Высота. 
Татьяна Сергеевна Самойлова



Родилась в Ленинграде в 1939 году. Закончила ЛВХПУ им. Мухиной в 1962 году. С 1962 по 1995 годы работала в Ленинградском филиале ВНИИТЭ. Профессор, преподаватель Санкт-Петербургского государственного института культуры, факультета информационных технологий. Член Союза дизайнеров России с 1987 года.

Татьяна Сергеевна Самойлова была в президиуме Учредительного съезда Союза дизайнеров СССР в 1987 году и остается в этом «президиуме» среди дизайнеров, пользуясь огромным уважением и по сей день.

Первый человек, с которым мне посоветовал познакомиться в секции «Арт-дизайн», ее председатель Владимир Свердлов, это именно Татьяна Сергеевна. Ее работы известны многим, общались мы с ней также неоднократно, и каждая встреча была для меня событием. Всегда трудно писать о ком-то в превосходной степени, чтобы это не было высокопарным, но я буду стараться... и передать наш разговор, который состоялся у нее дома, совсем недавно.

Татьяна Сергеевна, вы хотите рассказать о своих родителях?

Я родилась в Ленинграде. Когда началась война, мне было два года и мы уехали в эвакуацию под Ташкент. Я начинаю себя хорошо помнить после нашего возвращения в Ленинград, с того момента, когда в день Победы я шла по улице, было тепло, салют, летали самолеты и я была одна без родителей. Мой отец был военный и вскоре мы уехали на север, в Полярный, где он служил, там я закончила первый класс, после чего мы вернулись обратно в Ленинград.

Был какой-то момент осознания своей будущей деятельности?

Я училась средне до старших классов, когда обнаружилось, что я практически не воспринимаю химию, физику и математику. На экзамене по химии, когда у меня нашли шпаргалки и выгнали из класса, мне помог только авторитет старшего брата отличника, бывшего председателем совета дружины и знание формулы воды – Н2О. Надо было думать, куда идти дальше и мне помог муж моей тети, как раз химик, который ходил в театральную студию, где по соседству был рисовальный класс. Я рисовать начала только в 10 классе. Успела нарисовать один шар, как наш руководитель, сообщил, что впервые в истории ЛВХПУ имени Мухиной, открываются подготовительные курсы и всем надо пойти записаться и даже мне. У одной девочки вызвало недоумение, что я пойду тоже, хотя ничего не умею и это очень подхлестнуло меня в развитии. С тех пор я ходила заниматься пять раз в неделю. При поступлении я выбрала кафедру металла, потому, что там был самый маленький конкурс.

Инскрипт И. Вакса на книге подаренной Татьяне Самойловой: «Танечке Самойловой любимой ученице в прошлом, великому дизайнеру в будущем, на память добрую от автора 7.ХII.65»
Инскрипт И. Вакса на книге подаренной Татьяне Самойловой: «Танечке Самойловой любимой ученице в прошлом, великому дизайнеру в будущем, на память добрую от автора 7.ХII.65».
Журнал «Огонек» за 1962 год. Статья о выпускниках ЛВХПУ им. Мухиной. Татьяна Самойлова на фоне своего дипломного проекта.
Журнал «Огонек» за 1962 год. Статья о выпускниках ЛВХПУ им. Мухиной. Татьяна Самойлова на фоне своего дипломного проекта.
Выбирать тему диплома было нельзя, мне достался огромный портальный кран, давшийся с большим усилием. Я люблю все маленькое и миниатюрное.

Потрясающие личности, наши звезды – Вакс и Катонин, очень трепетно к нам относились. За первую композицию я получила двойку, я храню её, это отмывка пепельницы. За вторую – три с минусом, а дальше потихонечку стала продвигаться и теперь своим студентам, у которых в начале не получается, я рассказываю свою историю. На выпуске нас было восемь человек, четверо получивших на защите дипломов пятерки с одобрением ГЭК, были распределены во ВНИИТЭ.

Первая встреча во ВНИИТЭ для организации интер-дизайн семинаров, 1979 год
Первая встреча во ВНИИТЭ для организации интер-дизайн семинаров, 1979 год.
Статья в журнале «Metropolis», 1989 год
Статья в журнале «Metropolis», 1989 год.

Очень интересная тема – интер-дизайн семинары, как это было организовано, сколько раз вы участвовали?

