Мир Карима Рашида: от идеи до воплощения

Дизайн с самого начала был культурным феноменом, который формировал наш мир. Человек проектировал города, создавал товары, обращаясь при этом к «мировым проблемам». Теперь дизайн — это вовсе не решение проблемы, а тщательное, продуманное благоустройство нашей уже застроенной среды. Сейчас дизайн направлен на улучшение жизни человека на основе опыта, ощущений и эмоций.

Один из самых известных дизайнеров нашего поколения – Карим Рашид – человек, которому и посвящается данная статья. Мастер убеждён, что люди могли бы жить в совершенно другом мире, полном современных вдохновляющих объектов, пространств и локаций. Дизайн долгое время существовал только для элиты и для небольшой «островной культуры» – как утверждает сам Рашид. Последние 30 лет мастер усердно работал, чтобы дизайн стал общедоступным.

Карим Рашид — один из самых плодовитых дизайнеров современности. На его счету более 4000 созданных дизайнов, более 300 наград и работа в более чем 40 странах. Всё это, безусловно, свидетельствует о том, что Карим — легенда дизайна.

Карим Рашид родился 18 сентября 1960 года в Каире, Египет. Мальчик, рос в Канаде, куда переехала его семья. Художественный вкус Кариму привил отец, который был художником и театральным декоратором. Промышленный дизайн Карим изучал в Университете Карлтон (Оттава, Канада). После получения степени бакалавра, продолжил учёбу в Неаполе, а затем на год переехал в Милан, где проходил стажировку в студии Родольфо Бонетто.

После завершения обучения, в 1993 году Карим Рашид открывает своё первое дизайнерское агентство в Нью-Йорке. Это был тот момент, когда креативные идеи автора начали привлекать внимание и вызывать большой интерес в индустрии дизайна. Тогда же Карим работал над разными проектами, которые включали как мебель, освещение, так и интерьеры.

Один из первых крупных проектов, созданных Рашидом, был отель «Semiramis» в Афинах. Эту работу можно рассматривать как художественный проект, нацеленный на исследование дизайнерского футуризма. От ярких цветов до инноваций в электронике — здесь всё подчинено концепции «отеля будущего». Необычные оттенки: лаймовый зеленый, оранжевый, желтый, ярко-розовый, сине-зеленый; современные материалы — стеклянная плитка, полимерные полы, цветное стекло, ламинированные поверхности и даже ярко окрашенный бетон — всё это сочетается с техническими приспособлениями отеля.

Примечательно, что для своего первого гостиничного проекта Рашид разработал все лично — от мебели и дизайна интерьера до формы персонала и даже упаковок для шампуней и информационных табличек на дверях!

Главное ощущение, которое должен испытывать постоялец от эстетической составляющей отеля — путешествие в будущее. И такой эффект достигается не потому, что все 52 номера отеля оснащены техникой и LED-освещением. Во всём отеле мебель выполнена с применением «обтекания форм» в сочетании с гладкой поверхностью. Это и создаёт эффект погружения в будущее.

semiramis.jpg
Отель «Semiramis» в Афинах. © Карим Рашид

Внимание посетителей также привлекают необычные символы, выполненные в виде иероглифов. Они заменяют цифры на дверях номеров. Необычны и традиционные таблички «Do not disturb» или «Make up this room». Здесь они выполнены в виде зажигающейся картинки, которая управляется дистанционно.

Погружение в мир необычных цветов поп-арта, футуристических изогнутых форм начинается еще в лобби отеля. Вход выполнен в виде куба, окрашенный в ярко-розовый цвет. Лобби оформлено стеклянными поверхностями, которые меняют цвет.

В каждом номере отеля посетителей ждут сочетания ярких оттенков с оригинальными комбинациями форм и материалов. Особое внимание уделяется деталям, которые создают максимальный комфорт. Например, к таким можно отнести окна с правильным падающим светом или идеально выверенная высота потолка. Или, например, интересный подход в решении оформления ванных комнат, где Рашид специально использует матовое стекло, которое визуально увеличивает пространство и делает солнечный свет более ярким.

Важно отметить, что для Карима дизайн — не просто способ самореализации, это целая философия, которую он стремится донести своими работами. Дизайнер не раз заявлял, что его истинное желание — увидеть, как люди живут в соответствии с модусом своего времени, как каждый человек участвует в современном мире и как каждый освободился от ностальгии, устаревших традиций, старых ритуалов, китча и бессмысленности. Человек, как утверждает Рашид, должен быть сознательным и настраиваться на тот мир, в котором он сейчас живёт.

