Таймлайн: дизайн в СССР и в России


Материал находится в стадии подготовки. Начало 07.04.2022
Вы можете дополнить статью (желательно указать источник), исправить орфографические и грамматические ошибки, предложить улучшения по тексту.  Ваши предложения по улучшению и исправления по данной статье отправляйте на электронный адрес: moyka8@gmail.com

1563

•  Иван Фёдоров в Москве начал работу над «Апостолом» — первой датированной русской печатной книгой.

fedorov.jpg

1693

•  Нартов, Андрей Константинович. Андрей Константинович Нартов (28 марта [7 апреля] 1693, Москва – 16 [27] апреля 1756, Санкт-Петербург) – русский учёный, механик и скульптор, статский советник, член Академии наук (1723 – 1756). Нартов известен как техник, руководитель «Токарни» – мастерской, в которой немало часов проводил Петр Великий. В области машиностроения Нартов изобрёл принципы действия и сконструировал несколько токарных, токарно-копировальных, гильоршинных и иных станков, с помощью которых можно вытачивать и не только гладкие сферические тела, но и орнаментированные и даже рельефные. Недаром сам Нартов обычно называл Петровскую «Токарню» лабораторией, ибо основной её деятельностью являлся поиск и эксперимент, главным образом, в области расширения возможностей обработки материалов точкой и механическим резанием.

Портрет А. К. Нартова. Неизвестный художник середины XVIII века. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Токарно-копировальный станок, построенный А. К. Нартовым в 1718–1729 годах. Справа: токарный станок (по терминологии Нартова, «пуклова-тая машина»); винторезный станок («первая винтовальная машина»); строгальный станок («конусная машина»); станок для обработки торцовых поверхностей;
Портрет А. К. Нартова. Неизвестный художник середины XVIII века. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Токарно-копировальный станок, построенный А. К. Нартовым в 1718–1729 годах. Справа: токарный станок (по терминологии Нартова, «пуклова-тая машина»); винторезный станок («первая винтовальная машина»); строгальный станок («конусная машина»); станок для обработки торцовых поверхностей.

1825

Основана Рисовальная школа в отношении к искусствам и ремеслам (Московская художественно-промышленная академия имени С. Г. Строганова). Художественно-промышленная академия была основана в 1825 году графом Сергеем Григорьевичем Строгановым как школа подготовки художников декоративно-прикладного искусства и первоначально именовалась как «Рисовальная школа в отношении к искусствам и ремеслам».

Граф Сергей Григорьевич Строганов (1794 - 1882)
Граф Сергей Григорьевич Строганов (1794 — 1882). Строгановское училище. 1900 — 1903. Архив МГХПА им. С.Г. Строганова.

1829

• 15 мая 1829 года в Санкт–Петербурге открылась первая выставка промышленных и кустарных изделий, произведенных в Российской империи.

1870

•  В Санкт-Петербурге, с 15 мая по 1 августа работала XIV Всероссийская мануфактурная выставка . Целью выставки была демонстрация достижений русской науки и техники, а также перспективы развития российской торговли и промышленности.

1874

•  12 мая родился Яков Модестович Гаккель (1874 – 1945) — русский и советский инженер-изобретатель, внёсший значительный вклад в развитие отечественного самолёто- и тепловозостроения первой половины XX века. Наиболее известные его разработки: биплан «Гаккель-III» с двигателем воздушного охлаждения, вместо открытой фермы имел фюзеляж, одностоечный биплан «Гаккель-IV» с двигателем мощностью 100 л. с., первый в России гидросамолёт-амфибия «Гаккель-V» (1911 год), тепловоз ГЭЛ1 (позже ЩЭЛ1) — один из двух первых в мире магистральных (1924 год). Яков Гаккель оставил после себя свыше 30 патентов на изобретения. Именем Я.М. Гаккеля в 1988 году названа улица в Приморском районе Ленинграда — Гаккелевская.

Яков Модестович Гаккель
Яков Модестович Гаккель (30 апреля [12 мая] 1874, Иркутск — 12 декабря 1945, Ленинград). Тепловоз ГЭЛ1 (позже ЩЭЛ1). Самолет Гаккель VII.

1876

Основано Центральное училище технического рисования барона Штиглица. Основано в 1876 году на средства, пожертвованные бароном Александром Штиглицем. Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица (Академия Штиглица) — одно из старейших российских высших учебных заведений, ведущее подготовку специалистов в сфере изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Барон Александр Людвигович фон Штиглиц
Барон Александр Людвигович фон Штиглиц (1814 – 1884). Центральное училище технического рисования.

Павел Яблочков запатентовал первую дуговую лампу 23 марта 1876 году, благодаря чему Россию стали называть родиной электричества. Павел Яблочков — один из основателей электротехники, создатель дуговой лампы и первого в мире электрического трансформатора переменного тока. Благодаря изобретениям ученого в XIX веке Россию называли родиной электричества. Успех свечи Яблочкова был грандиозным: в течение нескольких месяцев фонари с «русским светом» появились во многих городах мира. 

1880

• 3 сентября 1880 года в Петербурге инженер Фёдор Пироцкий продемонстрировал первый в России, а по некоторым данным, и первый в мире электрический трамвай.

1893

• «Сделано в России» — маркировка продукции, изготовленной в России. По-английски – «Made in Russia». Впервые применена фарфоровой фабрикой «Братьев Корниловых» в Санкт-Петербурге.

1894

• Степанова, Варвара Фёдоровна. 9 октября 1894 года родилась Варвара Фёдоровна Степанова (9 [21] октября 1894, Ковно – 20 мая 1958, Москва) – советская художница-авангардистка, представительница конструктивизма, дизайнер и поэт, жена и соратница Александра Родченко. Также работала и выставлялась под псевдонимом Варст.

1899

• Вакс, Иосиф Александрович. 27 октября 1899 года родился Иосиф Александрович Вакс (1899, Санкт-Петербург – 1986, Ленинград) – советский архитектор, художник, дизайнер и педагог. Создатель школы ленинградского дизайна, организатор кафедры дизайна и промграфики в ЛВХПУ им. В.И. Мухиной.

Иосиф Александрович Вакс (1899 – 1986). Городской трамвай ВАРЗ. Авторы: В.Э. Винтман, С.А. Соломонов, 1958. Проект мастерской под руководством И.А. Вакса и Л.С. Катонина.
Иосиф Александрович Вакс (1899 – 1986). Городской трамвай ВАРЗ. Авторы: В.Э. Винтман, С.А. Соломонов, 1958. Проект мастерской под руководством И.А. Вакса и Л.С. Катонина. 

