«Нить». Наталия Цветкова о мастерской, технологии и мастер-классах

Встреча с Наталией Цветковой на кафедре текстиля, где она преподает уже почти 17 лет, во время 140–летнего юбилея Академии им. А.Л. Штиглица

Наталия Цветкова

Наталия, расскажи о своей мастерской. Как она появилась?

Мастерская ткачества кафедры текстиля на ручных ткацких станках была основана в 1999 году. На 2 курсе в 1995 году, я ездила на стажировку в город Коувола в Финляндии по «студенческому обмену». А несколькими месяцами ранее мы принимали в Санкт-Петербурге студентов, изучающих текстильный дизайн из этого города. Они ходили на занятия вместе с нами, занимались рисунком, живописью, специальными дисциплинами. Тогда я познакомилась с Мари Валлден, которая жила у нас дома и мы вместе ездили на занятия в «Муху». Наше знакомство с Мари Валлден переросло в дружбу, которая продолжается до сих пор, а мы вместе сделали совместные проекты в России и Финляндии.

Мастерская Наталии Цветковой в Академии А.Л. Штиглица
В мастерской ткачества Наталии Цветковой Академии А.Л. Штиглица.
Позже в Финляндию поехала я и еще двое моих одногруппников. Мы тоже посещали занятия – это была, главным образом, работа в материале. Там была хорошая мастерская ткачества на ручных ткацких станках. В «Мухе» тогда не было этого направления, стояли только механические станки, на которых работал мастер по нашим проектам. Техника ткачества на станках меня очень заинтересовала. Тогда же Мари помогла купить мне ткацкий станок. В Финляндию мы поехали вместе с моим папой, который его мне и подарил. Станок до сих пор прекрасно работает и большинство моих творческих проектов созданы именно на нем.

Закончив в 1999 году кафедру художественного текстиля, я поступила в аспирантуру и осталась преподавать на кафедре. Заведующая кафедрой Королева Мария Александровна предложила мне организовать мастерскую ткачества на ручных ткацких станках. Два станка у кафедры были, но они не работали. С помощью моего мужа Константина Фролова и папы Николая Цветкова мы починили эти станки и я начала их осваивать. Чуть позже Мари сказала, что в Финляндии есть б/у станок за 700 евро. Деньги удалось заработать, приняв участие в проекте «Ландшафты сновидений». Это был проект австрийского композитора – Элизабет Шимана, который проводился в Музее нонконформистского искусства «Пушкинская-10» в 2003 году. Элизабет хотела использовать станок в качестве музыкального инструмента, так как в процессе работы он издает ритмичные звуки. Весь перформанс состоял из музыки, видеоряда и процесса работы на ткацком станке. Моей задачей было предоставить станок и обеспечить его работу. Мы с мужем разобрали его, перевезли и собрали для перформанса, затем снова разобрали и перевезли обратно в мастерскую. Так я заработала 700 евро, необходимые для покупки третьего станка. Четвертый станок, самый большой, шириной почти 3 метра был отдан нам бесплатно, он тоже финский, самодельный. Его мы за свой счет перевезли из Финляндии и доделали недостающие детали.

Ткацкий станок
Один из старейших станков в мастерской ткачества Наталии Цветковой
Ткачество на ручных станках интересно студентам. В 2005 году в выставочных залах Союза Дизайнеров на Мойке-8 состоялась выставка «Тканые структуры» в рамках проекта «Мастер и подмастерье», где впервые были показаны студенческие работы, выполненные в технике ткачества на ручных ткацких станках. Там были представлены также некоторые мои творческие работы, выполненные в этой технике. Тремя годами ранее, там же, на Мойке-8, состоялась совместная с Мари Валден выставка ручного ткачества «Мелодия текстиля». Целью этих проектов было развитие ткачества на ручных ткацких станках в новом ключе, а не повторение известных традиционных мотивов, что делают различные этноклубы, создание объектов современного искусства и дизайна на базе традиционных технологий.

За ткацким станком Паутова Анна (2 курс)
За ткацким станком Паутова Анна (2 курс)

Свои творческие работы ты тоже создаешь здесь?

Нет, творческие работы я делаю дома, в академии все станки заняты студентами. Чтобы все успели сделать свои творческие проекты, необходимо четко распределять время. В семестре 18 недель и получается, что каждый студент может плотно работать на станке неделю, максимум две, в зависимости от количества ребят в группах. Конечно, нужно время на создание эскиза, его обработку в компьютерной программе, расчет нитей. Так что, пока один ткет, остальным тоже есть работа.

Многих интересует, как это сделано? Расскажи о технологии.

