Пластика из пластика

Несмотря на то, что дизайн в Италии зародился только в середине XX века, он быстро завоевал популярность по всему миру. В послевоенные годы правительство активно занималось развитием промышленности, при этом не ограничивала свободу творчества молодых талантов. В результате дизайнеры могли экспериментировать с формами, материалами и цветом. Так создавались уникальные объекты, создающие эстетику итальянского дизайна.

Главным материалом с 1950-х годов становится пластик, так как именно с его помощью дизайнеры могли полностью воплотить свои фантазии в жизни — создать любую причудливую форму и цвет.

Первая компания по производству изделий из пластика в Италии открылась в 1949 году. Ее основателем является Джулио Кастелли — химик, проводивший эксперименты с пластиком. Компания под названием Kartell изначально специализировалась на производстве автомобильных аксессуаров, однако после начала сотрудничества с дизайнером Джино Коломбини компания стала выпускать предметы для дома из пластика.

На протяжении 50-х годов компания расширялась, открывая новые отделы и разрабатывая новые технологии. Открылся лабораторный отдел компании, где исследовали новые синтетические материалы и их особенности.

Марк Дзанузо, Ричард Саппер, K4999, 1961 —1964
Марк Дзанузо, Ричард Саппер, K4999, 1961 — 1964

Настоящий прорыв в производстве мебели из пластика наступил в 1964 году, когда была разработана модель стула K4999, это было маленькое кресло для детей. Кресло спроектировано двумя дизайнерами — Марком Дзанузо и Ричардом Саппером, которые долгое время занимались анализом материалов и технологий. K4999 стало первым в мире сиденьем, изготовленным полностью из пластика. Возможность производства мебели, состоящей полностью из синтетических материалов, возникла благодаря исследованию и разработке более прочного материала — полиэтилена, благодаря которому можно было создать более плавные линии.

Еще один промышленный дизайнер, работавший в Kartell с 1965 по 1967 год, это Джо Коломбо. Он является одним из самых влиятельных людей в мире дизайна XX века. Был одним из первых, кто радикально порвал с традицией использования традиционных материалов, и сосредоточился на использовании пластмасс. Джо старался работать с округлыми и геометрическими формами, которые стали особенностью дизайна 60-х годов.

Джо Коломбо, Universale, 1965
Джо Коломбо, Universale, 1965

В 1965 году Коломбо разрабатывает модель кресла Universale. Изначально планировалось создать кресло из алюминия, однако пластик больше подходил для простой и пластичной формы. Kartell потратили два года на разработку процесса формования пластика для изготовления секции сидения и спинки. Процесс усложнялся, так как нужно было изготовить секцию в рамках единого механизма. Секция извлекалась из формы благодаря прорезям в сиденье и спинки.

Оба кресла Kartell стали прорывом в мире мебельного дизайна. Пластик позволил создать форму, не имеющую острых углов, а также использовать для дизайна яркие цвета, которые были характерны для набирающего популярность поп-арта.

Джонатан Де Пас, Донато Д’Урбино, Паоло Ломацци, Карла Сколари, Blow, 1967
Джонатан Де Пас, Донато Д’Урбино, Паоло Ломацци, Карла Сколари, Blow, 1967

В 1967 году было спроектировано сиденье, ставшее одним из символов «пластмассовой эры». Джонатан Де Пас, Донато Д’Урбино, Паоло Ломацци и Клара Сколари объединились и создали кресло Blow. Вдохновлялись дизайнеры надувными конструкциями немецкого архитектора Фрая Отто, который для своих объектов использовал прозрачность и прочность синтетических материалов.

Кресло выполнено из ПВХ, бесцветной прозрачной пластмассы. Технология изготовления Blow включала сварку различных деталей сиденья и последующее надувание воздухом. Именно воздух внутри придавал нужную форму, без воздуха это кресло было бы похоже на большой сдутый воздушный шар. В спущенном состоянии кресло мягкое и податливое, в полностью надутом состоянии оно становилось более прочным и могло выдерживать вес взрослого человека.

Blow является одним из предметов, повлиявших на историю дизайна. Оно узнаваемо благодаря своей мягкости и прозрачности, а также инновационному использованию материалов и технологий, никогда ранее не применявшихся в мебельной промышленности. Кресло Blow не имеет острых углов, благодаря чему создается округлая форма, популярная в мире дизайна 1960-х годов. Также яркая расцветка кресла в 1970-е сделала его культовым.