1900

•  Участие России во Всемирной выставке в Париже. 14 апреля 1900 года открылась Всемирная выставка в Париже. Символом выставки стала встреча нового XX века. Главенствующим стилем на выставке стал ар-нуво. За семь месяцев выставку посетили более 50 млн человек. Свои экспозиции в 18 тематических отделах представили 35 стран. Особенно значительно было участие Российской империи. Пресса восторженно отзывалась о русском отделе. По итогам выставки французская газета «Liberte» написала: Мы находимся ещё под влиянием чувства удивления и восхищения, испытанного нами при посещении русского отдела. В течение немногих лет русская промышленность и торговля приняли такое развитие, которое поражает всех тех, кто имеет возможность составить себе понятие о пути, пройденном в столь короткий срок. Развитие это до такой степени крупное, что наводит на множество размышлений.

1902

• 31 марта (13 апреля) в России впервые испытан троллейбус на петербургском заводе «Фрезе и К°.

1903

• Первый автобус с двигателем внутреннего сгорания был построен в Санкт-Петербурге в 1903 году на фабрике фирмы «Фрезе». Он имел открытый кузов, который вмещал 10 человек. На автобусе был установлен одноцилиндровый мотор мощностью 10 лошадиных сил. Автобус мог развить скорость до 15 км/ч.

1910

Ирбитис, Адольф  родился 4 декабря 1910 года (1910, Рига – 31 августа 1983, Рига) – художник, дизайнер радиоаппаратуры, книжный график, художник-проектировщик и создатель журнальной рекламы, заслуженный деятель искусств Латвийской ССР (1964). Ирбитису принадлежит авторство дизайна многих моделей радиоаппаратуры, в том числе радиоприёмники Luxus M 1307 (1940), «Spidola» (1960), «Gauja» (1961), «VEF Spidola-10» (1963), «ВЭФ-202» (1971), магнитофоны «Астра-5», «Орбита», «Орбита-303», «Легенда», «Ритм».

Адольф Ирбитис — латвийский художник, дизайнер радиоаппаратуры, книжный график, художник-проектировщик и создатель журнальной рекламы[3], заслуженный деятель искусств Латвийской ССР
Адольф Ирбитис (1910 – 1983). Радиоприемник «Spidola», радиоприемник  «ВЭФ-202»

1913

• Долматовский, Юрий Аронович. 7 декабря 1913 года родился (1913, Москва – 12 января 1999, Москва) — советский конструктор автомобильной техники, журналист, автор популярных книг, кандидат технических наук.

1914

• 4 февраля 1914 года открылось «Российское Акционерное Общество Оптического и Механического Производств» (с 1965 года ЛОМО — Ленинградское оптико-механическое объединение). С этой даты началась история первой и на сегодняшний день крупнейшей российской компании, которая производит оптико-механические и оптико-электронные приборы. На первом этапе своей деятельности завод выпускал приборы для проверки прицельных линий пушек, прицелы, стереотрубы, перископы для артиллерии.

Мариэтта Эрнестовна Гизе (13 (26) июня 1914 — 16 марта 2011) — российский историк искусства, доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица, автор книг и статейОсновной сферой её научной деятельности являлось исследование взаимосвязи художественного и технического творчества. В её работах Формы проявления эстетической составляющей технического творчества рассматриваются на историческом материале российской техники XVIII – начале XX веков — периода зарождения и расцвета мануфактур, а затем и становления крупной машинной индустрии. Этот период получил название протодизайн. 

1916

• 2 августа 1916 года в Москве основан завод АМО (Автомобильное моторное общество), будущий завод имени Лихачёва.

1918

• На ЛОМО был создан первый отечественный кинопроекционный аппарат «Русь».

1920

• ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) – учебные заведения, созданные в Москве, Петрограде и других российских городах с 1918 года. Московский ВХУТЕМАС образован в 1920 году путём объединения Первых и Вторых Государственных свободных художественных мастерских (созданных ранее на основе Строгановского художественно-промышленного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества).

• Соловьёв, Юрий Борисович. (12 января 1920, Кострома, РСФСР – 7 октября 2013, Москва, Российская Федерация) — советский и российский дизайнер, создатель и директор Всесоюзного научно-исследовательского института технической эстетики (1962 – 1987), создатель и председатель Союза дизайнеров СССР (1987 – 1990).

Соловьёв, Юрий Борисович

1922

• Агитационное искусство. Наравне с авангардом активно развивается агитационное искусство, а вместе с ним и дизайн, оформляющий товары массового потребления. Важной вехой становится создание в 1922 году Моссельпрома, в который входят мастерские по художественному оформлению продукции. C трестом сотрудничают Родченко и Маяковский, среди работающих в его мастерских оформителей – такие художники-прикладники (как тогда называлась эта профессия), как Эрдман, Шлепянов и Телингатер.

1924

• 1 мая 1924 года в Харькове выпущен первый советский гусеничный трактор «Коммунар» серии «Фордзон-Путиловец».

• Летом 1924 года совершил свой первый полёт советский массовый самолёт Р-1 «разведчик первый» конструкции Н.Н. Поликарпова, созданный на основе британского лёгкого бомбардировщика и разведчика de Havilland D.H.9A образца 1916 года.

1925

• Первый легковой автомобиль, созданный в СССР — НАМИ-1. Был разработан в 1925 году Научным автомоторным институтом (НАМИ) на базе дипломного проекта молодого инженера Константина Андреевича Шарапова. Выпускался малой серией в Москве на Государственном автомобильном заводе № 4 «Спартак».

• Александр Родченко принимает участие в Парижской выставке декоративных искусств и художественной промышленности, где получает серебряную медаль за проект «Изба-читальня».

1927

• 20 февраля завод «Красный путиловец» выпустил первую партию новых трамвайных вагонов для Ленинграда.

20 февраля 1927 года — «Красный путиловец» (Кировский завод) выпустил первую партию новых трамвайных вагонов для Ленинграда. Первый трамвай назывался МС («Моторный Стальной»).
1000-й стальной вагон, выпущенный на заводе «Красный Путиловец», 1928 — 1932. Из коллекции музея «Нарвская застава», Санкт-Петербург.

• 30 апреля вышел на пути первый паровоз М типа 2-4-0, построенный заводом «Красный путиловец».

• Первый полёт спортивного самолёта АИР-1, на котором были установлены первые советские мировые рекорды. Эту дату считают началом деятельности конструкторского бюро Яковлева.

