Говорит и показывает дизайнер

Обычно дизайн молчалив. Он либо «большими мазками» формирует новую среду, либо вторгается в привычное каким-то частным, свежим и удобным смыслом, создавая новые отношения между человеком и искусственным миром. В любом случае он не особенно говорлив. Да и работают дизайнеры не то чтобы втихомолку, но почти втайне, закрытыми группами или поодиночке. Однако когда дизайнер начинает говорить – а при этом ему есть что сказать! – вдруг обнаруживается, что мир предметов полон голосов.


С.В. Мирзоян и С.Хельмянов. Фото: © Александр Трофимов

Предметов, потому что дизайн ими проявляется, но за каждым из них видна фигура его творца. Переплетения судеб, творческих потенций, индивидуальностей и характеров, задач обучения и моделей взаимодействия – сложный многомерный мир, зовущийся попросту «Муха» – всё это нашло отражение в очень личном труде, книге авторства Светланы Вагаршаковны Мирзоян и Сергея Петровича Хельмянова «Санкт-Петербургская школа дизайна». Это второй том проекта, взявшего на себя непростой, но чрезвычайно интересный труд выпукло и с разных сторон показать феномен некогда Училища, а ныне Академии, носящей имя барона Штиглица. Книга была представлена на встрече единомышленников в Креативном пространстве Мойка-8.

TROFOTO_1212_25012019-3.jpg

Да, это взгляд «со своей колокольни». Но любовно собранная и внимательно подготовленная книга становится не строгим энциклопедическим сборником, а ярким индивидуальным выражением благодарности институции, в истории становления которой принимали участие замечательные творцы и поразительные педагоги. Сборник ретроспекций и представлений о будущем представляет впечатляющий ряд проектных достижений, учебных будней и зарисовок об удивительных людях. Многослойная история «Мухи» представлена условной временной шкалой, отмеряющей потрясающее развитие школы, становление профессий, отстаивание их места в жизни как необходимого, неизбежного и могучего инструмента созидания будущего. Как справедливо заметил на этом вечере председатель Союза Сергей Дужников: «Совершенно уникальная книга, связанная с альма-матер».

Книга является логичным и необходимым развитием темы, заложенной первым томом (а между ними уже 8 лет работы!). И, разумеется, как говорит Сергей Хельмянов, «ценность этой книги именно в субъективном взгляде, в личном отношении, которое туда заложено». А «сложность композиции такого издания в том, что много разных материалов – получается пэчворк». Собрать это воедино непросто. Это большая лоскутная картина, где в каждом пикселе таится биография, история, воспоминание, личность. Адресатом издания в первую очередь становятся те, кто входит в стены «Мухи». Уж они-то должны знать, что «Академия Штиглица не рядовая школа, это событие мирового масштаба,.. школа гуманистического свойства, эмоционального».

TROFOTO_1215_25012019.jpg

Отдельно Сергей говорит и о самоиронии, присущей духу Академии на всём протяжении её существования. Училище технического рисования, пройдя циклы колебаний в развитии, стало совершенно особенным учебным заведением, на которое равняются очень разные образовательные учреждения страны. О чём и рассказывает Светлана Вагаршаковна, дизайнер, имеющая за плечами не только мощную практику с диапазоном задач от столовых приборов до автомобиля, от светильников до электропоезда, но и не менее впечатляющую историю преподавания. А ведь феномен Учителя – это не поклонение раздутому авторитету, не шаблон дежурного пиетета, а живая благодарность специалисту, который страстью и вдумчивостью каждый день подталкивает молодого творца к открытиям и уверенности в себе. «Они какие-то чистые были, бесхитростные», – говорит Светлана Вагаршаковна о своих собственных учителях.

TROFOTO_1217_25012019.jpg

Самый вечер презентации 2-го тома, «синего» после «красного», стал по-семейному закрытым собранием близких людей, единоцеховиков. Воспоминания, восторги, анекдоты и славословия стали живым фоном для начала путешествия этой книги. И весёлые искры в глазах Светланы Вагаршаковны, когда она подписывала титульные листы, попутно рассказывая о том, «как всё было», говорят в пользу её неиссякаемого любопытства и энергии. Кстати, пожелания здоровья зачинателю такого благородного труда были совсем не лишними. Ведь сама реализация идеи оказалась возможной благодаря страховой выплате от латышской стороны, предпринятой, кстати, по её собственному хотению, когда неприятное происшествие (пешеходный переход в Риге, зелёный свет, внезапная машина, переломы и затем металлические штифты) обернулось «знаком свыше» и помощью в воплощении красивой задумки. Это потом уже пошли новые везения, вроде случайности, благодаря которой Эрмитаж безвозмездно и доброжелательно предоставил редкие изображения для издания (портреты барона Штиглица). Как говорит Светлана Вагаршаковна, огромный материал в 4-х чемоданах, которые принёс ей когда-то сын Иосифа Александровича Вакса, конечно, не помещается в этих двух томах. Например, она говорит о том, что о блокаде Ленинграда получились лишь две страницы, а материала там было «Во сколько!» – и показывает руками стопку бумаг. Остаётся надеяться, что «продолжение следует» и это частное исследование истории «Мухи» обогатится новыми открытиями, полными пристрастным отношением автора.

Текст: © Владимир Корольков. 2019
Фото: © Александр Трофимов. 2019