Ткань состоит из переплетающихся между собой двух систем нитей – нити, натянутые на станок, называются «основа», а пересекающие их под прямым углом – «уток». В зависимости от способа переплетения нитей возникают ткани разной структуры. На ручном ткацком станке переплетение регулируется за счет количества ремизок – это специальные рамки, куда продеты нити основы и подножек, на которые нажимает ткач. При работе на станке нужно задействовать и руки, и ноги, как при игре на органе. А более современные технологии, ты ими пользуешься или тебе нравится именно этот способ, которому уже, наверное, тысячи лет?

Технология ткачества

Мне нравится создавать современные вещи, используя и развивая технику ручного ткачества. Да, действительно, этой технике уже тысячи лет, первые ткани появились еще в эпоху неолита, тогда же был создан и первый ткацкий станок. Но если посмотреть на историю текстильного искусства, мы видим, что каждый народ, каждая культура создали в этой технике неповторимые и очень разные шедевры – это и персидские ковры, и парчовые ткани Византии, и французские шпалеры, и объекты «искусства волокна», получившие распространение во второй половине ХХ в., и, наконец, современные текстильные инсталляции. Текстиль доказывает свою жизнеспособность и неисчерпаемость возможностей. Он может быть двухмерной тканью и трехмерной «текстильной скульптурой», утилитарной вещью и объектом современного искусства. Я стараюсь использовать нетрадиционные материалы при создании своих работ. Так, например, некоторые мои работы сотканы с применением металлической проволоки, резиновых нитей, разрезанных полиэтиленовых пакетов. Это позволяет создавать интересные эффекты, изменять структуру текстиля. Кроме того, можно экспериментировать и с переплетениями нитей. Например, у меня есть работа «Инверсия», в основе создания которой лежит технология двухслойного ткачества. Я видоизменила эту технику, в результате получился черно-белый объект, где слои могут меняться и в горизонтальной, и в вертикальной плоскостях. Еще можно применить традиционную технологию в необычном ключе. Есть так называемые «полые ткани» – круглые бесшовные изделия. Таким способом на предприятиях делают технический текстиль – пожарные рукава, транспортерные ленты. Интересно, что так же делают искусственные кровеносные сосуды, используемые в современном протезировании. Это пример современного соединения традиционной техники и высокотехнологичных материалов. Я применяю полое ткачество при создании арт-объектов. Таким способом сотканы «деревья» для инсталляции «Зимний лес», арт-объект «Ракушка», а также «Платье-трансформер» – одежда, способная быть платьем разных фасонов, юбкой и объектом интерьера в зависимости от настроения человека.

Я знаю, что ты проводишь интерактивные мастер-классы по всему миру, участвуя в которых дети и взрослые могут прикоснуться к этому древнейшему действию, почти обряду… Расскажи как это происходит. Что говорят потом люди?

Говоря о мастер классах, в первую очередь мне хочется представить «живой стан». Это уникальный способ коллективного создания ткани, впервые он был описан пензенским краеведом Гвоздевым, а образцы поясов, вытканных на «живом стане», были им представлены в 1923 г. на Сельскохозяйственной выставке в Москве. Я наткнулась на это описание, работая над кандидатской диссертацией.

Мастер-класс Наталии Цветковой в СПбГХПА им. А.Л. Штиглица
Мастер-класс Наталии Цветковой «Живой стан» в СПГХПА им. А.Л. Штиглица. Май 2016
Этот вид ткачества заинтересовал меня своей необычностью, и я решила представить «живой стан» в качестве мастер-классов для детей. Мастер классы были организован в форме игры: дети встали друг напротив друга, затем я надела им на руки нити основы, имеющие на концах небольшие петли. В результате двое стоящих напротив друг друга детей держали по две нити основы. После того как нити основы были натянуты, я попросила детей, стоящих справа, поднять правые руки. В результате одна группа нитей основы (нечетные нити) оказалась выше других, т.е. образовался так называемый «зев». Ребенок, державший в руках уток, должен был пройти через этот зев, перешагивая нижние нити основы и пролезая под верхними, одновременно протягивая нить. Затем дети этой же группы поднимали левую руку, и процедура повторялась еще раз. Затем то же самое проделывали дети, стоящие слева. Таким образом, ткань равномерно ткалась в обе стороны.

Мастер-класс «Живой стан»

Мастер-класс «Живой стан» в Академии А.Л. Штиглица.
Мастер-класс «Живой стан» в Академии А.Л. Штиглица. Май. 2016
Данный способ ткачества, как показала практика, очень понравился детям. Они постоянно менялись друг с другом, становясь то основой, то утком. Такая игра развивает в детях внимание и навыки коллективной работы, так как процесс ткачества был возможен лишь в результате синхронности их действий. Кроме того, данный мастер-класс позволил детям в результате игровой практики понять процесс создания ткани, как бы прочувствовать его изнутри, как бы самим «превратиться» в ткацкий станок.