1930

• Закрытие ВХУТЕИНа. Начало периода массового копирования западных образцов.

• Начато серийное производство первого в СССР массового любительского фотоаппарата «Фотокор N1» на Всесоюзном Объединении Оптико-Механической промышленности (ВООМП, в том же 1930 году предприятие было переименовано в «Государственный оптико-механический завод имени ОГПУ» (ГОМЗ), с 1965 года – ЛОМО).

«Фотокор № 1» (также «Фотокор-1», часто — просто «Фотокор») — пластиночный фотоаппарат, выпускавшийся на ленинградском заводе ГОМЗ в 1930—1940-х годах.
«Фотокор № 1» — пластиночный фотоаппарат, выпускавшийся на ленинградском заводе ГОМЗ в 1930—1940-х годах.

• В 1930 году в СССР произошло важное для всей полиграфической промышленности событие. В феврале Всесоюзным комитетом по стандартизации был принят обязательный Общесоюзный стандарт 1337 «Шрифты гартовые». Этот небольшой двухстраничный документ ограничил советских дизайнеров определенным набором шрифтов. Сюда вошли гарнитуры «Обыкновенная», «Учебная», «Латинская» и т.д. Советским художникам-оформителям не хотелось ограничивать себя в выразительных средствах и верстать все книги по одному стандарту. Поэтому многие взяли в руки карандаши, кисти, перья и начали восполнять недостаток шрифтов, создавая свои уникальные авторские композиции. Каждый тот эксперимент с каллиграфией, по сути, уникален, но фиксировать и систематизировать их стали только к 1960-м, когда начали появляться первые каталоги шрифтов.

1931

• Балашова, Галина Андреевна. Галина Андреевна Балашова (род. 4 декабря 1931, Коломна, в девичестве Брюхова) — космический архитектор, дизайнер, художник. Создатель интерьеров космических кораблей, орбитальных станций СССР и космической символики.

• Кобылинский, Валентин Сергеевич. Валентин Сергеевич Кобылинский (10 мая 1931 года, Ленинград – 4 ноября 2021 года, Москва) — советский художник-конструктор НАМИ и ВНИИТЭ, виднейший представитель промышленного дизайна 1950 – 1970 годов, стоявший у его истоков в СССР. Разработчик серии самосвалов: БелАЗ-540, БелАЗ-548, БелАЗ-549, аэродромного тягача БелАЗ-7421, крана МКШ-25.

1932

• 15 апреля 1932 года на ленинградском заводе «Коминтерн» (ныне завод им. Козицкого) начат выпуск первого советского механического телевизора «Б-2» с диском Нипкова для приёма изображения с разложением на 30 строк.

1933

• Начат выпуск первого советского семейства троллейбусов ЛК (назван в честь Лазаря Кагановича). 15 ноября 1933 года в 11 часов утра ЛК-1 под номером 2 вышел в свой первый рейс по Москве (5 ноября был испытательный рейс).

1934

• Испытание первого в мире катера на воздушной подушке (Л-1) спроектированного Владимиром Левковым прошло на полигоне возле деревни Пейпия Кингисеппского района Ленинградской области в 1934 году. Владимир Израилевич Левков (1895, Ростов-на-Дону — 1954, Москва) — советский конструктор первых в мире судов на воздушной подушке (СВП).

1937

• Рунге, Владимир Фёдорович. Владимир Фёдорович Рунге (род. 24 июня 1937 года) — советский и российский дизайнер, вице-президент Международной общественной ассоциации «Союз дизайнеров», заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии РФ в области литературы и искусства (дизайн), кандидат искусствоведения — один из основоположников отечественного направления формообразования оптико-механической и оптико-электронной продукции. В.Ф. Рунге — автор более 100 практических работ и публикаций. Среди написанных им лично и в соавторстве учебных пособий: «Основы теории и методологии дизайна», «Эргономика в дизайне среды», «История дизайна, науки и техники» и др.

1938

• Зайцев, Вячеслав Михайлович. Вячеслав Михайлович Зайцев (при рождении Кокурин, 2 марта 1938 — 30 апреля 2023) — советский и российский художник-модельер, живописец и график; народный художник Российской Федерации (2006), лауреат Государственной премии России (1995), профессор, академик Российской академии художеств (2007).

• Акопов, Валерий Сергеевич. Валерий Сергеевич Акопов (род. 6 августа 1938 года, Кисловодск, Ставропольский край, РСФСР, СССР) — советский и российский дизайнер, член-корреспондент Российской академии художеств. Основные произведения: эмблема и комплекс графических работ для Государственного академического Большого театра России, для Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, разработка эмблемы «Знак качества», разработка систем условного обозначения (пиктограмм) к Московской Олимпиаде-80; создание эмблемы, фирменного стиля, плакатов внешторгового объединения «Союзпродимпорт», Комитета по телевидению и радиовещанию СССР, логотип ТД «Домино»; фирменный стиль сети ресторанов быстрого обслуживания «Русское бистро», Российской государственной страховой компании, является автором значительных произведений графического искусства, выполненных по заказу ФГУП НТВМЦ Минатома России. Являлся членом жюри международных и национальных выставок-конкурсов по графическому дизайну, в том числе в Венгрии, Литве, США, Польше, а также участником Биеннале плаката в Москве, Санкт-Петербурге, Международных биеннале графического искусства «Золотая пчела» и др.

1939

• Созданы первая ручная киносъемочная камера КС-5 для хроникальных съемок и камера ЦКС-1 для съемки цветных фильмов (ВООМП). Эти изделия оказали неоценимую помощь в создании отечественной кинохроники, в том числе и в годы Великой Отечественной войны.

1940

• Рижский государственный электротехнический завод «ВЭФ» (VEF, Valsts Elektrotehniskā Fabrika 1919 – 1999) крупнейший производитель товаров электротехники и электроники после присоединения Латвии к СССР в 1940 году перешёл под контроль Народного комиссариата электротехнической промышленности СССР. в 1941 году Латвия была оккупирована нацистской Германией, и владельцем завода стала немецкая фирма AEG. После войны завод был восстановлен, и уже в 1945 году заработал цех по производству фотобумаги. В конце 1945 года был выпущен радиоприёмник VEF Super M557.

• Начата научная разработка проектов панельно-каркасного жилищного строительства в НИИ Строительной техники Академии архитектуры СССР коллективом под руководством Г. Кузнецова.

• Трофимов, Борис Владимирович. Борис Владимирович Трофимов (род. 14 января 1940, Москва) – советский и российский графический дизайнер, один из основателей и преподаватель в Высшей академической школе графического дизайна (1997 – 2013), руководитель курса графического дизайна в Институте бизнеса и дизайна (с 2013 года).