Семинары были организованы выдающимися личностями, я считаю – героями: Юрием Борисовичем Соловьевым, Кенджи Экеаном и Артуром Пулласом. Они были одного возраста, общих взглядов, все трое очень сильные личности. Много, сделали для своих стран, сейчас готовлю материал о них, об их колоссальном вкладе в развитие мирового дизайна. На дизайнерском конгресс в Америке им троим вручили голубые орденские ленты. У меня на этом конгрессе был доклад. Я участвовала четыре раза, В Норвегии, Армении, Америке и Японии. Собирались представители не только этих стран. В течении двух недель, люди жили, учились и работали вместе, была и культурная программа. Когда я поехала в Норвегию, то из женщин на семинаре была только я, но меня это не смущало. Задачей семинара, конечно не являлось создание конкретного продукта, а исключительно взаимное обогащение от процесса совместной работы. Организаторы старались приглашать дизайнеров самых разных специальностей. Участие оплачивали фирмы где они работали или самостоятельно, мое участие финансировало ВНИИТЭ. Вначале, обязательно было знакомство. Нужно было рассказать о себе, откуда ты, чем занимаешься, что любишь, как стал дизайнером, как работаешь, самостоятельно или в компании, кто является авторитетом в мировом дизайне. После этого были сутки, чтобы определиться, с кем ты будешь работать. Давались разные задания на определенные темы, дизайнеры объединялись в пары или тройки, но можно было работать и одному, так я обычно и делала. Обязательно был отдых, экскурсии, в Норвегии даже катались на лыжах.

«Дом для бездомных». Графическая подача проекта, семинар в Сан-Франциско 1992 год. «Вода – это жизнь». Графическая подача проекта, семинар в Японии
«Дом для бездомных». Графическая подача проекта, семинар в Сан-Франциско 1992 год. «Вода – это жизнь». Графическая подача проекта, семинар в Японии.
В Сан-Франциско нас привезли на свалку промышленных отходов, дали перчатки и целый день мы работали на сортировке. Конкретного задания не давалось, надо было придумать нечто, используя полученные впечатления. Я решила сделать набор предметов для бездомных, которых там очень много, климат теплый и они часто спят на улице. Раскладной дом, который можно носить с собой. Графики разработали знак, обозначающий бездомного человека, он изображен у меня на крышке коробки.

Какие еще вам запомнились темы заданий?

В Японии была тема воды и я делала бутылки для питьевой воды, саму форму и графику. Девиз этого семинара был: «Вода - это жизнь».

Да, это очень красивое решение, сосуды с водой, выполненные в виде украшений носимых человеком, дают понять отношение к воде, как к драгоценности и драгоценности самой жизни. Наверное, у вас еще в школе было знание этой формулы воды… 

Семинар в Норвегии. Задание на тему детских игрушек, 1979 год
Семинар в Норвегии. Задание на тему детских игрушек, 1979 год

Как вы считаете, Санкт-Петербургский Союз дизайнеров, мог бы стать организатором подобных семинаров для дизайнеров?

Да, конечно, если иметь на это финансирование.

Отличалось ли общение на таких семинарах от того, что было принято у нас, во ВНИИТЭ, например?

Я считаю, что у нас тоже было всё на достаточно высоком уровне, но в СССР очень остро стоял вопрос внедрения разработок, зачастую все оставалось макетами и рисунками. Некоторым моим разработкам, я считаю, повезло, очень долго выпускались электробритвы «Харькiв» и ручная швейная машинка «Стежок», созданные вместе с дизайнером Игорем Чупруном.

Электробритвы «Харькiв». Выпускались Харьковским военным заводом.
Электробритвы «Харькiв». Выпускались Харьковским военным заводом.
Стакан для карандашей, 1970 год, алюминий. Выпускался в Ленинграде
Стакан для карандашей, 1970 год, алюминий. Выпускался в Ленинграде. Фото: © Александр Трофимов. 2017
Ручная швейная машинка «Стежок», 1986 год. Выпускалась в Ленинграде
Ручная швейная машинка «Стежок», 1986 год. Выпускалась в Ленинграде. Фото: © Александр Трофимов. 2017
Проект набора кухонной посуды, 1990-е годы.
Проект набора кухонной посуды, 1990-е годы.
Проекты электробритв и зажигалка, 1991 год
Проекты электробритв и зажигалка, 1991 год. Фото: © Александр Трофимов. 2017
Проект коллекции наручных электронных часов, 1989 год
Проект коллекции наручных электронных часов, 1989 год. Фото: © Александр Трофимов. 2017
Настольные часы-калькуляттор,1989 год.
Настольные часы-калькуляттор,1989 год. Фото: © Александр Трофимов. 2017
Когда не было конкретных заказов, предлагались различные темы для разработки. Очень была увлечена конструированием часов, создала большую коллекцию. На выставках за границей они всегда имели большой успех.

