Восемь черт бесконечности

Каллиграфия считается одним из сокровищ китайской культуры. Искусство каллиграфии является не только практическим воплощением китайской письменности или инструментом для передачи информации, но также – уникальным средством передачи эмоций, эстетических воззрений, моральных качеств и характера мастера.

Традиция приписывает идею создания иероглифов одному из мифических «Трёх Владык» китайской древности – Фу Си, по преданию, правившему Поднебесной с 2852 г. по 2737 г. до н. э. Согласно мифу, император Фу Си, прогуливаясь по берегу реки Хуанхэ, увидел появившегося из речных вод дракона, на спине которого проступали отчётливые знаки. Любознательный император тут же их срисовал. Знаки напоминали следы птичьих лап на песчаной отмели. Постигнув смысл узора, Фу Си начертал восемь триграмм – комбинаций из трёх сплошных и прерывистых черт, от которых и берёт начало китайская иероглифика.

calligraphy_2.jpg

Одной из самых оригинальных особенностей китайской письменности является то, что она была изобретена не для транскрибирования разговорного языка. Появившись в эпоху династии Шан в документах гадательного характера с целью записи ответов, приходящих из потустороннero мира.

«Строение иероглифа, его внешний облик может создать самые разнообразные впечатления – иероглиф может как будто неподвижно стоять, или идти, или лететь; двигаться, то, словно удаляясь от нас, то, наоборот, приближаясь; он может как бы спокойно лежать в дрёме или, пробуждаясь, вставать; иероглиф бывает печальным или, напротив, весёлым, он может передавать ритмы то весенние, то летние, то осени, то зимы; может походить на дерево, источенное жуками, или на острое лезвие ножа или копья…; иероглиф может напоминать движение струй воды или языков пламени, движение облаков или дымки, наконец - игру солнечных лучей или лунных бликов…». Из трактата, каллиграфа и музыканта эпохи Хань – Цай Юна.

Написано китайскими иероглифами за всю историю китайской цивилизации очень много! И много написано об этом! Остаться в стороне невозможно, давайте попробуем. Все просто!

В китайской традиции бумага, кисть, тушь и тушечница называются «четырьмя драгоценностями, что находятся в покоях культурного человека». Значит, они у вас есть.

Когда вы пишете иероглифы, задействуется не только кисть руки и пальцы, но и запястье, и мышцы всей руки в целом, вплоть до плечевого сустава. Если же каллиграф работает над большим полотном, в движение приходит все тело. Можно купить специальные «бесконечные» прописи, пишут на которых водой, после высыхания которой, не остается и следа. Каллиграфия – не результат, но процесс.

Правила написания иероглифов. Китайская каллиграфия придерживается пяти правил изображения письменных знаков. Рисовать иероглиф следует сверху вниз и слева направо. Сначала выводят горизонтальные черты, затем вертикальные и только потом – откидные. Из-за направления письма первыми выписывают диагональные линии слева, а следом за ними – находящиеся справа. Прежде всего наносят «каркас» иероглифа, то есть внешние черты. Точки за пределами знака рисуют в последнюю очередь.

calligraphy_1.jpg

Начинать практиковать каллиграфию нужно с освоения основных черт, из которых и выстраивается иероглиф целиком. Всего можно выделить восемь основных черт, все из них мы можем увидеть в иероглифе «永» (бесконечность):

1. 点 (дянь, diǎn) точка
2. 横 (хэн, héng) горизонтальная черта
3. 竖 (шу, shù) вертикальная черта
4. 钩 (гоу, gōu) крючок
5. 提 (ти, tí) восходящая черта
6. 弯 (вань, wān) изогнутая откидная влево
7. 撇 (пе, piě) откидная влево
8. 捺 (на, nà) откидная вправо

Древние правила каллиграфии, изложенные китайским каллиграфом Вай Фу-Жэнем в его труде «Би-чэнь-ту». В нем он рассматривал семь основных элементов каллиграфии (шесть линий и точка).

«Горизонтальная линия похожа на облака, распространяющиеся на тысячи ли; точка дянь создает впечатление падающего с высокой скалы камня; линия пе, сильно отклоняющаяся влево, как бы падающая сверху вниз, по форме напоминает лезвие меча или рог носорога; вертикальная прямая чжи – как старый стебель винограда, прямой и исполненный силы».

Еще эти элементы называли «семь тайн»... Хотите раскрыть их?

Встречаемся 15 октября в 18:00 в Креативном пространстве «Мойка-8». Как сидеть, дышать, держать кисть, вас научит Надежда Анатольевна Павлова – профессор кафедры графического дизайна Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица, кандидат искусствоведения.

Но помните! В классическом китайском языке не существует термина, эквивалентного понятиям «искусство» и «красота»! Нас ждет бесконечность!

Необходима регистрация. Зарегистрироваться.

Участие в мастер классе – 600 руб. Стоимость материалов включена. Количество мест ограничено.

При подготовке статьи использованы материалы сети интернет.
Материал подготовлен: Александра Траубе