1944

• Создан отдел художественно-промышленного проектирования на Горьковском автозаводе.

• По решению Правительства СССР основан Общесоюзный дом моделей одежды (ОДМО).

1945

• В феврале 1945 года за три месяца до окончательной победы над фашистской Германией правительство СССР по предложению специальной комиссии приняло постановление, в котором говорилось, что «в целях подготовки высококвалифицированных кадров для художественной промышленности и восстановления разрушенных войной городов и памятников искусства» воссоздаются Московское высшее художественно-промышленное училище (МВХПУ, бывшее Строгановское училище технического рисования) и Ленинградское высшее художественно-промышленное училище (ЛВХПУ, бывшее Училище технического рисования барона Штиглица).

• Юрий Борисович Соловьев в 1945 году создал первую в СССР специализированную проектную организацию в сфере промышленного дизайна – Архитектурно-художественное бюро. В нём им были разработаны дизайн-проекты пассажирских речных судов, железнодорожных вагонов, нового поколения московских троллейбусов, а также дизайн интерьеров первого атомного ледокола «Ленин» и первой атомной подводной лодки.

• 26 августа 1945 года вышло постановление ГКО (Государственный Комитет Обороны) «О восстановлении и развитии автомобильной промышленности», предписывавшее освоить выпуск новой модели легкового автомобиля среднего класса.

• В декабре 1945 года был собран первый в стране панельный дом в городе Берёзовский (пригород Свердловска).  До этого, 11 июля 1944 года, руководство треста Главуралэнергострой издает приказ № 74 об организации завода для изготовления строительных конструкций и деталей.

1946

• Первая «Победа» сошла с конвейера 28 июня 1946 года. «Победа» — легковой автомобиль среднего класса, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе (ГАЗ) в 1946 – 1958 годах.

 Первая «Победа» сошла с конвейера 28 июня 1946 года.

• Издательство «Гизлегпром» публикует книгу А.А. Сидорова «История оформления русской книги», дающую обзор развития книжного дизайна с XIX до середины XX века.

1947

• Кричевский, Владимир Григорьевич. Владимир Григорьевич Кричевский (род. 20 сентября 1947) – российский графический дизайнер, искусствовед, художественный критик, автор книг и многочисленных статей по типографике. В конце 1970-х гг. разрабатывал дизайн дорожных знаков в СССР. В 1994 – 1996 гг. совместно с Еленой Черневич был главным редактором журнала «Да!».

1948

• Назаров, Юрий Владимирович. Юрий Владимирович Назаров (род. 26 апреля 1948 года, Москва) – советский и российский дизайнер, доктор искусствоведения (2003), член-корреспондент РАХ (1998), заслуженный деятель искусств РФ (2008), почётный работник науки и техники РФ (2012), почётный президент Союза дизайнеров России.

1949

• Начат выпуск первого массового чёрно-белого телевизора в СССР – КВН-49 (инженеры-конструкторы в составе В.К. Кенигсон, Н.М. Варшавский и И.А. Николаевский, аббревиатура «КВН» составлена по первым буквам фамилий). Выпускался в СССР в различных модификациях с 1949 до 1962 года.  Один из первых в мире телевизоров, рассчитанных на стандарт разложения 625/50, принятый в Советском Союзе в 1945 году.

1952

• Серов, Сергей Иванович. Сергей Иванович Серов (23 января 1952, Советск, Калининградская область) – советско-российский искусствовед, куратор, дизайнер-график. Автор 14 монографий и более 500 статей, главным образом в области графического дизайна. С 1990 года кандидат искусствоведения. В 1976 – 1981 и 1987 – 1999 годы был главным художником программы «Библиотека дизайнера» ВНИИТЭ. Сергей Серов является генеральным директором Фонда развития и поддержки графического дизайна «Золотая пчела» и президентом одноимённой московской международной биеннале. 

1954

• В Московском Союзе художников организуется секция «Промграфика» – объединение оформителей, работающих с производствами. Членами коллектива «Промграфики» были такие дизайнеры, как Г.А. Щетинин, А.Д. Крюков, В.С. Акопов.

1955

• Чайка, Владимир Борисович. Владимир Борисович Чайка (9 сентября 1955, г. Капустин Яр Астраханской области – 16 октября 2021, Москва) – российский художник-дизайнер. Академик Академии графического дизайна (с 2011 – президент). Член Союза художников России, Союза дизайнеров России, международных ассоциаций AGI (Alliance Graphigue Internationale), «Brno Biennale» (почётный член).

Владимир Чайка

1956

• 25 августа 1956 года на Адмиралтейском заводе в Ленинграде заложен первый в мире атомный ледокол «Ленин».
• 10 октября 1956 года выпущен первый серийный автомобиль Газ-М21 «Волга».

1957

• 31 июля 1957 года принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О развитии жилищного строительства в СССР», давшее начало строительству типовых панельных, кирпичных и блочных жилых домов — «хрущёвок».

• В 1957 году И.А. Вакс и Л.С. Катонин создали новую модель ленинградского трамвая ЛМ-57 («Ленинградский моторный» вагон 1957 года) обтекаемых «аэродинамических форм».

1958

• В 1958 году на заводе «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде (бывш. г. Горький) в Центральном конструкторском бюро по судам на подводных крыльях была сформирована группа художественного конструирования. В неё вошли выпускники ЛВХПУ им. В.И. Мухиной под руководством О.В. Фролова. За несколько лет группа дизайнеров выполнила проекты судов серии «Ракета» (главный конструктор Р. Е. Алексеев). «Ракета» – серия советских пассажирских речных судов на подводных крыльях, предназначенных для скоростных перевозок на пригородных и местных линиях протяжённостью до 600 километров.

1959

• Дискуссия «Кухонные дебаты» (Kitchen Debate) — 24 июля 1959 года Председатель Совета Министров СССР Никита Хрущев и вице-президент США Ричард Никсон провели дискуссию о преимуществах советского и американского образа жизни на американской выставке в Москве в парке «Сокольники» перед стендом кухонного оборудования General Electric. Никсон и Хрущёв обсуждали достоинства капитализма и социализма. Дебаты происходили на фоне противостояния мировых политических систем между запуском спутника в 1957 году и карибским кризисом 1962 года.

Кухонные дебаты (англ. Kitchen Debate) — серия импровизированных диалогов (через переводчиков) между вице-президентом США Ричардом Никсоном и председателем Совета Министров СССР Никитой Хрущёвым, состоявшихся 24 июля 1959 года на открытии Американской национальной выставки «Промышленная продукция США» в выставочном центре парка «Сокольники» в Москве.