Карим никогда не ограничивает свои возможности только узкой специализацией. Его творчество охватывает весьма широкий спектр: от мебели и предметов интерьера до моды и архитектурного дизайна. В своих интервью Карим Рашид часто повторяет, что старается каждый день развиваться, двигаться вперед, делать что-то новое. Как комментирует сам мастер, создание флакона духов для Kenzo стало для него еще одним шагом вперед. Рашид всегда был убеждён, что эмоции передаются не только через аромат, но и через сосуд, в котором заключена композиция. На этот раз в концепция дизайна подразумевала искушение и соблазнение. На основе одного брифа мастером были выполнены тысячи рисунков. И только благодаря небольшой дизайнерской хитрости Кариму удалось передать динамику аромата. Раньше крышка флакона была более вытянутая и «жила» какой-то своей жизнью. Теперь она стала короче, что привело к изменению жеста, который превращает использование духов в экспрессивный порыв. Новый дизайн флакона вызывает в душе определенные ожидания.

Jeu d’Amour.jpg
Флакон аромата Jeu d’Amour. © Карим Рашид

«Я хочу изменить мир» — именно так звучит название книги Карима Рашида, и именно этим словам всегда следует дизайнер. Интерес представляют 50 заповедей из книги Рашида, которые можно рассматривать как некие аксиомы, в нерушимость которых дизайнер безгранично верит. И именно из этих убеждений складывается уникальный стиль мастера.

В заповедях заложены основные принципы творчества дизайнера, которые стали основой философии его искусства. Главное, на чём основывается Рашид – использование новейших технологий. Карим тот человек, который всегда стремится к внедрению передовых технологий как в самом дизайне, так и в производстве. Это позволяет ему создавать инновационные и функциональные предметы.

Что также важно для Карима Рашида — это удобство. Оно превыше стиля. Созданный объект должен быть прагматичным и многофункциональным. Мастер убеждён, что дизайн должен не только быть эстетически приятным глазу, но и удовлетворять все потребности человека, делая повседневную жизнь комфортнее и функциональнее.

Пожалуй, одним из главных принципов дизайна Карима Рашида является цвет. Рашид – настоящий волшебник цвета. Он постоянно исследует цветовые палитры, создавая смелые уникальные сочетания, которые порой могут показаться несовместимыми. Но уникальность его работ как раз и заключается именно в соединении «несовместимых» оттенков, которые в окончательном дизайн-решении мастера обретают цветовую симфонию.

Важный аспект при работе с цветом — отказ от чёрного! Ничего не должно быть скучным, ведь классика давно устарела, тем более такой «практичный» цвет как чёрный. Как известно, Карим несколько лет назад исключил чёрный цвет в том числе из своего гардероба. Его фавориты – белая база и яркий, «кукольный», фирменный розовый.

Яркий пример воплощения идей Рашида можно проследить в минималистичной коллекция бытовой техники Gorenje, которая включает в себя духовку, варочную панель и вытяжку. Карим создал синтез функциональности, технологичности и чистых линий. Это инновационное устройство включает в себя встроенные мощные технологии, которые, за счёт удачного дизайн-решения, скрыты стильными фасадами. Яркая деталь проекта — инновационная светодиодная подсветка MoodLITE, которая меняет цвет по желанию владельца. В 2010 году коллекция была удостоена золотой премии Design Awards за инновационный продукт.
Gorenje.jpg
Коллекция бытовой техники Gorenje. © Карим Рашид

Работы Карима Рашида оказывают большое влияние на развитие мирового дизайна. В настоящее время его работы представлены в 20 постоянных экспозициях музеев по всему миру, включая MoMA и Центр Помпиду. Карим Рашид автор многочисленных статей, книг, лекций. Он частый приглашенный лектор в университетах и на конференциях по всему миру, где он рассказывает о важности дизайна в повседневной жизни.

В своей концепции Карим Рашид соединяет вымышленный мир с реальным и хай-тек с природой. Рашид стремится, чтобы дизайн сделал повседневность каждого удобной, красивой и доступной. Это и заложено в главном лозунге мастера из будущего — «Я хочу изменить мир».

Текст: © Елена Куценко. 2024

Список литературы:
1. Архитектурно-строительный справочник NOVOSIBDOM.RU [Электронный ресурс] URL(дата обращения: 07.01.2024)
2. Знаменитые архитекторы и дизайнеры Totelarch [Электронный ресурс] URL: (дата обращения: 07.01.2024)
3. Официальный сайт Карима Рашида [Электронный ресурс] URL: / (дата обращения: 07.01.2024)
4. Философия дизайна Карима Рашида // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: (дата обращения: 08.01.2024)
5. Karim Rashid. I Want To Change the World: Thames & Hudson – 2001. – 224 p.