О Ленинградском институте дизайна (ЛФ ВНИИТЭ). Фрагменты воспоминаний
В 2017 году профессиональные дизайнеры страны отмечают 30-летний юбилей Союза дизайнеров СССР, а также 55-летие официального утверждения в СССР дизайна как профессии.
И, конечно, в этот знаменательный год хотелось бы вспомнить добрым словом некоторых «отцов» ленинградского дизайна (художественного конструирования), стоявших у его истоков, тех удивительных и увлечённых людей, которым мы обязаны профессиональному становлению этой современной творческой профессии. Несомненно, прежде всего вспоминается – и не без основания – ставший буквально Легендой Ленинградского дизайна, мудрый, добрый, строгий, умный, многогранный Иосиф Александрович Вакс, которому все ленинградские «аксакалы» дизайна обязаны своим образованием и профессиональными умениями...
После создания под эгидой Ленинградского Совета народного хозяйства (Совнархоза) в 1962 году Специального художественно-конструкторского бюро (ЛСХКБ), переоформленного в 1967 году в Ленинградский филиал ВНИИ технической эстетики (ЛФ ВНИИТЭ), его возглавил талантливый архитектор Александр Сергеевич Титов вместе со своими двумя помощниками-заместителями: Сергеем Александровичем Соломоновым и Виктором Владимировичем Мельцером. Именно им, вместе с руководителями отделов Виктором Андреевичем Пахомовым, Виктором Эммануиловичем Винтманом и Игорем Евгеньевичем Серебренниковым, мы обязаны формированию удивительного творческого коллектива и креативной ауры в Михайловском замке, который и сегодня вспоминается в многочисленных публикациях о дизайне как пример наиболее эффективного и результативного творческого взаимодействия различных специалистов в области дизайна и смежных дисциплин.
В дальнейшем ЛФ ВНИИТЭ возглавил Сергей Араратович Гарибян — высококвалифицированный архитектор, мудрый руководитель, удивительно интеллигентный и мягкий человек, а первыми заместителями (по дизайну) после С.А.Соломонова (перешедшего на руководящую должность в головное в судостроительной отрасли подразделение САКБ – Специальное Архитектурно-конструкторское бюро) были последовательно: Евгений Николаевич Лазарев, Алексей Васильевич Соколов, а в период 1978-1991 гг. — автор этой публикации.
Сотрудники ЛФ ВНИИТЭ на ступенях Михайловского замка (1989 г.)
Однако хотелось бы особо отметить неоценимую (и неоценённую) роль единственного и бессменного заместителя директора ЛФ ВНИИТЭ по экономике и хозяйственным вопросам В.В.Мельцера – как по поиску заказов на предприятиях региона для загрузки работой почти двухсотенного коллектива высококвалифицированных специалистов, так и по организации комфортных условий для каждого работника и для каждого подразделения Ленинградского Института дизайна.
В.В. Мельцер в своём кабинете
А «хозяйство» Института было немалое и включало: отдел комплексных исследований, отдел дизайна машин и приборов, отдел дизайна товаров культурно-бытового назначения, экспертный отдел, инженерно-конструкторскую группу, лабораторию эргономики и инженерной психологии, лабораторию защитно-декоративных покрытий, лабораторию информационного обеспечения с библиотекой (которая обслуживала весь Ленинград), макетно-опытное производство (одно из лучших в городе), планово-экономический отдел, архив с прекрасно оборудованной фото-мастерской и с множительной техникой, а также группу наглядной агитации Дзержинского Райкома КПСС, Базу отдыха на Любимовском озере и пр.
Приём делегации ICSID (1968 г.) 4-ый справа –В.В.Мельцер, 1-ый справа – Ю.Б.Соловьёв
Если я, будучи заместителем директора по дизайну, отвечал прежде всего за качество и своевременность выполнения проектов и производственных заданий, то создание условий для функционирования всей этой системы обеспечивал Виктор Владимирович и делал он это, надо сказать, блестяще. Компьютеров тогда не было, и все демонстрационные материалы изготавливались дизайнерами вручную, используя столы, кульманы, краски на водяной основе, кисти и аэрографы с компрессорами. При этом каждый специалист был обеспечен достаточным количеством прекрасной ватманской бумаги, ПВА-темперой, акварелью «Ленинград» и прочими необходимыми для работы принадлежностями.
Следует учесть, что многие дизайнеры, учитывая временнУю растянутость выполнения основного проекта, умели совмещать производственное задание с выполнением «халтур», естественно, всегда используя только т.н. государственные материалы (то есть: не тратя на них собственные средства). Мы об этом знали, но закрывали на это глаза, а ВВМ умудрялся обеспечивать всех сотрудников лучшими в городе материалами...
Было у него ещё одно удивительное качество, отличавшее его от многих (я до сих пор эту его особенность считаю уникальным человеческим свойством): Виктор Владимирович, обладая безумной харизмой, предприимчивостью, коммуникабельностью и умением располагать к себе людей, имел в городе неограниченные деловые и личные связи, что, во-первых, обеспечивало институту наличие необходимых заказов, а, во-вторых, делало возможным оказывать помощь по любому вопросу всем обращавшимся к нему сотрудникам института. Надо сказать: в трудную минуту все обращались к нему, и он всем без исключения не просто старался, а реально помогал решить возникшую жизненную проблему, при этом часто откладывая решение каких-либо производственных задач. Когда однажды я задал ему вопрос на эту тему, он весьма убедительно ответил, что раз человеку трудно, то помочь надо обязательно и сразу, не откладывая на ПОТОМ, ибо потом забудется и не будет исполнено из-за возникших новых проблем...
Спустя 30-лет могу утверждать, что нет среди сотрудников ЛФ ВНИИТЭ человека, который мог бы сказать о ВВМ хоть одно плохое слово...
На первомайской демонстрации (70-е годы). Слева направо (стоят в I ряду): Екатерина Зайчик, Леонид Колпащиков, Татьяна Елина, Алексей Печкин, Елена Бондаренко, Виктор Эммануилович Винтман, Сергей Александрович Соломонов.
И ещё один штрих к его портрету: ВВМ решил уволиться осенью 1988 года. Он сделал это открыто. Придя ко мне в кабинет, он сказал, что новая хозяйственно-экономическая система, возникающая в стране в результате горбачёвской перестройки, полностью исключает возможность какого-либо планирования дизайн-деятельности, и поэтому он не сможет выполнять свои функции и вынужден уйти. После его ухода, несмотря на предпринятые попытки спасать положение, всё было предрешено, и в начале 90-х Ленинградский филиал ВНИИТЭ закончил своё славное, поучительное и полезное в методическом и научно-историческом аспектах существование.
Вспомнив те прекрасные времена, я посчитал своим долгом напомнить современникам вместе с личностью В.В. Мельцера и другие имена пионеров ленинградского дизайна, забывать которые неэтично и позорно... Ибо это наша история...
А.А. Печкин,
бывший зам. директора по дизайну ЛФ ВНИИТЭ,
председатель Клуба ветеранов СПб Союза дизайнеров