1961

• Выставка «Искусство в быт. Новые образцы изделий художественной промышленности», проходившая в 1961 году в ЦВЗ «Манеж» стала знаковой, главная задача которой заключалась в том, чтобы показать советским людям новый подход к оформлению жилой среды как единого интерьерного комплекса. Страна развернулась к новому пространству демонстрации «вкуса» – пространству частной жизни людей.

1962

• В 1962 году было опубликовано постановление Совета Министров СССР «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования». Основным разработчиком постановления был Ю.Б. Соловьёв. Термин «художественное конструирование» был придуман инициатором экономических реформ А.Н. Косыгиным дабы избежать мало подходящего по идеологическим причинам «буржуазного слова» дизайн. Новое определение было неудачным: конструирование не может быть художественным (правильно: художественное проектирование), поэтому со временем стало доминировать: «промышленное искусство». Слово «дизайн» использовали неофициально, среди профессионалов.

• 28 апреля опубликовано постановление Совета Министров СССР «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования».

• Организованы ВНИИТЭ и 7 СХКБ – в Москве, Ленинграде, Киеве, Свердловске, Риге, Баку и Тбилиси. Общее число специалистов, начавших работать в дизайне, составило 382 человека.

• ЦК КПСС выпускает постановление, обязывающее все предприятия СССР разработать и использовать зарегистрированные товарные знаки. За разработки логотипов производителей и товаров и их визуальную идентификацию берутся художники-оформители «Промграфики». Особых высот они достигают при создании этикеток для товаров, экспортируемых за границу.

• 2 октября 1962 года на базе ГОМЗа и еще нескольких родственных предприятий, в том числе заводов «КИНАП» и «Прогресс», имевших свою славную историю, было создано Ленинградское объединение оптико-механических производств (ЛООМП), получившее в 1965 году свое всемирно известное имя ЛОМО (Ленинградское оптико-механическое объединение).

• На базе Центрального мебельного проектно-конструкторского бюро был создан Всесоюзный проектно-конструкторский и технологический институт мебели. Основными задачами института стали проектно-конструкторские и научно-исследовательские работы в области проектирования, производства и отделки мебели для оборудования жилых и общественных зданий, внедрения мебели в производство.

• Кировский завод выпустил первый колёсный трактор К-700 «Кировец». Главный конструктор – Жозеф Котин. Первый трактор покинул сборочный цех и вышел на поля страны 13 июля 1962 года. Массовое серийное производство К-700 было развёрнуто в 1969 году.

1963

• На базе ВНИИТЭ образован центральный орган информации по технической эстетике и художественному конструированию, обслуживающий организации, предприятия и специалистов независимо от их ведомственной подчиненности.

1964

• Сформирована система изданий ВНИИТЭ, начался выпуск ежемесячного бюллетеня «Техническая эстетика».

• ЛВХПУ им. В. И. Мухиной выпустило первых четверых специалистов с дипломами художников-конструкторов.

• В Москве по инициативе и при участии ВНИИТЭ проведена первая зарубежная выставка «Роль художественного конструирования в промышленности Великобритании». Впоследствии периодически устраивались различные зарубежные выставки дизайна – из Англии, Бельгии, ГДР, Дании, Италии, Финляндии, ФРГ.

• Логвин, Андрей Николаевич. Андрей Николаевич Логвин (род. 1964, село Ипатово Ставропольского края) – русский плакатист, художник-график, дизайнер в области графического дизайна и рекламы. Академик графического дизайна и член Alliance Graphique International (AGI). «Жизнь удалась» – Знаковый плакат России девяностых годов Андрея Логвина, создан в 1997 году.

1965

• В Москве проведены Первая всесоюзная конференция по художественному конструированию и первая Всесоюзная художественно-конструкторская выставка. 

• ВНИИТЭ стал членом Международного Совета обществ по художественному конструированию (ИКСИД). 

• Введена правовая охрана промышленных образцов. Выдано свидетельство на промышленный образец №1 — на бытовой светильник Таллинского опытного завода «Эстопласт».

• На ЛОМО был создан первый в СССР промышленный лазер.

1966 

• Издана «Краткая методика художественного конструирования» (ВНИИТЭ) — первое отечественное пособие для профессионалов. 

• 20 июля 1966 года подписано постановление правительства СССР о строительстве Волжского автомобильного завода.

1967 

• Сделан новый шаг вперед в организационном развитии дизайна: под эгидой ГКНТ (Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике) создана система дизайнерских организаций. В нее вошли: ВНИИТЭ как научно-исследовательский и научно-методический центр и 9 его филиалов – в Ленинграде, Минске, Вильнюсе, Киеве, Харькове, Свердловске, Хабаровске, Тбилиси, Ереване.

• 20 апреля 1967 года введён в действие Знак качества с целью стимулирования повышения качества и эффективности общественного производства. Государственный знак качества СССР разработал Николай Петрович Волков. По результатам госаттестации качества товаров предприятия получали право маркировать свою продукцию Государственным знаком качества СССР на срок от двух до трёх лет. Порядок проведения госаттестации качества утверждался Комитетом стандартов, мер и измерительных приборов при Совете министров СССР. Официально применение Знака прекратилось с распадом СССР, однако некоторые заводы наносили его на свою продукцию вплоть до 1993 – 1994 гг. Правила построения и нанесения Знака качества содержатся в ГОСТ 1.9-67 от 7 апреля 1967 года. Знак мог наноситься на само изделие, на его упаковку или же размещался в сопроводительной документации (акты, инструкции, тех. описания и т. п.). Маркироваться знаком качества могла любая продукция невоенного назначения – от детских игрушек до крупнотоннажных океанских судов.

• Получена первая международная награда – золотая медаль Лейпцигской ярмарки. Ею отмечен зубофрезерный станок, художественно-конструкторский проект которого выполнен в Вильнюсском филиале ВНИИТЭ.

• На «АвтоВАЗе» открыт художественный отдел (позже переименован в НТЦ «ВАЗ»).

• В.М. Зайцев получил Гран-при за платье под девизом «Россия» на Всемирном фестивале моды в Москве.

1968 

• Совет Министров СССР принял постановление «Об улучшении использования достижений технической эстетики в народном хозяйстве», подводящее итоги первого периода развития дизайна в стране, отмечающее определенные успехи в развитии новых наук технической эстетики и эргономики. Постановление наметило ряд мер, способствующих дальнейшему укреплению связей между обидетеоретическими исследованиями, прикладной наукой и практикой проектирования.