Впервые мастер-класс был проведен в Великобритании в 2005 году на моей персональной выставке «Fiber Fascination», проходившей в галерее недалеко от города Абердин. Было очень трогательно, все дети после мастер-класса написали мне письма со своими впечатлениями и нарисовали рисунки. Я их храню. Мастер-класс потом повторялся несколько раз – в 2007 году в Финляндии тоже в рамках персональной выставки, в 2009 году в Петрозаводске на фестивале «Пестрые нити», в 2010 и 2013 г.г. в Санкт-Петербурге. В Петрозаводске и Санкт-Петербурге мастер-класс проводился для взрослых людей. Им было бы тяжело пролезать между нитями, поэтому «живой стан» пришлось немного переделать, в результате чего стало возможно переплетать нити руками, передавая уток от одного участника к другому.

Вообще процесс создания ткани как ритуал представлен различными древними обрядами, в которых текстиль фигурирует в качестве действующего лица. Все девушки села коллективно изготавливали холст. Затем разжигался костер из щепок, принесенных из каждого дома. Жители села проходили под холстом, пронося больных и детей, после чего холст сжигался. По мнению исследователей этнографов, процесс изготовления холста моделирует процесс создания мира. Проходя под полотном, люди переходят в новый мир, оставив старому свои болезни и несчастья, а сжигание интерпретируется как возвращение холста посредством стихии огня в мир природы. Что касается непосредственно «живого стана», то по мнению этнографов он представляет большой исторический интерес, так как, возможно, мы имеем здесь дело со случайно сохранившимся реликтом древней техники тканья, позволявшей организовать такой сложный процесс, требовавший участия большого количества женщин, идеальной дисциплины и слаженности в работе, руководимой старшей. Возможно, в «живом стане» не только получаемая ткань, но и сам процесс ткачества имели ритуальную функцию. Ассоциацию создания ткани – материи с сотворением жизни можно видеть и в других культурах. Например, в Японии ткачество считалось занятием богов. И Богиня солнца постоянно ткала небесную материю, ткань Мира, благодаря чему мир становился разнообразнее.

Среди других мастер-классов, которые я проводила, были плетение на пяти пальцах, ткачество «на бердечке» и ткачество гобеленов. Кстати, мастер-классы «живой стан» и плетения на пяти пальцах я провела в СПГХПА им. А.Л. Штиглица в мае 2016 года в рамках благотворительного семейного праздника «Международный День Целиакии».

Мастер-класс плетения на пяти пальцах Наталии Цветковой в СПГХПА им. А.Л. Штиглица в мае 2016 года в рамках благотворительного семейного праздника «Международный День Целиакии»
Мастер-класс плетения на пяти пальцах в СПГХПА им. А.Л. Штиглица в рамках благотворительного семейного праздника «Международный День Целиакии»
Помимо мастер-классов я проводила публичные лекции об искусстве текстиля. В 2015 году, например, рассказывала о шелке в рамках фестиваля «Императорские сады России» в Санкт-Петербурге, в 2014 году участвовала в Фестивале науки в Ростове-на-Дону, в 2012-м делала серию лекций в Финляндии.

О чем тебе самой хотелось бы рассказать, чего не спрашивают?

Мне хотелось бы рассказывать о современном искусстве текстиля. В России привыкли воспринимать текстиль как что-то плоскостное, традиционное. Многие галереи и музеи не хотят выставлять произведения текстильного искусства, потому что не понимают, что это актуально и современно. Российским художникам нужно расширять свой кругозор, участвовать не только в российских, но и в международных проектах. Во второй половине ХХ века появился термин «fiber art» – «искусство волокна». Волокна – это и металл, и дерево, и нити. Все это можно интересно комбинировать, искать новые творческие ходы. Я считаю, что мои работы тоже можно назвать именно этим термином – «искусство волокна».

Спасибо, Наталия! Глядя и на другие твои работы в разных техниках и технологиях, я думаю, что выполненные из ниток, пряжи или волокна они связаны невидимой нитью с предназначением женщины – соединять, сплетать, ткать полотно этой жизни и от ее искусства зависит, насколько оно надежно.

Беседовала : Александра Траубе
Фоторепортаж: © Александр Трофимов. 2016

Наша справка:

Наталия Николаевна Цветкова

Родилась в 1975 году.
Училась 1993-1999 гг. на кафедре художественного текстиля СПГХПА им. А.Л. Штиглица.
1999-2002 – аспирантура СПбГХПА им. А.Л. Штиглица.
В 2002 году – защита кандидатской диссертации.
С 1999 года по настоящее время работает на кафедре художественного текстиля СПбГХПА им. А.Л. Штиглица. Член Союза Художников России, Санкт-Петербургского Союза Дизайнеров (секция «Арт-дизайн»).
Художник, кандидат искусствоведения, доцент Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А.Л. Штиглица.
Участник более ста пятидесяти российских и международных выставок, в том числе десяти персональных.