов, так и по организации комфортных условий для каждого работника и для каждого подразделения Ленинградского Института дизайна.

pechkin_01.jpg
В.В. Мельцер в своём кабинете
А «хозяйство» Института было немалое и включало: отдел комплексных исследований, отдел дизайна машин и приборов, отдел дизайна товаров культурно-бытового назначения, экспертный отдел, инженерно-конструкторскую группу, лабораторию эргономики и инженерной психологии, лабораторию защитно-декоративных покрытий, лабораторию информационного обеспечения с библиотекой (которая обслуживала весь Ленинград), макетно-опытное производство (одно из лучших в городе), планово-экономический отдел, архив с прекрасно оборудованной фото-мастерской и с множительной техникой, а также группу наглядной агитации Дзержинского Райкома КПСС, Базу отдыха на Любимовском озере и пр.

pechkin_05.jpg
Приём делегации ICSID (1968 г.) 4-ый справа –В.В.Мельцер, 1-ый справа – Ю.Б.Соловьёв
Если я, будучи заместителем директора по дизайну, отвечал прежде всего за качество и своевременность выполнения проектов и производственных заданий, то создание условий для функционирования всей этой системы обеспечивал Виктор Владимирович и делал он это, надо сказать, блестяще. Компьютеров тогда не было, и все демонстрационные материалы изготавливались дизайнерами вручную, используя столы, кульманы, краски на водяной основе, кисти и аэрографы с компрессорами. При этом каждый специалист был обеспечен достаточным количеством прекрасной ватманской бумаги, ПВА-темперой, акварелью «Ленинград» и прочими необходимыми для работы принадлежностями.

Следует учесть, что многие дизайнеры, учитывая временнУю растянутость выполнения основного проекта, умели совмещать производственное задание с выполнением «халтур», естественно, всегда используя только т.н. государственные материалы (то есть: не тратя на них собственные средства). Мы об этом знали, но закрывали на это глаза, а ВВМ умудрялся обеспечивать всех сотрудников лучшими в городе материалами...

Было у него ещё одно удивительное качество, отличавшее его от многих (я до сих пор эту его особенность считаю уникальным человеческим свойством): Виктор Владимирович, обладая безумной харизмой, предприимчивостью, коммуникабельностью и умением располагать к себе людей, имел в городе неограниченные деловые и личные связи, что, во-первых, обеспечивало институту наличие необходимых заказов, а, во-вторых, делало возможным оказывать помощь по любому вопросу всем обращавшимся к нему сотрудникам института. Надо сказать: в трудную минуту все обращались к нему, и он всем без исключения не просто старался, а реально помогал решить возникшую жизненную проблему, при этом часто откладывая решение каких-либо производственных задач. Когда однажды я задал ему вопрос на эту тему, он весьма убедительно ответил, что раз человеку трудно, то помочь надо обязательно и сразу, не откладывая на ПОТОМ, ибо потом забудется и не будет исполнено из-за возникших новых проблем...

Спустя 30-лет могу утверждать, что нет среди сотрудников ЛФ ВНИИТЭ человека, который мог бы сказать о ВВМ хоть одно плохое слово...

pechkin_06.jpg
На первомайской демонстрации (70-е годы). Слева направо (стоят в I ряду): Екатерина Зайчик, Леонид Колпащиков, Татьяна Елина, Алексей Печкин, Елена Бондаренко, Виктор Эммануилович Винтман, Сергей Александрович Соломонов. 
И ещё один штрих к его портрету: ВВМ решил уволиться осенью 1988 года. Он сделал это открыто. Придя ко мне в кабинет, он сказал, что новая хозяйственно-экономическая система, возникающая в стране в результате горбачёвской перестройки, полностью исключает возможность какого-либо планирования дизайн-деятельности, и поэтому он не сможет выполнять свои функции и вынужден уйти. После его ухода, несмотря на предпринятые попытки спасать положение, всё было предрешено, и в начале 90-х Ленинградский филиал ВНИИТЭ закончил своё славное, поучительное и полезное в методическом и научно-историческом аспектах существование.

Вспомнив те прекрасные времена, я посчитал своим долгом напомнить современникам вместе с личностью В.В. Мельцера и другие имена пионеров ленинградского дизайна, забывать которые неэтично и позорно... Ибо это наша история...

А.А. Печкин,
бывший зам. директора по дизайну ЛФ ВНИИТЭ,
председатель Клуба ветеранов СПб Союза дизайнеров