• Учреждена система подготовки научных кадров высшей квалификации по специальности «Техническая эстетика».

• Во ВНИИТЭ создан специализированный совет по присуждению ученой степени кандидата искусствоведения по этой специальности.

• В Свердловском архитектурном институте организована кафедра промышленного искусства. 

• В Тбилиси при участии ВНИИТЭ проведен международный симпозиум ЮНЕСКО «Техника и художественное конструирование в современном мире». 

• Состоялись первые специализированные выставки советского дизайна са рубежом – в Польше и Болгарии. В последующем такие выставки проводились: в Брюсселе (1973), Штутгарте (1976), Хельсинки (1978), Варшаве, Кракове (1979), Бомбее, Загребе (1981), Берлине (1982).

• В Свердловске создана Кафедра промышленного искусства в Уральском филиале Московского архитектурного института, переименованного в 1972 году в Свердловский архитектурный институт (сейчас – Уральская государственная архитектурно-художественная академия).

Пирожков, Владимир Вячеславович (родился в Кишинёве в 1968) – российский дизайнер. С 1994 года работал в компании Citroën (являлся разработчиком интерьеров моделей Xantia X2, C5, концепт-кара C3 Lumiere, C3 Air, C6 Lignage, C4 Volcane, автором рестайлинга модели Xsara). С 2000 года – старший дизайнер в европейском дизайн-центре Toyota в Ницце, участвовал в создании моделей Yaris, Auris, Corolla, Avensis и концепт-каров MTRC и UUV. С 2007 года работает в России, создал здесь мультиотраслевой центр промышленного дизайна и инноваций «АСТРАРОССА дизайн» (является его президентом). Одним из первых проектов новой студии стала разработка официальной раскраски и элементов фирменного стиля нового пассажирского самолёта Sukhoi Superjet 100 компании «Гражданские самолёты Сухого». Дизайнерской командой под руководством Владимира Пирожкова и Андрея Водяника разработан дизайн факелов Эстафет Олимпийского и Паралимпийского огня XXII зимних Олимпийских игр 2014 года в Сочи. Совместно с РКК «Энергия» создал концепт-модель возвращаемого пилотируемого корабля «Русь», представленного на МАКСе.

1970 

• Проведены Вторая всесоюзная конференция по художественному конструированию и Всесоюзная художественно-конструкторская выставка. 

1971 

• Создаётся правовая основа деятельности художников-конструкторов. Госкомитет Совета Министров СССР по науке и технике утверждает «Типовое положение о художественно-конструкторских подразделениях (бюро, отделах, лабораториях, секторах, группах) на предприятиях и в организациях министерств и ведомств».

• По инициативе ВНИИТЭ в его Белорусском филиале проводится первый международный проектный семинар ИКСИД – «Интердизайн», в котором принимают участие дизайнеры из 15 стран. Положено начало новой форме международного сотрудничества в дизайне. Семинар в Минске был посвящён двум темам: «Средства доставки и продажи хлеба населению» и «Оборудование городской площади». 

1972 

• В Москве на базе ВНИИТЭ проходит Первая международная конференция ученых и специалистов стран – членов СЭВ и СФРЮ по вопросам эргономики, положившая начало многостороннему научно-техническому сотрудничеству в этой области.

1973 

• Во ВНИИТЭ выполнен первый зарубежный заказ – проект токарного гидрокопировального станка для итальянской фирмы Utita.

Барбанель, Дмитрий Евгеньевич. Дмитрий Евгеньевич Барбанель (род. 16 августа 1973, Ленинград, СССР) – российский дизайнер и художественный руководитель. Возглавляет «Мастерскую Димы Барбанеля». Издания «Афиша» и Большой город относят его к числу наиболее влиятельных арт-директоров в стране. Дмитрий участвовал в запуске профессионального журнала для дизайнеров-типографов «Шрифт», созданного при поддержке «Яндекса», компании «ПараТайп» и «Мастерской».

1974

• В 1974 году Е.Н. Лазарев организовал на факультете промышленного искусства ЛВХПУ им. В.И. Мухиной «Экспериментальный учебный курс», а в 1986 году была создана кафедра программного дизайна.

• Первый кассетный видеомагнитофон «Спектр-203 Видео» формата VCR сошёл с конвейера Львовского ПТО им. Ленина. 

1975 

• Москва стала местом проведения IX Международного конгресса ИКСИД – первого конгресса, проходившего в социалистической стране. В нем участвовали 700 советских специалистов и 757 деятелей дизайна из 32 стран мира. 

• В Риге проведена выставка художественного конструирования и промышленной графики – первая среди республиканских выставок, которые впоследствии устраивались в различных городах страны.

• Под девизом «Максимум содержания – минимум формы» объединение «Электроприбор» разрабатывает дизайн-программу «Электромера», призванную унифицировать оформление всех советских приборов как массового, так и промышленного использования.

1977 

• Президентом Международного Совета обществ по художественному конструированию (ИКСИД) впервые избран представитель социалистической страны — директор ВНИИТЭ Ю.Б. Соловьев.

• При ВНИИТЭ создан Координационный центр стран – членов СЭВ по разработке научных основ, норм и требований эргономики и технической эстетики, объединяющий 35 организаций СССР и 79 организаций из 7 социалистических стран.

• В Москве состоялась Всесоюзная выставка «Техническая эстетика на службе качества». 

• В Харькове состоялся второй международный семинар «Интердизайн». Его тема – «Дизайн для инвалидов» (объекты разработок: кухня, городской автобус, рабочее место швеи-мотористки, рабочее кресло инвалида).

• Первая публичная выставка работ художников-оформителей комбината «Союзпродоформление»

1978

• В Баку организован ещё один, 10-й в системе ВНИИТЭ, Азербайджанский филиал. 

• Начал свою работу в области пропаганды дизайна Центр технической эстетики, открывшийся в Москве, на пл. Пушкина.

• ВНИИТЭ выпустил в свет капитальный коллективный труд «Методика художественного конструирования» (Часть I), который принят в качестве методического пособия странами – членами СЭВ.

1979 

• Закончена работа над первой в практике отечественного дизайна комплексной дизайн-программой для ВО «Союзэлектроприбор». Она охватила всю продукцию объединения (около 1500 видов приборов), упаковку, фирменную графику, производственную среду, спецодежду. Дизайнеры ВНИИТЭ вместе с инженерами отрасли разработали ряд конструктивных решений, позволивших в 4 раза сократить номенклатуру органов управления, в 5 раз снизить трудоемкость изготовления несущих конструкций, а также значительно улучшить эргономические и эстетические свойства приборов. К настоящему времени дизайн-программа внедрена на предприятиях отрасли; экономический эффект исчисляется миллионами рублей. Высокая результативность первой дизайн-программы открыла путь к широкому использованию этого метода проектирования.

