Архитектурные фантазии

25 августа состоялось открытие проекта «Магистрали», который является частью архитектурного фестиваля «Архитектон MMXXIII». Этот проект продолжает городскую паблик-арт программу «Музейная линия» ЦВЗ «Манеж». Проект реализуется при поддержке ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург».


alexandra_traube-5244.jpg

Главным событием фестиваля станет профессиональная архитектурная премия проектов и построек для Петербурга. В конкурсе участвуют и профессионалы, и начинающие архитекторы. В жюри премии вошли лучшие архитекторы России. Премия позволит обратить внимание общества на лучшие архитектурные проекты в городе среди общественных зданий, общественных пространств, жилых зданий.

Неожиданным оказался объем и разнообразие арт-объектов, выстроенных в открытом пространстве у Манежа. Эскизы объемных форм были разработаны молодыми архитекторами и выпускниками архитектурных школ Петербурга. Проектной моделью стал архитектон Малевича — супрематическая объемная форма, прообраз архитектурного объекта будущего.

Архитектоны Малевича, Проуны Лисицкого, архитектурные фантазии Чернихова и другие проекты 20-х годов — свободная русская архитектура, определившая развитие мировой архитектуры на последующее столетие. Проекты русских архитекторов 20-х источник идей для множества мировых проектов — как реализованных, так и оставшихся в виде фантазий. Но в современной русской архитектуре идеи 20-х мало переосмыслены. Поэтому проект «Магистрали» очень важен.

Малевич работал с упрощенными объемными формами, создавая свои «Планиды» и «Архитектоны» как результат взаимодействия этих форм. Его эксперименты стали основой архитектуры XX века, простая форма становится узнаваемым образом. Именно поэтому заданием для молодых архитекторов стало создать новый архитектон, чтобы попытаться определить новый образ будущего, его символ и знак.

Кураторы проекта — Лиза Савина и Георгий Снежкин. «В проект были приглашены 15 команд молодых архитекторов. От начала проекта до момента его реализации прошло примерно 3 месяца. Выбор материала во всех проектах был за командами, за исключением главного архитектона, который изначально была идея собрать из труб магистрального газопровода», — рассказывает Лиза Савина.

alexandra_traube-5719.jpg

Площадь перед западным фасадом ЦВЗ «Манеж» превратилась в динамичное пространство, заполненное сооружениями, разными по форме и выбранным материалам. По первоначальному замыслу объекты должны были быть расположены в соседней локации, на бульваре, замыслу помешали действия коммунальных служб, объекты пришлось срочно переносить на площадь у Манежа, сочиняя новую планировку расположения объектов в ограниченном пространстве. Небольшая площадь, наполненная динамичными структурами, превращает пустырь у Манежа в театральное пространство. План расположения объектов в этом пространстве организован в виде сетки городских кварталов, проложенной под углом 45 градусов к планировке улиц, внешние плоскости объектов развернуты под углом по отношению к фасадам домов окружающей застройки, таким образом объекты воспринимаются динамичнее.

Материалы для реализации: бетон, арматура, прокатная сталь, дерево, использованные трубы… При таком разнообразии трудно добиться гармонии между соседними объектами, но они не мешают друг другу благодаря одинаковому масштабу.

alexandra_traube-5707.jpg

Архитектон, являющийся доминантой по расположению на площади и по масштабу, выполнен из труб круглого сечения различного диаметра архитектурным бюро NTML — Никита Тимонин и Мария Ляшко. По очертаниям он напоминает и архитектон Малевича «Гота», и пространственные структуры Якова Чернихова. По замыслу авторов объект посвящен русскому супрематизму. В основе два образа — орган и пламя, из труб картеновской стали воздвигнута пирамидальная структура, в которой соединяются принципы статики — подчинение труб вертикали, и динамики — формы улетают вверх. Оранжево ржавеющий цвет усиливает форму.

alexandra_traube-5712.jpg

На фоне массивных объектов выделяется прозрачный архитектон Анны Гончаровой и Николая Трофименкова. «Мы хотели использовать возможности модульной конструкции, в основе которой сетка, все элементы стандартные. В основе нашей конструкции вертикальные арматурные элементы, связанные наклонными плоскостями. Получилась летящая структура».

alexandra_traube-5333.jpg

Кинетический объект «Глэмстрой» Ксении Бендиной и Дмитрия Мухина разработан при участии Льва Нафтулина, члена Санкт-Петербургского Cоюза дизайнеров.

«Абстрактная композиция отсылает к историческому предназначению Адмиралтейского острова. В петровское время, в том числе на месте будущего Манежа — была промышленная окраина, дерево из Новой Голландии переплавляли в Адмиралтейство для строительства кораблей. Ярко-розовый цвет огнеустойчивой пропитки устанавливает связь с уже современной промышленностью. Объект имеет интерактивный компонент — можно толчком привести в движение кинетические балки, чтобы услышать отзвуки бывших, когда-то, в этих местах, строительных площадок».

alexandra_traube-5721.jpg

Зеркальная структура «Последняя триграмма» Ивана Казадаева (архитектурное бюро «Зима») задумана как объем, растворяющийся в окружающей среде, лишенный материальности.

alexandra_traube-5718.jpg

В центре возведена деревянная печь Александра Черкашина и Петра Иванова, архитектурное бюро «Полдень». Органично воспринимается рядом с архитектонами, обладая теми же архитектурными категориями: объем, тектоника, модульность. Вместо кирпича в объекте использован деревянный брусок — дань национальной архитектуре и игра с символами. В использовании материала заключен отказ от утилитарности объекта — печь не может быть деревянной.

IMG_5734.JPG

Работа NO.NO DESIGN: Дарьяна Буртасова, Софья Хворостяная, Анна Горбенко, Софья Панина (преподаватель Боремир Бахарев) архитектон — параллелепипед, одновременно выступающий в качестве упрощенной имитации элемента городского пространства.

Выставка «Магистрали» проходит в рамках фестиваля «Архитектон». Событие позволяет представить, как работает беспредметная скульптура в городской среде. Объекты, разные по массе, по характеру взаимодействия форм, по конструкции заставляют работать наш мозг. Дорисовывать формы. Объясняют нам, что объемы могут быть разными, и прямоугольные объемы тоже могут быть разными. Мы живем в безликой, агрессивной городской среде. Супрематические объекты, малые архитектурные формы делают городскую среду уникальной и разнообразной. Создают ту игру, которой не хватает даже в хорошо организованном функциональном пространстве. Не все должно быть утилитарным.

Кроме правильности формулы Витрувия «Польза, прочность, красота» у архитектуры есть еще и провокативная роль — появление непривычных объемов и форм в среде, с которой прекрасно справились все участники проекта. Думаю, было весело сидеть на деревянной печи из сказки про Емелю, которая одновременно является архитектоном русской архитектуры авангарда.

alexandra_traube-5369.jpg

Единственное сожаление о том, что в проекте не участвовали представители всех архитектурных школ города.

Текст: © Ирена Зорина, доцент Института дизайна пространственной среды СПБГУПТД 2023
Фото: © Александра Траубе 2023

Фоторепортаж с мероприятия можно посмотреть здесь.