Макет предметов маникюрного набора из бумаги
Макет предметов маникюрного набора из бумаги.
Маникюрные наборы, детский и женский, 1995 год
Маникюрные наборы, детский и женский, 1995 год
Маникюрные наборы, детский и женский, 1995 год. Фото: © Александр Трофимов. 2017
Домики для птиц, 1999 год
Домики для птиц, 1999 год. Японский эко-проект.
Надо было сделать домики для птиц. С материалами было очень сложно, я размачивала упаковку для яиц, делала папьемаше. Получилось десять домиков.

Упаковка - еще одна скорлупа, сохраняющая яйцо из которой получается еще одна скорлупа – человек, своей идеей прикасается к бесконечности! Тоже очень красиво! Знаю, что Япония значит для вас очень много, как вы первый раз там оказались?

Инженерный замок, где находился ВНИИТЭ, расположен недалеко от Дома Дружбы, куда я ходила обедать. Очень хотела попасть во Францию, но в этом обществе Дома Дружбы, не было мест, и мне предложили вступить в недавно образованное общество Российско-Японской дружбы. К Японии, у меня отношение было скорее негативное, как у военного ребенка, но меня уговорили и сразу была путевка. Поехали Сергей Гарибян, директор ЛФ ВНИИТЭ и моя подруга Катя Писарева. Сергей Гарибян связался с Кенджи Экуаном, после чего и начались отношения. Когда Экуан приезжал к нам в последний раз, по просьбе преподавателей факультета дизайна Политеха, я их познакомила и традиции семинаров в некоторой степени продолжаются теперь там. В этом году, в мае будет семинар на тему природы и экологии, приедет большая делегация из Японии с докладами.

Парфюмерный набор флаконов. Воспоминания о Японии. Оргстекло. Серебряный диплом биеннале «Модулор». 1995-2000 годы

Парфюмерный набор флаконов. Воспоминания о Японии. Оргстекло. Серебряный диплом биеннале «Модулор». 1995-2000 годы
Парфюмерный набор флаконов. Воспоминания о Японии. Оргстекло. Серебряный диплом биеннале «Модулор». 1995-2000 годы. Фото: © Александр Трофимов. 2017

А как создавался парфюмерный набор?

Мне предложил Экуан выразить свои впечатления о Японии, поскольку японцам интересен взгляд на их культуру европейцев. Я люблю все маленькое, макеты создавал Олег Пикоткин – просто гений, работает с любыми материалами. Коллекция участвовала в выставке в Японии, но заказов не последовало, они всегда отдают предпочтение своим и это правильно.

Как возникла секция «Арт-дизайн»?

Мне было некомфортно в секции промышленного дизайна. Я познакомилась с Володей Свердловым. Считаю его интереснейшим автором, его работы меня очень вдохновляли и я решила перейти в секцию «Арт-дизайн», которая на тот момент уже существовала. И я считаю такое направление очень правильным – это для фантазёров, для тех, у кого больше выдумки, артистизма и свободы. Арт-дизайн не имеет ограничений, это может быть даже не применимо в быту, но красиво. Я в этой секции чувствую себя комфортно.

Вам нравится преподавать?

Да, очень нравится. В институте Культуры я уже тринадцать лет. Обучаю только композиции, наш факультет очень популярен, каждый год абитуриентов все больше, в основном из других городов. Уговариваю всех после обучения возвращаться работать в родные места, устраиваться на работу, на диплом брать темы, способные вывести местные заведения культуры на новый медийный уровень.

И традиционный вопрос: что такое дизайн?

Дизайн – это очень интересная, нескучная профессия. На меня производит колоссальное впечатление, когда я вижу, как человек придумывает что-то совершенно новое, предлагает принципиально новый взгляд на предмет.

Что вы пожелаете Санкт-Петербургскому Союзу дизайнеров?

Быть, развиваться. Профессиональное сообщество необходимо в любой сфере.

Спасибо, Татьяна Сергеевна за этот разговор. Та высота, на которую вы себя подняли благодаря своему таланту, труду и преданности делу, пример для всех!

Беседовала Александра Траубе,
член секции «Арт-дизайн» Санкт-Петербургского Союза дизайнеров