• Дизайнерами различных городов страны разрабатываются более 10 отраслевых и межотраслевых комплексных дизайн-программ. Среди них – «Часы» (Ленинград), «Вело», «Магистраль», «Вокзал» (Харьков). «Контакт» (Москва), «Медтехника» (Минск) и др.

1980 

• Под руководством ВНИИТЭ и при участии организаций стран – членов СЭВ издано руководство «Эргономика. Принципы и рекомендации». 

• В Тбилиси состоялся очередной международный семинар «Интердизайн» на тему «Оборудование городской среды».

 • Создание системы пиктограмм Олимпиады-80. Автор: Николай Сергеевич Белков (1950 – 1996 гг.), окончил вечернее отделение факультета промышленного искусства ЛВХПУ им. В.И. Мухиной. Система пиктограмм была запатентована и успешно реализована на Олимпиаде-80 в Москве, а дипломная работа по её разработке стала одной из лучших выпускных работ Академии Штиглица.

1981 

• В Риге при ЛатНИИНТИ открылся Латвийский дизайн-центр – первый в ряду республиканских центров пропаганды дизайна. 

1982 

• Бюллетень «Техническая эстетика» реорганизован во всесоюзный журнал. За годы выхода в свет его тираж вырос с 8 тыс. до 28 тыс. экземпляров. 

• В МВХПУ (б. Строгановское) создан специализированный совет по присуждению ученой степени кандидата искусствоведения по специальности «Техническая эстетика».

1983 

• В Баку состоялся очередной международный проектный семинар ИКСИД – «Интердизайн». Тема семинара – «Дизайн для сельского быта» (разрабатывались функциональные процессы, среда и оборудование кооперативного агропоселка).

1984

• Первую докторскую диссертацию о дизайне под названием «Дизайн как технико-эстетическая система» в 1984 году защитил в Московском ВНИИТЭ Е.Н. Лазарев. Впервые в отечественной эстетике была создана целостная морфологическая и теоретико-методическая концепция дизайн-деятельности.

1985 

• В Москве на ВДНХ СССР проведена первая Международная выставка дизайна социалистических стран, продемонстрировавшая успехи в развитии дизайна в каждой из стран экспонентов и эффективность сотрудничества между ними в этой области. 

• В Ереване проведен пятый по счету на советской земле международный семинар «Интердизайн» на тему «Будущее часов».

1986 

• М.С. Горбачев приезжает в НТЦ «ВАЗ» и призывает вазовских дизайнеров стать мировыми лидерами.

• Должность художника-конструктора (дизайнера) внесена в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. 

• Утверждена научно-техническая программа «Эргономика», предусматривающая разработку и внедрение системы эргономического обеспечения проектирования, создания и эксплуатации машин и оборудования. В разработке программы участвует более 100 организаций 32 министерств и ведомств страны. 

• В Москве в издательстве «Просвещение» вышла в свет книга для учащихся «Дизайн». 

• Дизайн как самостоятельный вид творческой деятельности стал участником Всесоюзной художественной выставки «Мастера культуры за мир», где демонстрировались достижения и успехи профессиональных творческих союзов и обществ страны – художников, архитекторов, писателей, журналистов, кинематографистов, композиторов, деятелей театра.

• В Ленинграде основан Детский дизайн-центр Сергеем Анатольевичем Таланкиным. Деятельность педагогов Дизайн-центра получила признание и высокую оценку, как у педагогической общественности, так и у дизайнеров-профессионалов.

1987

• Учредительный съезд Союза дизайнеров СССР. Со 2 по 4 апреля 1987 года в Колонном зале дома Союзов в Москве прошёл Учредительный съезд Союза дизайнеров СССР. 

• Учредительная конференция по созданию Ленинградской организации Союза дизайнеров СССР состоялась 26 декабря 1987 года в Доме Политпросвещения (Ленинград).

1988

• Бывший глава «Электромеры» Дмитрий Азрикан становится основателем первой в стране частной студии дизайна. В этом же году на ВДНХ «Союзпродоформление» и Союз дизайнеров проводят под эгидой Агропрома выставку прикладной графики: «Графический дизайн. Упаковка. Этикет. Интерьер»

1989

• Персональная выставка Инго Маурера: «Дизайн?! Освещение Инго Маурера и его команды». Этнографический музей народов СССР,  Ленинград.

• 5 сентября 1989 года в парке «Сокольники» открылась выставка «Дизайн США». В Советский Союз приезжает выставка «Дизайн США», пробившая «железный занавес», отделявший зарубежный дизайн от отечественной публики. Для отечественных дизайнеров выставка стала стимулом к развитию, к использованию новых технологий в проектировании. 

1991

• Развал СССР и системы госзаказа, паралич промышленности приводят к тому, что заказы на промышленный дизайн полностью прекратились. Профессионалы активно мигрируют в другие сферы дизайна (графический дизайн, интерьеры) или за рубеж. 

1992

• Журнал «Техническая эстетика» прекращает существование.

• Закрываются все филиалы ВНИИТЭ во всех республиках экс-СССР. В этом же году в связи с экономическим кризисом ВНИИТЭ прекращает членство в ICSID.

• В январе 1992 года состоялась учредительная конференция Международной ассоциации «Союз дизайнеров» – преемницы Союза дизайнеров СССР. Конференция опубликовала свое решение, были подписаны Учредительный договор и Устав Ассоциации. Документы подписали представители объединений дизайнеров Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Киргизстана, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, а также представители ряда российских объединений, в том числе Екатеринбургского Союза дизайнеров, творческой секции «Дизайн оптико-механических приборов», творческого объединения «Семинар». Представители Московского Союза дизайнеров документы не подписали по причине наличия замечаний и дополнений. Нет под документами подписей и представителей Союза дизайнеров России. Налицо начальная стадия процесса консолидации профессиональных организаций дизайнеров суверенных государств. Вместе с тем сложной проблемой остаются различные взгляды дизайнеров на задачи профессиональных объединений. Все эти мероприятия и документы свидетельствуют о том, что руководителями творческих союзов не принимаются во внимание большие социально-экономические перемены в обществе, которые требуют новых взглядав на дизайн и все, что с ним связано.