Джо Коломбо, Tube Chair, 1969
Джо Коломбо, Tube Chair, 1969

В 1969 году Джо Коломбо создает культовую вещь для истории итальянского дизайна. Кресло Tube — это трансформирующееся кресло, состоящее из четырех полых цилиндров, которые можно собирать между собой различными способами [4]. Инновационным было то, что каждый человек мог собирать кресло под себя, вариаций было множество: от лежака до обычного кресла. Выполненное из синтетических материалов кресло полностью отвечало потребностями изменяющейся эпохи 1960х - 1970х. В дизайне начали преобладать геометрические формы и яркие цвета. Можно сказать, Tube был своеобразный ответ на стремительно изменяющуюся жизнь.

В 1960-е годы в Турине была основана еще одна фирма, ориентированная на проектирование экспериментальной архитектуры, мебели и графики. Эта фирма носила название Studio 65 и включала около 15 человек. Они создавали работы, сочетающие в себе элементы поп-арта, китча, массовой культуры и классического искусства.

Studio 65, Capitello, 1971
Studio 65, Capitello, 1971

Самым известным мебельным проектом считается скульптурная серия из пенополиуретана 1971 года. Дизайнеры Studio 65 создали кресло в форме капители — венчающей части колонны или пилястра. В 1970-е годы мотив греческой колонны как воплощения монументальности и исторической традиции был характерен. Твердый, благородный мрамор, используемый на греческих постройках, заменили на мягкий, дешевый, самоочищающийся пенополиуретан. Таким образом, дизайнеры хотели переосмыслить классическое античное искусство, делая из верхней части колонны удобный, гладкий шезлонг.

primate.jpg
Акилле Кастильони, Primate, 1970

История промышленного дизайна не может обойтись без имени Акилле Кастильони. Он переосмыслял привычные нам объекты, совершенствуя их функциональные и эргономический характеристики. В 1970 году он проектирует стул Primate для еще одного итальянского концерна по производству мебели. Данное кресло имеет большую мягкую секцию для коленей, соединенную стальной трубкой с меньшей секцией для сиденья. Такая форма стула напоминала азиатскую традицию рассаживания — сидя на коленях, вес тела перемещался на наколенники. Благодаря использованию пластика Primate не имеет острых углов, что создает округлую форму.

Социально-экономические изменения 1960-х годов влияли и на мировой дизайн. Промышленные объекты начали считаться средствами передачи информации, которые должны были вызывать эмоции и рассказывать историю. Таким образом, функциональное и практическое применение стало иметь меньшее значение. На первый план, вышли простые абстрактные формы и причудливые цвета и узоры. Так в 1980 году в Милане возникло творческое объединение Мемфис, основателем которого был «символ» итальянского предметного дизайна — Этторе Соттсасс. Он отходил от принятых в обществе стандартов и традиций, экспериментировал с формами, материалами и цветом. Во многом его стиль работ и Мемфиса был схож с поп-артом, где также присутствовали необычные формы и яркие насыщенные цвета.

Этторе Соттсасс, Seggiolina da Pranzo, 1978-80
Этторе Соттсасс, Seggiolina da Pranzo, 1978-80

В 1978-80 годах Соттсасс проектирует стул, который стал важной вехой на пути к формированию стиля Мемфис. Обеденный стул (Seggiolina da Pranzo) по форме напоминает обычные кухонные стулья 1950-х. Однако Этторе изменяет пропорции и функции деталей, делая ручки на спинке непрактичными. Форма стула становится более абстрактной, геометричной, состоящей из прямоугольника для сидения и треугольника в качестве спинки. Соттсасс использует в качестве основного материала узорчатый ламинат, который в 50-х годах, в основном, использовался на столешницах, но не на сиденьях стульев. Принт дизайнер выбрал почти анималистический, в какой-то степени он напоминает окрас леопарда. Все эти факторы полностью отдаляют дизайн Соттсасс от привычного миру функционализма, для которого характерны простота, удобства и отсутствие декоративных элементов.

Этторе Соттсасс в своих работах и в деятельности группы Мемфис опирался на принципы ар-деко и поп-арта. Применяя приемы китча, совмещая не совместимое, используя различные материалы и текстуры, он создавал удивительные предметы, которые имели огромное влияние на молодых дизайнеров.

Итак, 1960-70-е года были эпохой экспериментов дизайнеров с формами, материалами и цветом. В 1960-е годы технологические и дизайнерские возможности позволили понять не только экономический, но и творческий потенциал композитных материалов. Способность пластика к формованию и окрашиванию породило тенденцию к округлым, бесшовным формам. Предметы итальянского дизайна 60-х и 70-х полностью отражали дух «космической эры» и эпохи поп-арта.

Текст: © Алина Авилова. 2023