•  В 1992 году в первый раз проводилась Московская международная биеннале графического дизайна Golden Bee – «Золотая пчела». Биеннале собирает лучшие достижения в области графического дизайна, способствовует углублению международного сотрудничества, включению отечественного графического дизайна в мировое профессиональное сообщество, помогает наращиванию творческого уровня и духовного потенциала профессии, служит формированию высоких ценностных ориентаций, демонстрирует тенденции развития современной визуальной культуры и является катализатором её развития.

1993

• Открылся Первый Московский Международный Фестиваль компьютерной графики и анимации Аниграф’93.

1994

• Дизайнеры и оформители из круга журнала «Тара и упаковка» проводят международную выставку «Этикетка» и первый всероссийский конкурс на лучший дизайн этикетки.

1995

• Артемий Лебедев основывает студию WebDesign, ставшую первой в России компанией, специализирующейся на коммерческой разработке сайтов. Два года спустя Лебедев переименует студию, включив в ее название свои имя и фамилию.

1996

• Шрифтовой дизайнер Юрий Гордон создает свою первую цифровую гарнитуру «FaRer». Через год он становится одним из основателей первой в стране частной студии разработки шрифтов Letterhead. Она занимается также графическим дизайном и айдентикой.

• Студией «ДизайнДепо» основан журнал о графическом дизайне «Как» (записывается [кАк) ) – печатное неакадемическое периодическое издание. В 1997 году вышел первый номер. Первые 5 лет выпускался два-три раза в месяц. С 2002 года выходит ежеквартально. Главным редактором с самого первого номера неизменно является Пётр Банков.

1998

• Постдефолтный период привел к подъему отечественного производителя, занимающегося импортозамещением. Появились немногочисленные попытки привлечь дизайнеров к разработке товаров. Но большинство компаний предпочитает копировать зарубежные образцы или делать дизайн «на коленке», не обращаясь к услугам профессионалов.

• Дизайнер Владимир Константин из рекламного агентства Euro RSCG Maxima первым в России получает награду конкурса рекламы «Каннские львы» за графический дизайн, а не рекламный ролик. Его работы – серия принтов для водки Smirnoff – выигрывают «Бронзового льва».

• Отдел разработки шрифтов фирмы «ПараГраф» выделяется в отдельную компанию «ПараТайп». «ПараТайп» становится первым частным дизайн-бюро, занимающимся исключительно шрифтовым дизайном. Это событие знаменует собой начало возрождения шрифтового искусства в России.

2001

• В июне 2001 года проходит I Биеннале дизайна «Модулор» (ЦВЗ «Манеж», Санкт-Петербург). Организатор – Санкт-Петербургский Союз дизайнеров. Санкт-Петербургская биеннале дизайна «Модулор» – крупнейшая в регионе специализированная выставка-конкурс, на которой представляются работы в различных областях дизайна.

2003

• В Москве начинает свою работу Британская высшая школа дизайна. В ее преподавательский состав входят ведущие российские дизайнеры; приглашенными лекторами выступают звезды мирового масштаба. Многие из выходцев «Британки» и сами становятся основателями важных для российского рынка компаний, обладателями международных наград и лауреатами премий.

• Создан Центр дизайна Artplay – креативный кластер в Москве. В состав кластера вошли архитектурные и дизайнерские бюро, шоурумы, офисы, университет креативных индустрий, выставочные пространства, студии, заведения общепита и другие предприятия.

2005

• Издательство «Вагриус» выпускает тиражом 999 экземпляров книгу «Век русского книжного искусства» в богато украшенном подарочном оформлении.

• В Санкт-Петербурге Петр Чобитько открывает при художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица Школу каллиграфии, позже получившую название «От аза до ижицы». Это первое в России учебное заведение, сосредоточившееся на изучении и популяризации визуального наследия древнерусской письменности. Уже в мае 2006 года школа проводит первую приуроченную ко Дню славянской письменности выставку «Образ и Буква»

2006

• Минэкономразвития предлагает ВНИИТЭ, нескольким независимым студиям и представителям промышленности разработать концепцию развития и государственной поддержки индустриального дизайна в России.

• В Москве открывается Школа фотографии и мультимедиа имени Родченко. Изначально сосредоточенная на фотографическом искусстве, с годами школа становится одним из ключевых мест преподавания широкого круга визуальных искусств и ремесел – от графического и интерактивного дизайна до сайнс-арта.

2007

• Вышел пилотный номер журнала «Проектор». Издается в Санкт-Петербурге под редакцией Мити Харшака.

2008

• В Санкт-Петербурге проходит конференция Международной шрифтовой ассоциации ATypl.

• «Графический дизайн в России», автор: Елена Черневич – первая книга, посвященная русскому графическому дизайну. Она повествует об истории возникновения профессии дизайнера и ее взаимосвязи с искусством книги.

2012

• В Москве начинают проводить международный фестиваль каллиграфии, леттеринга и шрифтовых искусств Typomania.

• 29 ноября 2012 года открыт Московский музей дизайна – частное учреждение культуры, музей расположен в Тверском районе Центрального административного округа Москвы.  Первая из частных коллекций предметов дизайна в современной России, получившая официальный статус «музей дизайна».

2013

• 30 мая 2013 года проходит внеочередная Конференция СПб СД, на которой принимает решение о выходе Санкт-Петербургского Союза дизайнеров из состава Союза дизайнеров России с внесением соответствующих изменений в Устав СПб СД.

• Центральный банк утверждает разработанное по инициативе и усилиями независимого дизайн-сообщества международное обозначение российской валюты – «знак рубля» – с формулировкой: «Графическое обозначение рубля в виде знака представляет собой прописную букву «Р» кириллического алфавита, дополненную в нижней части горизонтальной чертой, создающей впечатление присутствия двух параллельных линий, что символизирует устойчивое положение российского рубля».

 • В ноябре 2013 года Минпромторг начал разрабатывать систему бесплатной сертификации товаров для того, чтобы помочь потребителям сделать выбор в пользу российских продуктов
 

Источники:  
– «Российский дизайн. Том 1» Автор: Н.В. Воронов. ISBN 5-901512-05-7
– ТЭ 1987 №4
– ТЭ 1992 №7
– Краткая хронология российского промышленного дизайна ссылка
– История графического дизайна. Часть I: 1825 – 2013 ссылка
– Доклад «Дизайн в Санкт-Петербурге. Вклад в культурное развитие и производительную силу города». Санкт-Петербург, 2021.
– Лонгрид «Советский дизайн» ссылка


Материал подготовил Александр Трофимов